Шеф Известий: "Литовская журналистика напоминает фельетон из прошлого"
Сергей Рекеда
Признание России литовскими официальными лицами "врагом номер один" уже не вызывает удивления. Интереснее, когда к этому начинают присоединяться СМИ, культивируя атмосферу русофобии в стране, как то было, например, с материалом главного редактора Delfi.lt Моники Гарбачяускайте-Будрене, суть которого понятна с первых строк: "Отчет Департамента госбезопасности и последовавший за ним годовой доклад президента Дали Грибаускайте приятно удивили тем, что наконец в обоих документах, как одна из самых больших угроз безопасности Литвы и недружественная страна, называется Россия и ее «внеклассная» деятельность в Литве". О чем свидетельствует появление подобных журналистских работ в Литве? Об этом портал RuBaltic.Ru побеседовал с президентом редакции газеты "Известия" Владимиром МАМОНТОВЫМ:
- Владимир Константинович, какую роль должна играть современная журналистика в политике?
- Прежде всего, роль вполне самостоятельного, независимого "летописца", комментатора событий. Журналистика должна служить интересам читателя - и не должна подменять собой политическую деятельность. Лучше всего, как ни странно, старая формула: писать историю современности. Не вижу в ней ничего устаревшего и плохого. Беда нынешней журналистики заключается как раз в том, что происходит подмена: идет прямое участие в тех или иных политических событиях, прямая поддержка по тем или иным мотивам политических сил, кланов, экономических интересов. Очень жаль.
Я думаю, по мере развития все больше читателям, да и политикам, понадобится объективная журналистика, а мотивированная (осторожно назовем ее так) уйдет в прошлое.
- Вы не так давно были в Литве - наверняка, обратили внимание на специфику работы коллег и в этой стране. Не могли бы поделиться своими наблюдениями - как соотносится литовская журналистика с тем, что Вы описали сейчас?
- Я вряд ли смогу серьезно оценить на основе короткого пребывания всю литовскую журналистику. Хочу лишь описать конкретную историю, которая произошла со мной. Я приехал с самыми добрыми намерениями и выступил, как мне представляется, вполне доброжелательно и откровенно, искренне. Не то чтобы я подбирал выражения - просто мне вообще несвойственна жесткость в тех или иных высказываниях, я всегда стараюсь понять другую сторону. Но внезапно я обнаружил, что оценка моего пребывания в стране, того, что я успел сказать в каких-то интервью, была выдержана в стилистике, от которой я уже давно отвык, откровенно говоря. У нас в России не мед и не сахар, но вот так описывать те или иные события, в таких выражениях... Честно говоря, сложно даже с чем-то сравнить... Хотя нет, я знаю с чем можно. Когда я был в Литве, посетил исторический, замечательный, дорогой для меня ресторан "Неринга", где бывал мой любимый писатель Василий Аксенов, Иосиф Бродский. Это удивительное место. На стеночке обнаружил аккуратно вырезанный и отксерокопированный кусочек из моей родной газеты "Известия". Когда-то в далекие шестидесятые один фельетонист очень резко, в известных выражениях костерил тех, кто построил и открыл этот “буржуазный” модерновый ресторан. Так вот сегодняшние оценки моей скромной персоны, моей непродолжительной поездки напомнили мне фельетон из прошлого. Мне казалось, что стилистика эта куда-то уже исчезла, но в Литве она на меня обрушилась, для чего, как мне кажется, я никакого повода не давал.
- В таком случае, что собой представляют с точки зрения журналистики такие работы, как статья главного редактора Delfi.lt Моники Гарбачяускайте-Будрене, которая фактически поддерживает насаждение страха перед Россией в Литве?
- Я бы сказал, что на самом деле это никакая не журналистика. Это просто человек высказал свою личную оценку происходящего. При этом мне хотелось бы верить, что другая точка зрения тоже могла бы появиться в этом средстве массовой информации. Если нет то, говоря советскими штампами - это какая-то "пещерная журналистика".
Это странная журналистика, когда есть одно мнение, удивительным образом совпадающее с официальным, и оно оказывается всегда правильным. Уже говорил об этом и в Литве и готов повторить еще раз.
Я понимаю, что наличие образа врага для сегодняшней власти в Литве критически необходимо. Происходят такие события в экономике страны, в ее общественной жизни, что если этого врага нет, то становится непонятно: "А что так плохо живем?" А если есть такой образ, то все понятно: "Это Россия все гадит! Тарифы поднимает, электроэнергию дешевую не дает, пустили нефть в обход, а нашему заводу теперь приходится покупать ее по каким-то бешеным ценам". Маленький пустяк: Литву никто не заставлял выстраивать экономическую модель именно так. Я понимаю, что это, возможно, инициатива не народа Литвы, а руководства, которое посчитало, что вот так будет достигнута независимость. Ну, независимость - это хорошо, но за нее тоже надо платить. Жалко только, что платит литовский народ, но опять-таки его вопрос, что с этим делать - протестовать, смириться или уехать вообще. Мы знаем, сколько литовцев после утверждения в стране евростандартов в экономике отчалило в ту самую Европу за лучшей долей, а это как на Россию свалить?
- Тогда возникает вопрос, насколько здорова система, для которой жизненно необходим враг?
- Это вопрос не для заезжего журналиста Мамонтова, безусловно. Это вопрос для литовцев. Я могу высказать лишь личное и не претендующее на истину мнение. Конечно, такая политическая структура вызывает подозрение. Но я предпочитаю оставить эту проблему гражданам Литвы, потому как у нас в России своих забот хватает. Иногда приезжаешь в страны Балтии и внезапно обнаруживаешь, что вообще-то там распространено мнение, что в России все озабочены тем, как насолить балтийским странам, вступить с ними в состояние, если не настоящей, то информационной войны, чего я абсолютно не обнаруживаю. Иногда даже несколько неудобно перед моими литовскими коллегами, которые полагают, что страны Балтии в умах россиян занимают большое место, чего на самом деле нет. Да, возникает иногда столкновение экономических интересов, политических – но это нормально между независимыми странами.
А то, что у нас под фальшивыми предлогами схлопывается сотрудничество, культурный и профессиональный обмен – мне жаль.
- Вы отметили, что мнение М.Гарбачяускайте-Будрене удачно совпало с политической конъюнктурой. Вы считаете, что это случайность?
- Вообще сайты, газеты и журналы бывают разные. Есть такое понятие, как "лоялистские СМИ". Если вернуться к тому, с чего наша беседа началась, то вот у этих лоялистских СМИ случайностей не бывает.
Это путь, вполне сознательно ими избранный. Дай Бог, чтобы он был искренним, тогда нет внутреннего противоречия, голова не лопается, а совесть не точит.
Но при этом любой нормальный журналист должен допускать, и допускать на страницы издания своего, что существует другая точка зрения, а его взгляд может оказаться не совсем верным. Это допущение отличает цивилизованную постановку журналистской жизни от нецивилизованной.
- Не являются ли такие "совпадения" в какой-то мере проявлением тоталитаризма, в котором Литва обычно обвиняет Россию?
- Если учесть, как односторонне и пошло порой критикуют Россию, то это хороший повод поймать моего литовского коллегу на слове и сказать: "Посмотри, сам-то ты кто? Что ты печатаешь? Ты не лоялист, ты..." и далее словами, которыми описали меня и мое прибывание некоторые коллеги в Литве.
Но не хочется опускаться до таких выражений. Умные люди и так все понимают.