«Латвия, которую мы потеряли»: когда история становится современностью
Александра Рыбакова
Одобренная на этой неделе депутатами правительственной коалиции преамбула к Конституции может вернуть Латвию во времена Карлиса Ульманиса. В этот исторический период тоже проводилась целенаправленная политика построения «латышской Латвии». Все «достоинства» данного правительственного курса поможет вспомнить новый документальный фильм «Латвия, которую мы потеряли», презентация которого состоится в конце февраля. О фильме и новой попытке создать «латышскую Латвию» портал RuBaltic.Ru поговорил с автором данного фильма Александром ГАПОНЕНКО:
- Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, подробнее о чем фильм «Латвия, которую мы потеряли?»
- Вниманию зрителей представляется трактовка событий жизни латвийского народа периода 1917-1945 гг. В основе фильма лежат лишь документальные кадры –видеоряд событий, которые имели место в этот период. Основную часть кадров современный зритель увидит впервые.
Главная тема фильма – межнациональные отношения в Латвии того в период. Взаимоотношения между русскими, латышами, латгальцами, немцами, евреями. Впервые дается достаточно подробная история этих взаимоотношений.
В современном латвийском обществе борются между собой две концепции. Правящая латышская элита реализует концепцию «Латвия для латышей». Оппозиция придерживается концепции «Латвия для латвийского народа». Обращение к историческим фактам позволяет увидеть, что из себя на самом деле представляет воплощение в жизнь одна и другая концепция.
Заложенные в фильме идеи коренным образом отличаются от исторической мифологии, которую проповедует сейчас правящая элита. Идет острая полемика с официальной точкой зрения на историю живших в Латвии народов.
- Почему важно этот фильм увидеть сейчас?
- Правящая латвийская элита взяла курс на сворачивание демократии в республике. Речь идет о принятии националистической Преамбулы к Конституции, о запрете на проведение референдума о ликвидации массового безгражданства, о попытке правящих запретить образование на русском языке, о принятии закона о запрете отрицания оккупации. Все эти действия предпринимаются в рамках реализации концепции «Латвия для латышей!». Фильм, как раз, и разъясняет последствия принятия всех этих законов.
Фильм, несомненно, вызовет ожесточенную критику со стороны официальных латвийских лиц. В прошлом году меня уже критиковали за снятый совместно с депутатом латвийского Сейма Николаем Кабановым фильм "Ostland", который был посвящен геноциду, который осуществляли на территории нынешней Латвии немецкие и латышские нацисты.
Эта тема присутствует и в новом фильме. Кроме того, рассматриваются межнациональные отношения в Первой латвийской республике Петра Стучки. Достаточно внимания уделено вопросу ассимиляции латгалов в период ульманисовской диктатуры. Поднимается вопрос о массовой депортации латышскими властями балтийских немцев в 1939 г. Все эти темы полностью исключены из круга обсуждаемых в нашей стране. Все подробности содержания фильма рассказывать не хочу, пусть будет сюрпризы при демонстрации фильма.
-О Преамбуле к Конституции, председатель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова написала следующее: «Первый этап поиска диалога завершился. Похоже, что пора переходить методам бархатных революций, так сказать, к ненасильственной борьбе с недемократическими режимами». Реально ли, что из-за принятия преамбулы к конституции латышской Латвии русские Латвии выйдут на улицу с протестом?
- Я согласен с ней. Политика диалога полностью провалилась. Русская община готова защищать свои права. Методами ненасильственного сопротивления. Будем создавать свой Майдан. Недавно ездил в Киев изучать опыт организации деятельности Майдана. Много чего интересного узнал для себя.
- Существовала ли, на Ваш взгляд, вообще когда-либо «латышская Латвия»?
- Ее начал строить на государственном уровне диктатор Ульманас в 1934 году, перехватив идею у латышских нацистов – перконкрустовцев. Существовала она до июня 1940-ого, когда латвийский народ сверг диктаторский режим. Позже был непродолжительный период советской власти, которая строили латвийскую Латвию. А летом 1941-го года латышские нацисты вышли из подполья, в которое их загнала советская власть, создали штурмовые отряды и попытались вновь строить «латышскую Латвию». Ради этого они уничтожили десятки тысяч евреев и цыган еще до прихода немцев. Потом немцы включили эти штурмовые отряды в состав своих войск Ваффен СС и использовали их уже для строительства расово чистого, немецкого Третьего рейха. Латышский этнос немцами предназначался частично к ассимиляции, частично к депортации в Сибирь. Латвия превратилась в часть рейхскомиссариата Ostland.
Однако латышские нацисты до сих пор говорят, что они сражались в рядах Ваффен СС за «латышскую Латвию». Отмечают день памяти павших нацистов 16 марта. В этом году будут праздновать в Риге 70-летие начала войны «латышской Латвии» против стран Антигитлеровской коалиции.
Однако это другая историческая тема. Другой фильм.