Литва вот уже более 20-ти лет усердно пытается построить экономику услуг, а выходит лишь, в лучшем случае, экономика обслуживания туристов и еврочиновников. Между тем, если пройтись по улицам одного только Вильнюса, можно обнаружить немало следов забытого индустриального прошлого нынешней литовской столицы.
Сегодня мы предлагаем Вам обратиться к истории промышленного Вильнюса и посмотреть на город через призму индустриальных объектов и неординарных личностей, оставивших след в его архитектурном и культурном ландшафте. За точку отсчета возьмем XIX век, когда город начал приобретать лицо крупного производственного центра.
XIX век
Во второй половине девятнадцатого века Вильнюс стал крупным промышленным центром. Основными отраслями тогда были металлургия, кожгалантерея и табачная промышленность. Силами немецких, русских и еврейских купцов в городе открывались новые заводы и фабрики. На рубеже веков начал формироваться промышленный центр в районе Лукишкес, сегодня более известный своей тюрьмой, нежели производственным потенциалом. На берегу реки Вилия (Neris) начинали работать лесопильни, фабрики бумаги, и открыла эру электричества первая в городе электростанция. В районе Шнипишкес заработали пивные и ликероводочные заводы, а городской пейзаж разнообразился видами труб, железа и промышленных помещений.
Завод металлических изделий «Вилия»
Одним из первых крупных литовских промышленников стал Вилейшис Пятрас — инженер, меценат, литовский общественный и политический деятель. Помимо своих заслуг в духовном воспитании литовского самосознания, Вилейшис был и коммерсантом, который в 1900г. открыл в Вильнюсе завод металлических изделий. Завод был разделен на два цеха — механический и слесарный. На базе механического цеха производились железные мосты и их детали, кессоны, цистерны, железные лестницы. Благодаря связям Вилейшиса «в верхах» этот цех получал немало госзаказов, «одев в железо», наверное, пол-Вильнюса. Слесарный цех был ориентирован на обывателя и производил железные ворота, двери, оконные рамы и поручни. В 1910г. Вилейшис обанкротился и продал свой завод обществу «Вилия», основателем которого являлся соратник по политической деятельности Йонас Басанавичус. С этого времени завод начал носить имя «Вилия». Всю свою жизнь Вилейшис настаивал на том, что основу экономического развития составляет промышленное производство, именно оно поможет Литве двигаться вровень со странами Западной Европы.
Фабрика ламп Крейнгеля
Еще одной интересной личностью Вильнюса был Тевель Мордухович, на западный манер называвший себя Теодор Крейнгель. Небогатый и невысокого происхождения, самоучка по образованию, он, тем не менее, изобрел карманную швейную машину и был удостоен медали на политехнической выставке в Санкт-Петербурге.
Проработав там несколько лет, Крейнгель вернулся в Вильнюс, где в начале XX века открыл фабрику ламп на Виленской улице. На его предприятии трудились около 300 человек, а продукция пользовалась спросом не только в Российской Империи, но и в Египте, Персии, Турции. Помимо производства, Крейнгель занимался изобретательством. Так, например, широкое применение получили его изобретения в области керосино- и бензино-калильного дела. Различные изделия, за которые Крейнгель в своё время был награжден семью золотыми медалями, сегодня можно встретить на интернет-аукционах и в качестве музейных экспонатов.
Вильнюсская электростанция
Сегодня, гуляя по Вильнюсу, нельзя не обратить внимание на здание в духе эклектики, украшенное статуей Электры. Четырёхметровую «оду электричеству» в 1902г. создал Болеслав Балзукевич, специально для башни первой виленской теплоэлектростанции. Проработав с 1903 по 1998г., станция была закрыта, однако и после утраты своего прямого функционала здание продолжает трудиться на благо горожан и гостей столицы. В день столетнего юбилея в 2003г. на базе электростанции был открыт «Музей энергетики и техники», сохранивший пульт управления станцией, паровые котлы, турбины и генераторы. В 2008г. музей пережил реновацию и сегодня представляет собой современный образец интерактивного образовательного центра.
Помимо утилитарной, здание электростанции выполняло и эстетическую функцию. Фигура Электры, которую можно увидеть на башне музея сегодня, — новодел, воссозданный в 1994г. скульптором Пятрасом Мазурасом по старым фотографиям. Оригинал же был демонтирован в 1957г. по причинам доподлинно неизвестным, но, скорее всего, политическим. Видимо, именно такие действия советской власти наиболее симпатичны современному литовскому руководству, раз оно повторяет их, но уже — по отношению к памятникам на Зеленом мосту.
Пивоваренный завод «Вильняус Таурас»
Если совершить небольшое путешествие на тридцать километров от Вильнюса, то в деревне Раудондварис вашему взгляду предстанет некогда самый известный пивной завод в Литве. Сегодня же постройки рубежа XIX-XX веков представляют собой заколоченные здания завода, пустующие помещения, груды мусора и гектары заброшенной территории.
На рубеже XIX - XX веков к поместью Парчевских были пристроены небольшой пивоваренный завод, мастерские, погреба и склады, а сама фамилия владельцев начала ассоциироваться с производством пенного продукта, популярного в Вильнюсской губернии. Пивоваренный завод Парчевского проработал вплоть до 1939г., однако национализация продиктовала свои правила, и пивоварня, объединенная с заводом «Шопен» (некогда главным конкурентом), получила более известное название — Комбинат пива и минеральных вод «Вильняус Таурас».
После распада СССР завод какое-то время оставался на плаву, но все же в 1994г. попал под протекторат датчан, выкупивших также брэнд «Kalnapilis». За несколько лет «оптимизации бизнеса» новые владельцы перенесли всё производство в Вильнюс, а завод забросили, предпочтя уникальным пивоваренным традициям экономическую выгоду и полностью переориентировав продукцию на массового потребителя. В эпоху примата экономики над всеми другими сферами жизни сложно спорить с доводами людей, оперирующих понятиями «прибыль», «оптимизация» и «рентабельность». Однако, глядя на некогда успешный завод и помня о качестве производимой на нем продукции, редкому любителю пенного напитка не придут в голову аргументы в пользу немассового продукта и необходимости защиты внутреннего производителя.
Вильнюсский завод топливной аппаратуры имени 50-летия СССР
О том, как промышленный Вильнюс, потерявший после обретения независимости в 1990г. большую часть своих производств, восстанавливал «своё лицо», наиболее красноречиво может рассказать Вильнюсский завод топливной аппаратуры. Он является одним из самых масштабных примеров «конверсии». Заводские мощности не так давно «переориентировали» в жилой комплекс модного направления лофт.
В 1959г. Литовский совет народного хозяйства принял решение о строительстве завода топливной аппаратуры в Вильнюсе. Это был единственный подобный завод во всей Прибалтике. Постепенно на территории в 21 гектар появились не только производственные цеха и промышленные помещения, но и центры для обучения, средне-специальные училища, жилые квартиры, спортивные залы, места для досуга и отдыха, кинотеатр и многое другое. По данным на 1987г., на заводе работало около 7000 сотрудников, из которых к 2000г. осталось только 1387. В новое тысячелетие завод вошёл с долгами и на протяжении следующих четырёх лет занимался лишь тем, что вёл судебные тяжбы по собственному банкротству и закрытию предприятия. Бывший завод-гигант на протяжении более чем десяти лет приходил в состояние полной разрухи, пока не попал под проект строительства нового жилого комплекса Loft-town. Правда, не все были рады такому «ренессансу» завода.
В СМИ раз за разом появлялась информация о загрязненной почве, в которой концентрация никеля и нефтепродуктов превышает предельно допустимые нормы. Тем не менее, жилой комплекс построен, квартиры в столь модном стиле лофт пользуются спросом, а некогда промышленный гигант превратился в колосса сферы услуг. Остается только гадать, на кого попытаются переложить вину власти Литвы в случае возникновения экологических проблем, связанных со специализацией завода. Не станут ли они обвинять советских «оккупантов», построивших завод, который кормил несколько тысяч семей, в причинении вреда жителям Вильнюса?
Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств и Стасис Брундза
Возможно ли из ВАЗ 21011 сделать настоящий раллийный болид? Скептики наверняка выдвинут множество аргументов против такой идеи, но практика показывает обратное.
В конце 1970-х гг. на подразделении Вильнюсского авторемзавода, позже получившем название «Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств», начал работать советский раллист Стасис Брундза. Он и стал готовить машины для соревнований совместно со своим товарищем, единомышленником и механиком высшего разряда — Зигмундом Кивертом. Ими была «прокачена» машина, фигурировавшая в протоколах зарубежных ралли как LADA 1600.
В основу её был положен ВАЗ 21011, специально отобранный на заводе в Тольятти, без «обесшумки» и «антикора». Доработанный в Вильнюсе автомобиль имел мощность в нереальные на то время 140 л.с. и разгонялся до сотни за 9,5 секунд, а самое главное — весьма неплохо выступал в раллийной серии «А». Позднее «Автоэкспорт» сделал самую быструю Ладу экспортным авто, а Чешский МТХ готовил совместно с ВФТС практически идентичные машины, но в протоколах ралли они фигурировали как LADA MTX
Позднее появилась и турбированная Lada VFTS, с двигателем 1800см3, и мощностью более 240 л.с. К сожалению, этому автомобилю уже не довелось поучаствовать в гонках. В 1986г. на базе ВАЗ 2108 Брундза создал суперкар «Эва» (Экспериментальный вильнюсский автозавод), который сегодня находится в музее имени своего создателя.
Каждый из этих заводов, открытий и изобретений — куда более важные памятники величия Литвы, чем статуя Антанаса Сметоны, которую планирует возвести нынешнее руководство страны. Однако разруха, как известно, сначала в головах, а лишь потом — на постаментах.