Депутат Сейма: Латыши считают «Новую волну» чужим мероприятием
Александр Носович
В Юрмале открылся очередной ежегодный фестиваль популярной музыки «Новая волна». В Латвии этот конкурс вызывает очень противоречивое отношение, а некоторые политики регулярно предлагают его закрыть. О культурном и экономическом значении «Новой волны» для латвийского общества в интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказал депутат Сейма Латвии («Центр Согласия») Игорь ПИМЕНОВ:
- Г-н Пименов, важна ли для Латвии «Новая волна»?
- И да, и нет. Для одних групп населения этот фестиваль важен, для других – нет. Безусловно, это событие латвийского лета, к нему приковано внимание многих жителей, прежде всего русскоязычных и молодых.
Насколько этот фестиваль важен в культурном плане – это дело вкуса. Видите ли, мне 60 лет, и я воспитывался как раз в концертном зале «Дзинтари» в 70-е годы. И я хорошо помню, что летние сезоны в Юрмале раньше были связаны с именами Стравинского, Федосеева, Максима Шостаковича, гастролями симфонических оркестров. Сейчас вся программа классической музыки значительно обветшала, а все говорят о «Новой волне».
С точки зрения организационной фестиваль подготавливается исключительно хорошо, с точки зрения медийного освещения – еще лучше. Насколько он хорош в художественном отношении – вопрос вкуса каждого человека.
- После отказа от участия в «Новой волне» Раймонда Паулса осталась ли в программе конкурса латвийская составляющая, элемент латышской культуры?
- Я могу вам пересказать только то, что читал на наших новостных порталах – латвийская составляющая осталась, но качество наших исполнителей оставляет желать лучшего.
- А как к «Новой волне» относятся латыши?
- Есть разное отношение. Концерты посещают не только русские. Впрочем, по моим ощущениям, эти концерты посещают в первую очередь не латвийские русские, а приезжие россияне, которые селятся в Юрмале. Из них самая большая группа – это москвичи. Это мое ощущение, если я не прав, пусть меня опровергнут мои земляки.
Что касается латышей, то латыши связывают этот фестиваль с Россией в первую очередь: это российский проект со всеми потрохами, российский шоу-бизнес использует раскрученный бренд «Юрмала» чтобы привлечь внимание зрителей к концертам, которые демонстрируются по телевидению на Россию.
К слову сказать, когда смотришь концерт, то для неинформированного человека и не понять, где находится Юрмала – с трудом можно догадаться, что она находится за пределами Российской Федерации. Это очень важно, чтобы человек, живущий между Москвой и Петербургом где-нибудь в Твери, Туле или Бологом, включив телевизор, не сразу понял, где идет этот концерт.
При этом в Юрмале на отдых в последние годы собирается все больше и больше людей, не только из России, но и из других бывших советских стран. С этой точки зрения попадание очень точное – Юрмала очень хорошее место для этого конкурса.
Но повторяю: латыши относятся к «Новой волне» как к чужому проекту. Да и в культурном отношении он не совпадает с теми стереотипами, в которых воспитываются латыши в семье и школе. Поэтому у них трудное отношение к этому фестивалю.
- Какие стереотипы вы имеете в виду?
- Прежде всего, от фестивалей, которые проводятся в Латвии, ожидают большего звучания латышского языка – на фестивале «Новая волна» он практически отсутствует, уже по этой причине латыши считают его чужим. Мне кажется, что организаторы фестиваля многого бы добились для продолжения традиции проведения этого фестиваля в Юрмале, если бы они обратили свои взоры к латышской песне, латышской культуре.
- А как к фестивалю относится политическое руководство? Некоторые латвийские политики, например, считают «Новую волну» проявлением «мягкой власти» России...
- «Мягкая власть» - это скорее из области инсинуаций. Любое усиление культурного влияния России в Латвии воспринимается некоторыми политиками враждебно.
Даже если сюда приезжает «Золотая маска» - театральный фестиваль, привозящий лучшие спектакли российского театрального сезона.
Кстати, замечательный фестиваль, выше всяких похвал. Как раз его, в отличие от «Новой волны», прекрасно принимают в латвийском обществе, множество латышей с удовольствием посещает спектакли, которые каждую осень привозят сюда из России.
Вот это я бы сказал действительно серьезное проявление роста российского авторитета в латвийском обществе. В частности, среди латышей, которые в этом случае не имеют ничего против попадания под влияние российской культуры.
Мне бы хотелось, чтобы именно этот фестиваль набирал в Латвии обороты.
- А велика ли для Латвии экономическая составляющая «Новой волны» - доходы от туристов и прочее?
- Для Юрмалы очень велика. Это очень серьезные финансовые потоки. Каждый год увеличивается количество латвийских толстосумов, приезжающих сюда в Латвию. Понимаете, они все с кредитными карточками, они все арендуют элитную недвижимость.
Я уже не говорю о пребывании большого количества богатых зрителей в Латвии. Думаю, что так будет и в этом году, если конечно не помешает погода – у нас сейчас холодно и дождливо, а зал «Дзинтари» все-таки – это открытый зал, без стен. Надо очень любить музыку «Новой волны», чтобы просидеть там несколько часов на холоде и ветре.Достаточно сказать, что в прошлом году в Риге приземлились не то 130, не то 140 частных самолетов из России. Даже сама по себе аренда посадочной площадки, содержание этого самолета в аэропорту уже приносят большой доход.