Летом 2014 года Российский союз туриндустрии готовит несколько необычных проектов, которые смогут вернуть их участников в лучшие моменты их советской молодости. Эти проекты станут продолжением «Четвёртой смены», которая с успехом прошла летом 2013 года и на четыре дня превратила десятки взрослых людей из России и Латвии в пионеров. О том, как прошла «Четвёртая смена» и о том, какие проекты по "возвращению в СССР" появятся в 2014 году, портал RuBaltic.Ru узнал у главы Балтийского отделения РСТ Илоны АНСОНЕ.
- Илона, как родилась идея провести «четвёртую смену» пионерского лагеря?
- Это была коллективная идея, родившаяся во время круиза-конференции по Волге в июне 2012 года. На одном из тренингов мы разделились на команды, и каждая решала поставленную задачу. Невольно вспомнилось пионерское детство и отрядное соперничество. Так и появилась мысль отметить юбилей Российского союза туриндустрии в неформальной обстановке. Коллеги из Сызрани предложили для этого настоящий пионерский лагерь. Все шутили на эту тему, но в конце того же лета мы поехали смотреть лагерь, познакомились с коллективом – директором, физруками, поварами, и поняли, что проект может состояться. Нам очень помогал департамент туризма Самарской области и туристическая администрация Сызрани. И через год мы реально вернулись в пионерское детство.
Во время подготовки смены нас много раз уговаривали бросить затею с лагерем и перенести праздник в более комфортные условия, боялись, что никто не поедет. Я была самой упрямой в команде организаторов и настаивала на пионерской теме. В итоге нам удалось добиться «полного погружения». Все получилось по-настоящему.
- Какова была география участников?
- У нас были представители турбизнеса из разных российских регионов и группа из Латвии. Собирались приехать коллеги из Германии, но не смогли: как мы шутили, чартер Дрезден - Сызрань ещё не запустили.
- Вы сказали, в смене приняли участие несколько латвийских «пионеров». А как они отнеслись к такой идее? Ведь не секрет, что в странах Балтии весьма противоречивое отношения к символам советской эпохи?
- Те, кто поехал в Сызрань, отнеслись к идее с энтузиазмом. В этой группе даже был один молодой человек, который не был пионером – так мы его в лагере приняли, торжественно повязали ему красный галстук.
Но в Латвии действительно по поводу этого проекта разразился чуть ли не скандал. Нашлись там «эксперты по России», которые усмотрели в таком формате общения «советскую» угрозу. Мне звонили журналисты, просили прокомментировать.
Я говорила: это же история. Ну давайте тогда запретим и дискотеки 70-80-х. У нас в Латвии есть Советский секретный бункер в Лигатне с различной атрибутикой советских времен – тоже история, никуда от этого не уйдешь. В общем, шума много получилось. Зато получилась отличная рекламная кампания: о нашем корпоративном мероприятии узнала вся Латвия.
- Не было ли желающих принять участие в смене со стороны?
Желающие были, особенно много из Самарской области, где активно продвигался этот проект. Но мы приглашали только турбизнес. Повторю – это было корпоративное мероприятие. Более того, мы даже журналистов не пригласили, чтобы «пионеры» могли погрузиться в игру, не думая о том, кто и что потом напишет или покажет. У нас был видеооператор, он снял хороший ролик, стилизованный под ту эпоху.
- Что вам больше всего запомнилось из тех нескольких дней, проведённых в пионерском детстве?
Больше всего запомнилось то, что все играли всерьез. Было потрясающее ощущение, когда на торжественную линейку, посвященную открытию смену, выстроились все отряды – белый верх, черный низ, «девчонки» в белых гольфах, на голове белые банты. И все в одной шеренге независимо от должности – главы региональных туристических администраций, генеральные директора турфирм, менеджеры.
А представьте себе – 100-процентная явка на утреннюю зарядку!
Вообще за три дня в лагере мы провернули все, что обычно происходит за целую смену в 21 день. Сборы отрядов, выборы командиров, придумали речёвки, девизы, песни, символы. Выпустили отрядные стенгазеты. Организовали турниры по шашкам, шахматам, пионерболу, настольному теннису и даже настоящую «Зарницу». Провели концерт художественной самодеятельности с подготовкой номеров по заданию – песня, танец, сценка. А потом – еще и дискотеку в стиле 70-80-х. Поработали в творческих кружках, а потом организовали выставку поделок. Устроили великолепный пионерский костер и с песнями под гитару и душевным общением до утра. Все это незабываемо.
- Не было ли у вас желания повторить проект и в этом году?
Мы все в какой-то момент поняли, что такое не повторяется. Второй раз пережить такие эмоции, так погрузиться в детство - не получится. Поэтому двигаемся дальше. В январе в Карелии провели выездную «Школу комсомольского актива». Подумываем поближе к 9 мая силами турбизнеса организовать концерт «Песен военных лет». А в августе планируем настоящий студенческий стройотряд.
Мы решили, что можем не просто «играться», а приносить своими ностальгическими проектами реальную пользу. Рассматриваются разные варианты – построить детскую площадку, выехать на сельскохозяйственные работы и т.д.
Официально проект пока не объявлен, но в Фейсбуке идет активное обсуждение и желающих присоединиться очень много.
- После такого успешного проекта нет ли у вас планов запустить подобный проект на коммерческой основе и предлагать его всем желающим?
Ну, идея уже подхвачена, в том числе - в Латвии. После скандала в прессе «пионерский» вирус зацепил сферу корпоративов и организации выездных мероприятий. Многие новогодние праздники, на которых удалось побывать мне, прошли именно в такой формате. Я вполне могу выступать консультантом по таким проектам, поскольку составляла сценарий нашей пионерской смены.
- Как вы думаете, будут ли такие проекты как «Четвёртая смена» иметь успех на туристическом рынке?
Не исключаю, что из этого может получиться успешный турпродукт, но – эксклюзивный, для понимающих людей. Проект очень непрост с точки зрения организации, поэтому не может быть дешевым. А условия размещения, кухня и т.д. – сами понимаете.
Не все туристы готовы к такому отдыху. А если перенести смену пионерского лагеря в гостиницу, даже сохранив атрибутику, это будет уже совсем не то. Не будет пионерского духа, не будет детства.
- Как вы считаете, почему, несмотря на запреты, «советское наследие» всё ещё живет в странах Балтии?
Во-первых, повторю, это наша история. Во-вторых, в той жизни было многое, чего нам сегодня не хватает. Ведь если исключить из пионерской и комсомольской темы идеологическую составляющую, останется командное мышление, дружеское соперничество, взаимовыручка и, если хотите, организационная дисциплина. Турслёты, походы, концерты художественной самодеятельности - разве это плохо?
Хорошо высказался по этому поводу глава туристической администрации города Ульяновска, Сергей Лаковский – который, кстати, оборудовал в нашем лагере пионерскую комнату и тоже был в числе пионеров: «Дело не в стенах, дело в эмоциях»!