Рига считается городом, который подарил миру традицию украшения ели на Рождество Христово и Новый год. Это еще одна из причин, по которым этот красивейший город ассоциируется у многих с зимними праздниками. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает, как праздновали Новый год в столице Латвии и крупнейшем городе Прибалтики с дореволюционного времени до наших дней.
Зимние праздники в Риге со времен позднего Средневековья начали пользоваться большой популярностью и стали по-настоящему народными. Возникли излюбленные места празднования Нового года и Рождества.
В XVIII–XIX столетиях в Риге масштабные народные гуляния проходили не только на Ратушной площади, но и на площади Якоба (Яковлевской). У каждой национальной группы сложились свои новогодние традиции.
Русское население города в XIX столетии проживало преимущественно в предместьях. Центральная же часть современной Риги, где ныне располагаются дореволюционные доходные дома, была заполнена садами, огородами и теплицами. Здесь русские крестьяне, например, Романовы (в честь которых была названа одна из главных рижских улиц, ныне Лачплеша) выращивали ананасы, арбузы, дыни, спаржу и особенно огурцы, которыми снабжали рестораны и подобные им заведения по всей Лифляндской столице как летом, так и под Новый год.
Основоположник научного садоводства в России Иоганн Герман Цигра в 1826 году писал о русском крестьянском быте в городе: «…С давних пор русские огородники снабжают нас спаржей, дынями и огурцами из парников, арендуемых ими в городе и окрестностях, в таком количестве, по такой ничтожной цене и в такое необычное время, что за границей этому бы не поверили».
В свою очередь, немецкое население города праздновало зимние праздники в начале XIX столетия в стенах «Общества праздного времени», основанного Отто Германом фон Фиттингофом.
Оно располагалось на улице Большая Королевская (ныне Рихарда Вагнера) и служило резиденцией старейшего рижского театра.
В праздничном рождественском меню общества неоднократно упоминался яблочный пирог, в состав которого входила начинка из корицы, изюма и орехов, а яблоки придавали ему хорошо выраженную кислинку.
Популярным лакомством на Рождество в Риге всегда было имбирное печенье, которое первоначально распространилось в средневековых городах Германии и Швеции. В Германии оно называлось «перечным пряником» (Pfefferkuchen или peperkuchen). Изначально это печенье продавалось в основном в аптеках и монастырях, поскольку считалось, что оно обладает лечебными свойствами и исцеляет желудочные рези.
Русские жители Пскова познакомились с этим кондитерским изделием в начале XVII века, когда в русско-немецком словаре-разговорнике Тонниес Фенне упомянул слово «пепряник» как дословный перевод немецкого «перечного пряника».
Сегодня это печенье является важным атрибутом праздничного стола в зимней Прибалтике.
В конце XIX века новогодние развлекательные вечера для детей начал проводить известный основоположник циркового искусства Альберт Соломонский, открывший в Риге цирк 29 декабря 1888 года. Массовые народные празднования среди русских жителей проходили на Красной горке (место старого русского крестьянского рынка) в Московском форштадте, где, по воспоминаниям современников, в конце декабря — начале января проводились кулачные бои с участием представителей всех сословий.
Под Новый год русские купцы чаще всего выступали в роли жертвователей, оказывая помощь беднейшим слоям населения.
С 1920-х годов главным местом празднования Нового года стала Эспланада — место, где ранее регулярно проводились военные смотры, кавалерийские парады и демонстрация оружия. В зимнее время городские власти на Эспланаде устраивали рождественские ярмарки. Также на территории парка с середины декабря открывался елочный базар. В это же время, к великой радости детей и взрослых, начинал действовать городской каток.
В советское время Новый год стал праздником преимущественно домашним, однако традиции отмечать новогодние утренники продолжились.
Тогда на историческую авансцену Латвийской ССР вышли дома культуры — явление, ранее неизвестное населению Прибалтики. Они были общедоступными и бесплатными, предлагали богатую и увлекательную программу для детей дошкольного и школьного возраста.
В частности, в Риге в Доме культуры ВЭФ и Доме культуры железнодорожников долгое время проводились детские новогодние мероприятия, концерты и игры. Не одно поколение советских рижан воспитано на этих утренниках.
Тем не менее семьи советских граждан Латвии и Эстонии праздновали наступление Нового года в основном дома, с гостями за столом. Дети с нетерпением ожидали прибытия Деда Мороза и заучивали стишок.
Как вспоминает журналист Алла Березовская, подготовка к новогоднему утреннику шла месяца за полтора, все учили по одному стишку про зиму и песенку, чаще всего — «В лесу родилась елочка».
В коммунальных квартирах 1950-х — 1960-х годов Новый год по праву считался «соседским праздником». Публицист Юрий Алексеев, проведший детство в Краснодаре, вспоминает: «Хозяйки накануне договаривались: Тася, ты жаришь курицу, Галя, ты делаешь винегрет, Валя, с тебя картошка и соленья... 31 декабря накрывался Большой Стол, куда все сносили лучшее, что могли приготовить краснодарские хозяюшки, они соревновались в этом виде спорта...»
В Риге в то время Новый год отмечался так же, как и в Краснодаре и в других городах большой советской страны.
Блогер Ирина Бобкова вспоминает: «Стол ломился от холодца, "оливье", "Наполеона", смотрели прекрасный "Голубой огонек", а дети ходили на елку во дворец Культуры ВЭФ. В парках стояли деревянные горки, ходили на каток "Динамо" и в Межапарк».
Снежных горок и праздничных аттракционов в Риге в советскую эпоху было много.
Замечательные новогодние мероприятия проходили не только в домах культуры, но и во Дворце пионеров и школьников, который располагался в сердце Риги — в том самом Рижском замке, где сейчас находится рабочая резиденция президента Латвии.
На Замковой площади возвышалась горка, с которой дети, жившие в Старой Риге (где квартиры были во много раз дешевле, чем в наши дни), могли кататься с утра до ночи.
Сегодня Новый год в основном отмечается дома, по старой советской традиции. Однако в последнее время рижане выходят на улицу, на старинные площади, чтобы послушать концерт и увидеть праздничный салют.