«Вольта»: легендарный завод стал жертвой эстонского национализма
Александр Филей
Каждый человек, соприкасавшийся с электромоторами в советский период, слышал название «Вольта». Это эстонское предприятие было основано в 1899 году, когда Прибалтика переживала первый в своей истории торгово-промышленный бум, оказалось на грани банкротства после распада Российской империи, достигло расцвета после вхождения Эстонии в Советский Союз и было уничтожено после распада СССР. Трагедия «Вольты» — типичная истории для всей крупной промышленности стран Прибалтики.
Первыми владельцами сообщества стали Карл и Христиан Лютер. Вскоре на земельном участке в районе Копли (Ревель) было начато строительство завода, который впоследствии получил название в честь итальянского физика Александра Вольта.
Предприятие было оборудовано электрическим молотом, что являлось инновацией для всей Эстляндии.
Железные и медные трубы поступали с Петербургского и Варшавского трубопрокатных заводов.
Впрочем, вскоре грянул мировой промышленный кризис, и в результате завод не приступил к изготовлению электромашин (как изначально планировалось), а занялся установлением электричества для различных целей, или же просто проводил освещение городских объектов. В 1913 году центральная электростанция, возведенная усилиями инженеров-электриков «Вольты», озарила первым светом улицы и аллеи Ревеля.
Сложно было выдержать жесткую конкуренцию с ведущими электротехническими предприятиями, например, фирмами «Сименс и Гальске», AEG и рижским «Унионом». Однако фабрика выжила и перешла роковой исторический рубеж Первой мировой войны.
В воспоминаниях он писал об уязвленном положении заводских рабочих, о тяжелых условиях труда, о чрезмерной муштре и системе денежных штрафов, которые были призваны дисциплинировать работников. Поэтому пролетариат «Вольты» регулярно принимал участие в стихийных бунтах и организованных забастовках, борясь за свои социально-экономические права.
После войны предприятие пришло в запустение. Некоторый урон нанесла цехам завода оккупационная кайзерская армия. В 1920 году начали демонтировать и распродавать заводское имущество. К 1925-му на фабрике числился всего 71 человек.
Долгое время эстонское правительство не знало, как поступить с когда-то прогрессивным предприятием. В итоге было решено сформировать «Акционерное общество заводов "Вольта"», в которое вошли заводские мощности.
Эстонские власти надеялись, что структурные реформы смогут вдохнуть в предприятие жизнь, но они просчитались: за четыре года его существования в среднем производилось примерно 1500 электромашин. К концу 1939 года производственные мощности упали катастрофически. Ситуацию спасло провозглашение летом 1940-го советской власти в республике.
Новым владельцем предприятия стал Народный комиссариат электропромышленности СССР, который тотчас обеспечил предприятие новым оборудованием для производства самых передовых электромоторов.
Один из наиболее талантливых электроконструкторов «Вольты» Рудольф Брухлин был отправлен в Ленинград, где участвовал в обмене опытом на заводе «Электросила».
Благодаря повышенному вниманию со стороны нового правительства Эстонской ССР предприятие начало производить электромоторы мощностью 7,5 и 10 киловатт.
Но началась нацистская оккупация, и завод столкнулся с неопределенностью. Немцы приняли решение свернуть электротехническую составляющую и наладить производство газогенераторов. Были пригнаны военнопленные, завезено оборудование, а затем руководство промышленной сферы Остланда передало предприятие крупному немецкому концерну «Ханса-Верке».
«Вольта» была переориентирована на производство моторов-генераторов для нужд кригсмарине. В целом по предприятию был нанесен серьезный удар: пострадал инструментальный цех, был уничтожен транспорт, разорено модельное хозяйство, украдены инструменты и ценное сырье.
Новый этап существования «Вольты» начался в мае 1945 года, когда была поставлена задача возродить завод. Количество электромоторов, производимых на фабрике, сразу достигло 500 в месяц, а за весь 1945 год было выпущено 3289 электродвигателей.
В соответствии с масштабной промышленной стратегией, разработанной Главэлектромашпромом, предприятие Таллина начало осваивать производство электродвигателей серии «Урал», в чем существенно преуспело.
В 1949 году завод наладил производство первых в СССР асинхронных моторов мощностью до 100 киловатт. Виртуозным решением стало начало реконструкции предприятия одновременно с наращиванием объемов производства.
Невероятные темпы производственной реконструкции, обеспечение завода новым оборудованием, ремонт железнодорожных путей привели к тому, что в 1950 году предприятие «Вольта» производило 9,6% всех советских электродвигателей мощностью до 100 киловатт.
В это же время завод получил крупномасштабный заказ на строительство мощных электрогенераторов для каскада волжских ГЭС, который обеспечил эстонское предприятие работой на десять лет вперед.
В 1952 году было налажено производство электротехнического оборудования (в том числе электродвигателей) для шахт. Чуть раньше, в 1951 году, вступила в силу первая в советской Эстонии автоматическая линия.
Именно 1950-е годы стали периодом бесспорного производственного рассвета легендарной эстонской «Вольты».
На самом деле в 1965 году производство выросло до колоссальных размеров: в этот год было выпущено 258 тысяч электродвигателей. В конце 1970-х годов бренд стал всемирно известным, так как более 60 стран мира ввозили продукцию эстонского предприятия.
Примечательно, что, помимо серьезных заказов для государственных нужд (военная промышленность, объекты стратегически значимой инфраструктуры), «Вольта» производила и бытовые приборы, например, электроутюги и электровафельницы.
В начале 1990-х годов, когда Эстония объявила о независимости, над заводом нависла угроза ликвидации. Все связи с российским рынком были прерваны — везти электродвигатели стало некуда.
«Эстонское приватизационное агентство» способствовало заключению договора о сохранности имущества предприятия и компенсации задолженности.
В итоге в 1995 году была основана новая компания «Вольта Киннистуд». Эта фирма взяла на себя обязательства технического администрирования бывшего завода и управления его имуществом. Стало понятно, что некогда легендарная фабрика доживает последние годы.
Предприятие окончательно зачахло; помещения бывших цехов сдавались в аренду магазинам по продаже мебели, а в 2000 году очередная фирма, выросшая на руинах советского индустриального флагмана, занималась исключительно ремонтом вышедших из строя электродвигателей.
Реальное производство на «Вольте» было прекращено.
За право обладания торговой маркой «Вольта» в начале 2000-х хотело побороться всемирно известное предприятие Electrolux, но в итоге судебная битва была им проиграна. Пальму первенства завоевала фирма «Электромашиностроение», которая и завладела остатками былого величия.
Вскоре на свет появилось электротехническое предприятие ООО «Вольта», которое в основном специализировалось на уходе за электро- и газовыми системами. Утверждается, что в 2015 году на фирме трудилось 47 человек. Также в отдельных помещениях бывшего завода располагается множество мелких предприятий.
На месте поверженного административного корпуса бывшего завода выросли бизнес-квартал и район жилых домов с гастробарами и кафе, а в нескольких цехах по-прежнему господствует запустение.
Эстонию, как и другие Прибалтийские республики, развивали в качестве крупного промышленного плацдарма, однако вслед за суверенизацией этих стран и насильственным втягиванием в систему рыночных отношений наступила их закономерная и необратимая деиндустриализация.
Примечательно, что в начале «романтической эпохи» песенно-плясочных революций новая политическая элита отчаянно критиковала устаревший характер «тяжелой советской промышленности», подчеркивая их вред для экологии и безнадежную отсталость продукции.
Сегодня все чаще из уст тех же разрушителей раздается плач о минувшем.Стоит признать, что единственной страной постсоветского пространства, которая сохранила весь свой промышленный комплекс, остается Беларусь. Прибалтика же, системно получавшая огромные субсидии на развитие производственного потенциала, добровольно предпочла голый национализм реальной экономике.