И тут «оккупанты»: рыболовной державой Латвию сделал Советский Союз
Александр Филей
Латвия традиционно славилась своей рыболовной отраслью. Мощный рыболовецкий флот, регулярно выходивший в Атлантический океан. Систематический вылов многих тонн рыбы. Передовые технологии копчения и обработки. На колхозных рынках наблюдалось колоссальное изобилие рыбной продукции, а рыболовецкие комплексы Латвийской ССР били новые рекорды по уровню производства. Однако все это появилось именно в советской Латвии. Аналитический портал RuBaltic.Ru доказал, что в досоветские годы Латвия не была великой рыболовной державой, а выдающимся рыболовецким флотом и рыбоперерабатывающей промышленностью латышей обеспечил Советский Союз.
Латвия — государство морское. Где море, там рыба, а значит, население приморских территорий всегда сможет прокормиться даже в условиях затяжного экономического кризиса.
В Восточной Прибалтике изначально были все условия для развития рыболовецкого промысла.
Однако настоящее развитие рыболовной отрасли в Латвии началось именно в советское время.
В межвоенной Латвии условия для рыбного производства использовались недостаточно эффективно. Рыбу промышляли преимущественно во внутренних территориальных водах, в четырехмильной зоне, то есть в 7,4 км от берега.
В среднем вылов рыбы с 1925 по 1935 год составлял 10,5–11 тысяч тонн в год. Более 2 тысяч тонн рыбы вылавливалось во внутренних водах Латвии (в основном в реках и озерах).
Структура морского промысла была не очень разнообразной: преобладали салака (примерно 55–60 %), треска (10–20 %), камбала (15 %).
В прибрежных поселках проживали около 12 тысяч рыбаков с семьями.
Большинство рыбаков не могли удовлетворить свои экономические потребности исключительно рыболовецким промыслом, поэтому вынуждены были заниматься земледелием и животноводством.
Со временем рыбаки объединились в артели, которые в 1937 году, в условиях промышленной централизации в рамках стремления авторитарного правительства Карлиса Улманиса к установлению монопольного контроля над производственным процессом, объединились в госконцерн (центральный союз) Zvejnieks («Рыбак»). К 1938 году оптовая рыбная торговля была монополизирована этим государственным концерном.
Рыбаки получали более чем скромное вознаграждение, поскольку основные финансовые преференции уходили посредническим структурам, относившимся к центральному союзу и пользовавшимся доверием со стороны диктатора Улманиса и его окружения.
Важно отметить, что реформы в области рыбоперерабатывающей отрасли были первыми в истории советской власти в Латвии.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году все рыбацкие артели были объединены в 11 рыболовецких колхозов. Это событие стало решающим в развитии рыбного дела в республике. Была существенно модернизирована инфраструктура в двух крупных приморских городах.
Под управлением Союза рыбоперерабатывающих колхозов ЛССР были переоборудованы рыболовецкие портовые комплексы в Вентспилсе и в Риге (на Мангальсале), где вскоре возник колхоз «9 мая». Советское руководство с 1945 года занялось возведением производственных рефрижераторов в соответствии с санитарно-техническими нормами.
Вскоре изменились технологии рыбного промысла, равно как и география рыболовецкого дела. С 1954 года латвийские рыболовы начали выходить в Атлантический океан. Сперва более 90% улова составляли салака и треска, но уже после регулярного вылова в Атлантике до начала 1960-х годов преобладала сельдь, хотя в дальнейшем латвийские рыболовецкие колхозы переориентировались на новые виды рыбы.
К началу 1970-х годов были освоены новые промысловые зоны, в результате чего развивалась добыча стерляди, хека, палтуса, сардин, рыбы-капитана, нототении, ледяной рыбы и, конечно же, морского окуня.
С 1965 года начал развиваться глубоководный лов (на глубине до 1200 метров). В Рижском заливе латвийские рыбаки, не обязанные подчиняться обременительным нормам квотирования, добывали салаку, кильку, корюшку, треску, миногу.
Особое внимание уделялось рыболовству в устьевой акватории крупных латвийских рек, где добывались ценнейшие породы рыб, например, лосось, форель, угорь и та же минога.
Еще с конца 1940-х — начала 1950-х годов существовала организация «Всесоюзное промышленное объединение Западного бассейна», подведомственная Латрыбпрому, призванная обеспечить в том числе развитие и модернизацию технологий и методов рыбоперерабатывающей промышленности.
Задачи превращения Латвийской ССР в одну из ведущих рыбных держав всей страны успешно выполнялись. Были созданы и запущены в эксплуатацию три базы латвийского флота, каждая из которых отвечала за свою отрасль.
Это Лиепайская база океанического рыболовецкого флота, суда которой бороздили просторы Атлантики, успешно конкурируя с англичанами, норвежцами и исландцами. Это Рижская база тралового флота, которая являлась одним из крупнейших рыбопромысловых предприятий республики. Это Рижская база рефрижераторного флота, которая обеспечивала всю промышленность самыми современными холодильными установками.
Вскоре в советской Латвии расцвели выдающиеся коллективные хозяйства, которые внесли существенный вклад в развитие пищевой промышленности Прибалтики в составе СССР. Это Sarkanā bāka («Красный маяк») в Вентспилсе; Uzvara («Победа») в Юрмале и «Бривайс вилнис» в Салацгриве.
Довольно мощными и богатыми были колхоз в Царникаве с одноименным названием, а также лиепайский «Большевик» и «Звейниекс» из Саулкрасти.
Советская власть в начале 1950-х годов принялась строить первые латвийские рыбоперерабатывающие комбинаты, которые возникли в Лиепае, Рое, Риге, Вентспилсе и Салацгриве. Особенно важным центром переработки рыбы стал лиепайский консервный комбинат Kaija («Чайка»).
Массовый рост комбинатов привел к тому, что к 1982 году Латвийская ССР производила 7,7% всей рыбоконсервной продукции Советского Союза. При этом более половины рыбных консервов вырабатывалось непосредственно в море, в основном на плавбазах и рыбоперерабатывающих судах.
К этому году рыбное производство в Латвии увеличилось в 20 раз по сравнению с 1950 годом, когда рыбопромысловое дело только выходило на новый уровень развития.