Культура Культура

Лжец в белом халате: литовский хирург солгал в телеэфире о событиях 13 января

Литовский хирург Кестутис Виткус 11 января дал интервью некой Эвелине Устинавичюте. А 12 января он появился на экранах литовского ТВ на фоне пылающих костров у здания Сейма с рассказом о том, как ночью 13 января 1991 года складировал трупы погибших у Вильнюсской телебашни в больнице под лестницей, а затем пришивал пострадавшим руки и ноги. Рассказ Виткуса это свидетельство обвинения, которое должно подтвердить вину советских военнослужащих в убийстве людей ночью 13 января. Однако свидетельские показания хирурга ложь от начала до конца.

Интервью Виткуса, непосредственного свидетеля «советских зверств», по мнению ландсбергистов, должно было положить конец «злостным измышлениям» о фальсификациях причин гибели январских жертв. Ведь врач-хирург воочию видел результаты «преступлений против человечности», совершенных советскими военнослужащими. Однако его воспоминания стоит рассмотреть внимательно.

Для оценки правдивости его свидетельства будем использовать:

а) 15 фотографий погибших, сделанных 13 января 1991 года в морге по улице Полоцкой, дом 6;

б) ходатайство № 2 Валерия Иванова судье 2-го Вильнюсского апелляционного суда Ричардасу Пиличаусасу с анализом документов, подтверждающих обстоятельства доставки пострадавших и убитых 13 января в больницы и морг города Вильнюса;

в) справку № 29 от 6 февраля 1991 года из уголовного дела № 10-09-057-96 (т. д. 8, л. д. 126–130) о причинах смерти январских жертв за подписью начальника бюро судмедэкспертизы Литвы Антанаса Гармуса;

г) обвинительный акт по уголовному делу № 09-2-031-99 или делу 13 января.

13 января 2991 года. Очередная ложь литовских фальсификаторов. Утверждается, что на фото запечатлена Л. Асанавичюте, которую танк якобы переехал по тазобедренной части тела. На самом деле переносят Лорету Тручиляускайте, на ногу которой якобы наехал танк и даже на ней развернулся. Однако ноги у неё целые.

Для придания солидности своим высказываниям Виткус заявил, что он изучал военно-полевую хирургию в Вильнюсском университете и как медик был готов работать в военных условиях. В больницу «Красный крест» он с отцом, тоже медиком, прибыл самостоятельно, после того как ночью 13 января услышал холостые выстрелы танковых пушек.

Больница «Красный крест» находилась в центре Вильнюса. Она была ближайшей к зданиям литовского радио и телевидения (ЛРТ) и телебашне. Естественно, туда был направлен основной поток пострадавших у этих объектов.

Рана Виктора Шатских

Виткус сообщает, что одним из первых в больницу привезли мертвого «омоновца», «нападающего» из «Альфы» (лейтенанта В. Шатских — прим. RuBaltic.Ru). Но далее он начинает фантазировать. И не потому, что Виткус спутал офицера спецгруппы «А» КГБ СССР с сотрудником отряда милиции особого назначения (ОМОН).

А потому, что утверждал, что Шатских «был убит в спину. В спине было небольшое отверстие, а спереди зияло огромное выходное отверстие от пули. Понял, что стреляли пулей со смещенным центром они летят с большой скоростью и калечат много органов. В него стреляли свои, коллеги... Я еще успел сфотографировать эти раны. Понял, что обязан сохранить улики о том, что омоновца убили свои. Отец организовал тайный вывоз тела на улицу Полоцкую, где было бюро экспертизы, чтобы сделать посмертное вскрытие».

Достоверно известно, что никакой огромной выходной раны на груди у Шатских не было. Пуля 5,45 мм, пробив его спину снизу вверх под углом 45 градусов, отразилась от грудины и застряла в теле лейтенанта. Шатских умер от обширного внутреннего кровоизлияния, так как толпа у зданий ЛРТ своевременно не пропустила машину скорой медпомощи.

Шатских был последним в цепочке «альфовцев», прорывавшихся в 9-этажное здание ЛРТ. Его ранили литовские боевики, когда он запрыгнул на крыльцо этого здания. Впоследствии на этом крыльце были обнаружены многочисленные выбоины от пуль. Известно, что «альфовцы» 13 января 1991 года боевых патронов не применяли.

«Мирные» сторонники Саюдиса / Фото: specnaz.ru

16 января 1991 года на 97-м заседании Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис, ссылаясь на генпрокурора Литвы Артураса Паулаускаса, излазившего телебашню вдоль и поперек, был вынужден признать, что «Альфа» в телебашне не применяла огнестрельное оружие. Это неопровержимый факт.

Известно, что телебашня для «альфовцев» по значимости была объектом № 1, а здания ЛРТ — объектом № 2. Естественно, если «альфовцы» не применяли боевые патроны при штурме телебашни, то при штурме зданий ЛРТ — тем более.

Напомним забывчивому хирургу, что фотография лежавших на полу в больнице «Красный крест» застреленных Виктора Шатских и Титаса Масюлиса, сделанная фотокорреспондентом информационного агентства ЭЛТА А. Гулявичюсом, была размещена в литовских газетах. Подпись под фото гласила: «Титас Масюлис исполнил великую обязанность перед Родиной, а какие причины привели в Литву лейтенанта КГБ В. Шатских?» Эта же фотография размещена на странице 107 книги журналиста Эдмундаса Ганусаускаса Gyvoji barikada («Живая баррикада»), изданной в Вильнюсе в 1992 году.

Виктор Шатских и Титас Масюлис на полу в больнице «Красный крест»

На фотографии четко зафиксирована обнаженная грудь Шатских, перевязанная узким бинтом. А в официальной справке главного судмедэксперта Литвы Антанаса Гармуса № 26, являющейся обобщением актов судмедэкспертиз январских жертв, проведенных в январе 1991 года, сообщается, что Шатских получил: «слепое огнестрельное пулевое ранение грудной клетки <...> входящее отверстие на спине…»

Вот вам и огромная рана на груди!

Но ложью в отношении раны Шатских хирург Виткус не ограничился.

Трупы под лестницей

Виткус вспоминает: «Машины скорой помощи все ехали и ехали… А мы с Р. Вайчюнасом распределяли, куда нести привезенных людей. Одну лестничную клетку закрыли и под лестницу клали трупы. Позже их вынесли во двор, в гараж. Надо было освободить место для живых…»

Согласно обвинительному акту по делу 13 января, жертвами смертельных огнестрельных ранений ночью 13 января стали 8 человек. Это Витаутас Вайткус, Игнас Шимуленис, Видас Мацюлявичюс, Виргиниюс Друскис, Дарюс Гярбутавичюс, Римантас Юкнявичюс, Аполинарас Юозас Повилайтис, Титас Масюлис.

Помимо этого, от взрыва самодельного взрывного устройства у зданий ЛРТ погиб Альвидас Канапинскас.

10-я жертва огнестрела Витаутас Концявичюс умер в больнице только 18 января. В том же акте сообщается, что жертвами смертельного наезда советских танков ночью 13 января стали три человека: Пятрас Каволюкас, Лорета Асанавичюте и Роландас Янкаускас.

Лорета Асанавичюте. Слева она в приемном покое больницы «Красный крест» отвечает на вопросы медперсонала. Справа её труп после почти двухчасовой операции, в ходе которой у пострадавшей даже не были обработаны рваные раны на бедрах, нанесенные Асанавичюте концами лопнувшей проволочной изгороди, к которой её прижала бронемашина.

Как известно, Асанавичюте умерла в больнице «Красный крест» после операции около 7 часов утра 13 января. Получается, что ночью 13 января вместе с Виктором Шатским было 12 трупов.

Валерий Иванов, бывший лидер социалистического движения «Единство», работая с материалами возбужденных против него уголовных дел, установил: в вильнюсский морг, находившийся на улице Полоцкой, в районе 4.30–5.00 были доставлены трупы Канапинскаса, Вайткуса, Повилайтиса, Каволюкаса, вероятно, Гербутавичюса и 60-летнего Макулка, умершего от инфаркта, а затем чудесным образом превратившегося в 30-летнего Матулку.

То есть ночью в больницу «Красный крест» могли привезти максимум 7 трупов. Но согласимся, что, возможно, тогда Виткусу и это количество тогда показалось огромным.

Однако вызывает сомнение следующее утверждение Виткуса. Он вспоминает, что утром в больницу «Красный крест» пришли «альфовцы» в поисках своего убитого товарища. Однако известно, что к утру все трупы из больниц были уже перевезены в морг. Труп Шатских к этому времени был тайно перевезен в больницу в Сантаришкяй, где его незаконно удерживали. А Виткус заявляет, что «альфовцы» утром 13 января искали своего товарища среди трупов, лежавших под лестницей?!

Амфитамин для «альфовцев»

Виткус также заявил, что пришедшие в больницу «альфовцы» выглядели какими-то подавленными. Он безо всяких сомнений поставил им диагноз. «Вчера "альфовцы" были накачены амфитамином, поэтому сегодня вследствие окончания действия амфитамина они выглядели как зомби. Они бессмысленно смотрели на трупы и молчали».

Виткусу бы не хирургом быть, а писать ужастики в духе американского режиссера Альфреда Хичкока.

Его утверждения относительно применения «альфовцами» амфитамина — наглая ложь. Дело в том, что применение такого стимулятора, как амфитамин, вызывающего привыкание, для сотрудников группы «А» было недопустимо.

Каждый офицер «альфровец» — это, можно сказать, «штучный товар», подготовка которого стоила немалых средств, и губить его амфитамином было бы просто преступлением.

***

Автора статьи, Владислава Шведа, полтора года (1990–1991 годы) «прикрывали» разные офицеры «альфовцы».

«За это время я побывал с ними в разных ситуациях. Они прикрыли меня в трех сложнейших покушениях, а два предотвратили. Ни за одним из них я не заметил каких-либо странных наклонностей и пристрастий. Их спокойствию и хладнокровию даже в сверхкритических ситуациях можно только позавидовать. Водку они тоже употребляли умеренно, не теряя при этом боевых качеств», рассказывает он.

Одним словом, Виткус солгал в рамках общепринятой в Литве легенды о событиях 13 января.

Продолжение следует…

Начало статьи можно прочитать здесь

Статья доступна на других языках:
Читайте также
24 января 2019
Искусство первого руководителя постсоветской Литвы Витаутаса Ландсбергиса править страной с помощью компромата на глав государства, оставаясь в тени, достигло расцвета в эпоху президентства Дали Грибаускайте.
29 января 2019
Литва входит в зону политической турбулентности, которая связана не только с приближающейся сменой власти, но и с вынесением приговора по «делу 13 января» заведомо невиновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности российским военным.
24 января 2019
Экс-губернатор Калининградской области Владимир Егоров обратился к президенту Литвы Дале Грибаускайте с просьбой освободить полковника запаса российской армии Юрия Меля, обвиняемого по «делу 13 января».
30 января 2019
Интервью с депутатом Государственной думы, писателем Сергеем Шаргуновым.