Архиепископ УПЦ: грех раскола не смывается даже мученической кровью
Виктория Иванченко
Украина готовится к получению томоса об автокефалии новой православной церкви, созданной администрацией президента Петра Порошенко. Каноническую Украинскую православную церковь заставляют сменить название, все чаще заходит речь о переделе имущества УПЦ, захвате ее храмов и монастырей. Как Украинская православная церковь относится к действиям Константинопольского патриархата, какие настроения у прихожан УПЦ и грозят ли Украине межрелигиозные столкновения, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви Московского патриархата, архиепископ Нежинский и Прилукский Климент (Вечеря).
— Владыка Климент, каково отношение Украинской православной церкви к так называемому объединительному собору? И что изменилось после него?
— В официальной позиции Украинской православной церкви четко выражено несогласие с теми принципами, с которыми Константинопольский патриархат вмешивается в жизнь Украинской православной церкви. И данный «собор» определен как совершенно неканоническое действие, результаты которого не имеют никаких последствий для церковной жизни Украины.
— А как Украинская православная церковь относится к попыткам власти переименовать УПЦ в «Российскую (или Русскую) православную церковь» (20 декабря Верховная рада Украины поддержала законопроект №5309, который обязует УПЦ сменить название — прим. RuBaltic.Ru)?
— На наш взгляд, данный закон является абсолютно популистским. Украинская православная церковь является самоуправляемой церковью. Об этом сказано в ее Уставе, который зарегистрирован украинским государством, и любые попытки силовым способом переименовать нашу церковь являются абсолютно незаконными. Мы надеемся, что это можно будет доказать, в том числе и юридически.
— Как в целом бороться с политизацией церковного вопроса — как на уровне власти, так и на уровне СМИ? Что можно сделать?
— Задача церкви — призывать людей к вечной жизни. И методы, которыми церковь справляется с этой задачей, совершенно не похожи на те, какими пользуются политики.
Наши методы — это молитва, это пост, это духовная жизнь. Именно к этому сегодня призывает верующих предстоятель нашей церкви, Блаженнейший митрополит Онуфрий.
И именно благодаря молитве и духовной жизни человек может не погрязнуть в целом море тех политических страстей, которые, к сожалению, и являются атмосферой, в которой живет украинское общество последние годы.
— После разрыва евхаристического общения с Константинополем (решение было принято на Священном синоде Русской православной церкви 15 октября 2018 года, 13 ноября синод Украинской православной церкви полностью поддержал решение — прим. RuBaltic.Ru) были ли какие-то попытки со стороны Константинопольской церкви общаться с канонической Украинской православной церковью? Какие-то переговоры?
— К сожалению, Константинопольский патриархат совершенно игнорирует Украинскую православную церковь и действует исключительно методами ультиматумов. Это совсем не похоже на то, как действовал Иисус Христос, и вызывает у нас огромную скорбь в отношении наших собратьев из древнего патриархата.
— Каковы ожидания после вручения (если оно состоится) так называемого томоса об автокефалии Константинопольским патриархом новообразованной «Православной церкви Украины»? К чему готовиться канонической Украинской православной церкви?
— Судя по тем лозунгам, которые сегодня звучат из уст многих политиков самого высокого уровня, мы готовимся к наихудшему сценарию. Вместе с тем мы верим в то, что все, что происходит, является не случайностью, а промыслом Божьим для того, чтобы церковь явила свою Истину в условиях даже таких сложных внешних обстоятельств.
— Какие настроения наблюдаются среди прихожан? Заметны ли какие-то сомнения, неустойчивость, слабость?
— Мы понимаем, что в результате круглосуточного зомбирования всеми средствами массовой информации общества в отношении так называемого томоса и автокефалии многие просто потеряли какие-то духовные ориентиры. Не понимая сути всего происходящего вообще, просто повторяют те же речевки, те же призывы, которые целый день звучат с экранов телевидения.
Но в большинстве своем наши верующие, которые постоянно ходят в храм, верны своей церкви. Наши храмы переполнены, наша церковь является самой большой религиозной организацией Украины.
И даже в нынешних условиях буквально единицы общин перешли в новосозданную церковную структуру, и то, насколько известно, эти переходы инициированы силами нецерковного характера.
— А есть ли шанс преодолеть раскол, и на каких условиях?
— Раскол изначально создан по политическим причинам. И чтобы его преодолеть, нужно политику удалить из церкви. Как только это произойдет, раскол будет преодолен буквально в кратчайшие сроки.
— Хотелось бы узнать о ситуации с другими поместными церквами. Украинская православная церковь ощущает поддержку? Или какие-то церкви пока не выразили свою позицию?
— Часть поместных церквей выразила свою горячую поддержку. Часть еще не высказывалась вслух по всему происходящему, но в то же время нам не известна ни одна церковь, которая выразилась бы в поддержку инициатив Константинопольского патриархата.
— Уточнение для наших читателей. В чем заключается неканоничность поступков Константинопольского патриарха?
— Первая проблема, которую создал патриарх Варфоломей, — вторжение на каноническую территорию другой поместной церкви. Он нарушил архиерейскую присягу и начал издавать церковные указы, проводить церковную деятельность, в том числе и богослужения, на территории другой поместной церкви. Это категорически запрещено церковными правилами.
А после этого он совершил тяжкий грех, когда вошел в общение с церковными раскольниками, проводил с ними потом церковный раскол и заявил, что совместно с ними он будет совершать так называемое богослужение 6 января уже в Стамбуле.
Есть однозначное церковное правило: тот, кто вошел в общение с раскольниками, сразу становится раскольником. А это очень тяжелый грех. Святитель Иоанн Златоуст сказал, что грех раскола не смывается даже мученической кровью.