Будучи весьма самобытной, национальная культура Грузии наложила заметный отпечаток и на произведения архитектуры советского периода, придав им, одновременно уникальным и безликим, свой, особенный колорит. Продиктованные генеральной линией развития, объединившей идеологию и искусство, стилистические течения того времени неуловимо изменяются, оставаясь при этом узнаваемыми в качестве примера конструктивизма или сталинского ампира. И, конечно, немалую роль играет в этих процессах личность создателя — архитектора, проектировщика, творца.
Таков, например, стадион «Динамо» в грузинской столице, построенный по проекту главного архитектора Тбилиси Арчила Григорьевича Курдиани. Здесь национальные декоративные элементы едва ли не затмевают общую, подчиненную общегосударственной эстетической парадигме концепцию сооружения. Стадион был построен в течение пяти лет — с 1933‑го по 1937 год — и вмещал в себя двадцать три тысячи человек.
Теперь стадион выглядит совершенно иначе, претерпев две реконструкции и одну капитальную перестройку, пришедшуюся на 1969–1976 годы и проводившуюся под руководством того же архитектора. В настоящее время стадион носит название «Динамо-арена» и способен вместить в два с лишним раза больше зрителей, нежели изначальное сооружение.
Интересен и Дом правительства Грузинской ССР, также построенный в Тбилиси. Его возведение началось практически одновременно с окончанием строительства стадиона — в 1938 году, а закончилось ни много ни мало в 1953‑м. Этот проект, реализованный совместными усилиями русского и грузинского зодчих Виктора Дмитриевича Кокорина и Георгия Лежавы, несет в себе как черты господствовавшего тогда общесоветского стиля неоклассицизм, так и узнаваемые национальные особенности. Здание выполняет свою задачу и по сей день: сейчас в нём располагается парламент Республики Грузия.
Совершенно особенная история у здания железнодорожного вокзала в Тбилиси.
В начале 1950‑х годов ударными темпами на привокзальной площади была возведена так называемая «сталинская высотка», узнаваемая с любого ракурса.
В таком виде вокзал грузинской столицы просуществовал ровно три десятилетия — с 1952 года по 1982‑й, когда величественное и богато декорированное сооружение не просто снесли, а взорвали, чтобы на его месте могло вырасти нечто якобы более современное и функциональное.
Благими намерениями мостится дорога только в известном всем направлении. Начавшаяся было стройка нового здания вокзала была заморожена на долгие годы в связи с распадом Советского Союза и последовавшими за ним неспокойными годами, вместившими и войну, и разруху.
Всё это время в пустующем бесхозном недострое обитали беженцы из Абхазии, расселение которых произошло только в 2008 году.
И с этого момента, после двадцати лет простоя, стройка возобновилась; а вот как смотрится это новое, которое основательно подзабытое старое, здание, оккупированное множеством мелких предпринимателей, в городском пейзаже — это уже дело вкуса.
Жители же и гости города особенно отмечают неудобные переходы над железнодорожными путями с ведущими к ним высокими и крутыми лестницами, явно недружественными к габаритному багажу.
Особенно заметные подвижки в сторону индивидуальности архитектурных проектов происходят в Грузии на рубеже 60–70‑х годов. Именно к этому периоду относится еще один памятник советского зодчества, буквально недавно до неузнаваемости изменивший свой внешний вид. Речь о знаменитой гостинице «Иверия», построенной в 1967 году по проекту группы архитекторов, возглавляемой Отаром Каландаришвили. Она возвышалась над городом своими двадцатью двумя этажами, обеспечивая постояльцам, которых способна была вместить более пятисот, незабываемые виды Тбилиси.
Но, как и здание вокзала, гостиница стала пристанищем для беженцев на целое десятилетие. Максимальное количество человек, которое предполагалось по плану, было превышено в несколько раз, люди ютились буквально на каждом метре.
Здание же ветшало и приобретало всё более некондиционный вид.
После расселения беженцев в 2004 году встал вопрос о реконструкции здания.
Фактически новый отель с гордым названием Radisson Blu Iveria Hotel, открывшийся здесь в 2009 году, имеет мало общего со своим советским прототипом, некогда спроектированным выдающимся грузинским зодчим, сумевшим создать запоминающийся архитектурный образ.
Печальная судьба была и у модернистского ресторана «Арагви». Построенный в 1970 году, украшенный панно авторства Зураба Церетели и на редкость удачно вписанный в парковый ландшафт, он был заброшен в постсоветские годы и впоследствии, в 2008 году, снесен, так как через это место должна была пройти дорожная развязка.
Еще одно интересное здание в Тбилиси, на этот раз сумевшее сохранить свою архитектурную неприкосновенность, было построено в 1971 году для Грузинской государственной филармонии по проекту Ивана Ноевича Чхенкели, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР.
Конструкция имеет цилиндрическую форму и достаточно современный внешний вид — возможно, именно поэтому постройка, изменив название, не изменилась внешне. Впрочем, назначение ее тоже осталось прежним. В настоящее время здесь находится Концертный зал Тбилиси, готовый вместить до двух тысяч зрителей.
К подобным же проектам с ярко выраженной индивидуальностью можно отнести и здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси. С момента окончания строительства в 1975 году и по сию пору это уникальное сооружение, спроектированное архитекторами Георгием Чахавой и Зурабом Джалагханией, заслуженно занимает место в ряду интереснейших зданий ушедшей эпохи.
Его необычный вид должен, по замыслу создателей, напоминать о горных пейзажах и органично вписанных в них деревнях их родины.
Как и всякое талантливое произведение искусства, его сложно типизировать: в нём есть черты, характерные для таких стилистических направлений, как структурализм, брутализм и конструктивизм, в целом же оно представляет собой поистине неповторимый проект. Теперь этот национальный памятник архитектуры вмещает офис Банка Грузии.
Апогеем же данного направления в грузинском зодчестве стал Дворец торжественных обрядов в Тбилиси, а проще — Дворец бракосочетаний.
Строительство Дворца, спроектированного архитекторами Виктором Джорбенадзе и Важи Орбеладзе, продолжалось пять лет и закончилось в 1985 году. Его плавные изгибы и замысловатые очертания резко контрастируют с царившими в ту пору в архитектуре кубистическими формами. Но и «космической архитектурой», также пользовавшейся популярностью в 80‑е годы, здесь не пахнет. Скорее это похоже то ли на замок сказочной феи, то ли на храм иномирного божества, приснившийся экзальтированному художнику-сюрреалисту.
Неудивительно, что кому-то захотелось заполучить подобное чудо в свое полное распоряжение. После нескольких лет простоя в постсоветский период, Дворец стал собственностью грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили и стал именоваться Дворец «Аркадия», потому что в паспорте нового владельца стояло именно это имя. К слову, под стенами своего фантастического дворца он и нашел место последнего упокоения.
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Молдавии
Застывшие в камне: советская архитектура в Армении