Посольство Латвии в России намерено рассказать в Москве о «преступлениях против латышского народа», которыми, на их взгляд, занималось советское правительство в Латвии в 40-х годах. Подобные мероприятия страны Балтии организуют ради выполнения идеологической сверхзадачи приравнять коммунизм к нацизму, из чего должно следовать, что Советский Союз равен Третьему рейху, а над Россией, как его правопреемницей, нужно устроить «второй Нюрнбергский процесс». Однако Россия никому ничего не запрещает, позволяя заниматься на своей территории антироссийской исторической политикой: то ли чувствует за собой историческую правду и не боится, то ли ей прибалтийские телодвижения просто безразличны.
Презентация выставки, двухтомной книги «Дети Сибири» и премьера фильма «Куда исчезли отцы» состоятся 4 декабря в Москве, в фойе большого зала Библиотеки иностранной литературы. В разосланных латвийским посольством (а именно оно – организатор мероприятия) приглашениях говорится, что выставка состоит из фотографий, документов и иных уникальных материалов, рассказывающих о высылке латышей советской властью в 40-е годы.
Подобного рода мероприятия активисты исторической политики в Латвии и других странах Балтии проводят далеко не только для того, «чтобы помнили». Их конечная цель куда более глобальная и куда более практичная: добиться признания советского строя и коммунистической идеологии такими же преступными, какими были гитлеровская Германия и нацизм.
Практичность этой цели состоит в том, что, добившись приравнивания коммунизма к нацизму, а СССР — к Рейху, можно заручиться поддержкой международного права, чтобы выбить наконец из России «компенсации за оккупацию», которые Прибалтика безуспешно требует уже 23 года.
Для стран Балтии история — это даже не политика, опрокинутая в прошлое, а бизнес-проект. Германия некогда выплачивала Израилю компенсации за Холокост — в начале 90-х Литва, Латвия и Эстония, лишившись советских дотаций, решили обрести их вновь, став «Израилями на Балтике». Не вышло: правопреемница СССР «советскую оккупацию» не признаёт и ни о каких денежных выплатах (а Комиссии по подсчёту ущерба от оккупации насчитали России 834 миллиарда долларов — литовская и 180 - 250 миллиардов евро — латвийская) даже слышать не хочет.
Следовательно, магистральное направление прибалтийской исторической науки - доказать, что оккупация таки была. Ради этого, как теперь уже очевидно, латвийская сторона предложила в 2010 году российской создать межгосударственную комиссию историков. Сопредседатели с латвийской стороны прямо говорили, зачем Латвии нужна эта комиссия: открыть латвийским историкам доступ к архивам российских МИД и ФСБ. Что им нужно в этих архивах, тоже было понятно с самого начала: первый латвийский сопредседатель, Инесис Фелдманис, заявил, что по итогам работы комиссии историков российские коллеги вынуждены будут признать «факт оккупации», второй сопредседатель, Антоний Зунда, призывал устроить над СССР и коммунизмом «второй Нюрнберг» (на скамье подсудимых, естественно, должна была оказаться Россия, как правопреемница), а российские историки затем рассказывали, что латвийских коллег ничто, кроме «оккупации» и «советской агрессии», на заседаниях комиссии не интересовало.
Самое интересное, что Россия, видя всё это, свои архивы латышам действительно открыла. Пусть ищут, нам скрывать нечего! В итоге деятельность комиссии была со скандалом свёрнута латвийской стороной под благовидным предлогом украинских событий: никаких доказательств советской агрессии в 1939 - 1940 годах, незаконного военного вторжения в 1940 году, проектов геноцида латышей и прочего, что могло бы оправдать оккупационную доктрину и вынудить Россию платить, как Германия за Холокост, — ничего не нашли.
Вот и в истории с выставкой, книгой и фильмом о сталинских депортациях латышей, представляемых в рамках комплексной антироссийской стратегии, Россия никому ничего не запрещает.
Тот факт, что латвийское посольство в Москве собирается провести свою акцию даже не на своей территории, а на территории российского государственного учреждения — Библиотеки иностранной литературы — означает лишь то, что Россия чувствует за собой силу, а сила — в правде.
Россия ведь никогда не отрицала фактов депортаций коренного населения из Прибалтики в 1940-х годах. Это Прибалтика отрицает очевидное, когда там уголовное преследование за «отрицание советской оккупации» вводят сами «оккупанты» - все те люди, которые 30 лет назад были замами по идеологии, секретарями республиканских ЦК, председателями райкомов и горисполкомов. Депортации были, литовцев и латышей действительно везли в Сибирь в товарных вагонах, никто от этого не отпирается, сегодня «дети Сибири» и их потомки ездят в места депортаций, ведут там научную и мемориальную деятельность. Им никто не мешает, даже помогают. Например, губернатор Кировской области Никита Белых, защитивший диссертацию о Вятском исправительно-трудовом лагере (Вятлаге), — он и его научный руководитель удостоены отдельной благодарности в фильме «Куда исчезли отцы». А если вы утверждаете, что преследовали не противников советской власти, а просто латышей, что сталинские репрессии носили не классовый, а этнический характер, и даже бросаетесь словом «геноцид», то вам были предоставлены все возможности доказать это — архивы открыты, ищите, доказывайте!
Но даже свою мифологию, которую официальные прибалтийские идеологи неспособны доказать, Россия позволяет высказывать на своей территории, и не на территории посольства, а на территории российского Минкульта. Правда, на это мероприятие могут прийти российские историки и начать задавать вопросы, но тут уже ничего не поделаешь: свобода слова и либерализм — вещи очень хорошие, но от возможности диктовать «единственно верную линию партии» избавляют навсегда.
Представим себе зеркальную ситуацию в той же Латвии, которая так гордится своим «либерализмом» и «европейскостью». Российское посольство в Риге организует выставку о преступлениях латышских коллаборационистов в годы Второй мировой войны. С презентацией соответствующей книги и премьерой соответствующего фильма. В них рассказывается о том, как гражданская администрация оккупированной Латвии в 1942 году сама предложила Гитлеру создать латышский легион СС, участвовала в организации «фабрики смерти» в Саласпилсе и Рижского еврейского гетто. Ну и ещё о карательной команде Виктора Арайса и, конечно, о Цукурсе. Герберте Цукурсе, про которого поставили мюзикл.
Причём делается это не просто «чтобы помнили», а в рамках куда более глобальной, многолетней задачи: добиться признания нынешнего латвийского государства, пытающегося оправдать и латышские СС, и Цукурса, преемником коллаборационистов и распространить на него решения Нюрнбергского трибунала о мерах борьбы с фашистскими организациями.
И проводится это мероприятие не на территории российского посольства, а в Замке Света, например. Или в любом учреждении, подчиняющемся латвийскому Минкульту. Какой была бы реакция латвийских властей? Правильно: мгновенный запрет мероприятия, истерика в Сейме, поиски шпионов, предателей и пятой колонны, обыски и допросы Полиции безопасности и Бюро защиты Конституции, крики о провокации, объявление всех российских участников мероприятия невъездными и так далее вплоть до разрыва дипломатических отношений с Россией. Да что представлять: в 2012 г. в «демократической» Латвии так и не позволили провести выставку фонда «Историческая память» «Угнанное детство: 1943 - 1944. Судьба детей, угнанных в Латвию», рассказывающую о детях, которые попали в жернова нацистских карательных операций, которые в латышском приграничье проводили преимущественно силами латышских коллаборационистов. А организаторов выставки, российских историков Владимира Симиндея и Александра Дюкова, просто сделали невъездными в Латвию.
А в Россию латвийские деятели на такое мероприятие едут без всяких помех. Спокоен всегда тот, кто уверен в своих силах. В исторических вопросах, как ни в чём другом, сила — в правде. У кого правда — тот и сильнее.