От него остались только воспоминания: Рижский радиозавод RRR
Александр Филей
Чем только не славилась Рига в советское время: первые маршрутные микроавтобусы, первые мопеды, первые цифровые интегральные микросхемы. И, конечно же, высококачественная радиоаппаратура, производство которой было налажено на Рижском радиозаводе (RRR) имени Александра Степановича Попова. Сегодня от предприятия, создававшего акустические системы, остались одни воспоминания — даже опустевший корпус в спальном районе Иманта несколько лет назад подвергся сносу.
О досоветской истории будущей «Радиотехники» мы подробно рассказали в статье «От радиоэлектроники к горшкам: почему экономика Латвии развивается наоборот».
После вхождения Латвии в состав СССР мастера радиодела продолжили трудиться на благо советского государства. Более того, уже после Победы ни один из работников рижских предприятий по производству радиоаппаратуры не подвергся уголовному преследованию за возможные преступления, совершенные в годы нацистской оккупации.
Советские органы власти выдвигали в качестве приоритета развитие производственно-технического потенциала советской Прибалтики даже в том случае, когда формально следовало провести проверку участия работников промышленности в сотрудничестве с нацистами.
В 1948 году последовал колоссальный прорыв. Завод «Радиотехника» выпустил первый в истории СССР переносной ламповый радиоприемник «Пионер», который работал на батарейках. В этом же году был построен гальванический цех завода.
Среди других инновационных проектов предприятия «Радиотехника» — радиокомбайн «Рига-Т51» на 21 радиолампе с 7 коротковолновыми диапазонами, встроенным проигрывателем с автоматической сменой грампластинок, 3 широкополосными динамиками, фазоинвертором и высокочастотным громкоговорителем. Всего было выпущено 10 таких приемников. Из них один был подарен Иосифу Виссарионовичу Сталину, другой — лидеру КНР Мао Цзэдуну в знак безоговорочной поддержки коммунистического строя в Китае.
Так чудо латвийской советской «Радиотехники» стало неотъемлемой частью дипломатических отношений.
В начале 1950-х годов рижское радиопроизводственное предприятие специализировалось на изготовлении аппаратуры для радиотрансляции, а также пультов, в том числе дикторских и студийных. Масштабы и качество производства выросли настолько, что вся рижская улица Мукусалас была переименована в улицу «Радиотехника».
Свой золотой век фабрика пережила в 1950–1960 годы. Тогда массовому потребителю были предложены такие выдающиеся марки, как «Рига-6», «Даугава», «Рига-10». А в 1958 году был налажен первый в истории СССР серийный выпуск советского лампового радиоприемника «Фестиваль» с проводным дистанционным управлением.
Неоднократно эта модель экспонировалась на зарубежных выставках и производила фурор среди ценителей радиоконструирования. Значимым изобретением стала радиола «Сакта», при монтаже которой впервые в Советском Союзе были применены печатные платы.
В 1961 году — очередное новшество: был произведен малогабаритный транзисторный радиоприемник «Гауя».
Всплеск производства и разработка новых инженерных решений начались после того, как завод возглавил Олег Константинович Ленёв. И вскоре состоялось объединение — в «Радиотехнику» слились Рижский радиозавод им Попова, конструкторское бюро «Орбита», Рижский электромеханический завод, Кандавский радиозавод.
При Ленёве были построены новые современные корпуса в микрорайоне Иманта (1971–1973), а ассортимент продукции завода существенно расширился. Можно сказать, что предприятие достигло кульминации своей великой промышленной истории.
Многие помнят технику, произведенную на заводе в те годы: музыкальный центр «Мелодия-106», стереофоническую радиолу высшего класса на транзисторах «Виктория-001», а также гибридные и полупроводниковые микросхемы.
Предприятие «Радиотехника» входило в оборонную «девятку» и стало крупнейшим производителем аудиоаппаратуры в СССР (более 35% от всей подобной продукции).
Часть производства была строжайшим образом засекречена, но в то же время более 5 тысяч акустических систем экспортировалось в капиталистические страны — в первую очередь в ФРГ и Финляндию, некоторое количество продукции поставлялось в США и Австралию.
Вскоре Ленёв был назначен генеральным директором ВЭФа, и следующим (как оказалось, последним) руководителем «Радиотехники» стал инженер Владимир Карлович Мартинсон (при Ленёве был директором производственного объединения).
Стоит отметить, что с 1945 по 1990 год предприятие выпустило 41,550 млн изделий, украшенных логотипом RRR. Инновационный подход к производственному процессу стал визитной карточкой коллектива работников этого легендарного всесоюзного предприятия.
Например, слесарь Евгений Рыжов, работник цеха нестандартного оборудования, сконструировал особые автоматы для обработки проводов и монтажных установок. Его подход был запатентован и впоследствии применялся в различных странах мира, в том числе в США, ФРГ и Японии.
Высоких отзывов отечественных и иностранных покупателей удостоились качество дизайна и высокий уровень сборки. У предприятия был свой собственный детский лагерь «Альбатрос» на берегу Рижского залива, а также базы отдыха в Крыму и в рижском приморском поселке Варнукрогс.
Коллектив (сотрудники конструкторского бюро, рабочие, инженеры, технологи) носил интернациональный характер — работать и проходить производственную практику сюда съезжались многие жители из разных областей, регионов и республик СССР.
Развал СССР внес свои драматические коррективы в судьбу «Радиотехники».
В планы независимой Латвии не входило сохранение крупных производств. Промышленные гиганты были доведены до банкротства, после их материальные ресурсы были распределены исходя из корпоративных интересов.
«Радиотехнике» на первых порах удалось избежать такой участи. Руководство завода предложило создать серию кооперативов, которые должны были емко и оперативно выполнять производственные задания. Но в скором будущем эти кооперативы разорились, лишив латвийских вкладчиков сбережений.
Проблемы возникли и после резкого открытия границ. На прибалтийский рынок хлынуло огромное количество разноплановой продукции, в основном акустических аппаратов, так что показалось, что в этих условиях завод постигнет печальная судьба ВЭФа, «Альфы» и «Саркана звайгзне».
Но изделия RRR оставались востребованными по причине осознания покупателем истинного качества рижской радиопродукции.
Вскоре начались другие серьезные проблемы, связанные, в частности, с сужением внешнего рынка и с дефолтом в России.
В 2014 году, после ряда сравнительно успешных лет, Служба госдоходов Латвии потребовала от предприятия оплатить финансовую задолженность. Владельцам завода осталось только подавать иск о правовой защите. Естественно было бы предположить, что государственные ведомства выделят денежные средства на спасение утопающего флагмана латвийской промышленности в условиях чрезвычайной ситуации, однако этого не произошло.
Попытки спасти предприятие продолжались три года. 20 марта 2017 года в отношении RRR начался процесс неплатежеспособности. В 2018 году были снесены корпуса в Иманте. Теперь на их месте находится строительный магазин.
А Латвия продолжает добровольно и с удовольствием добивать промышленность на радость западным покровителям в соответствии с концепцией истинной независимости от собственного же благополучия и процветания.