Культура Культура

Ночь в Музее оккупации: Польша

Проект RuBaltic.Ru «Ночь в Музее оккупации», объединивший виртуальной прогулкой специфические учреждения «культурно-просветительского» плана в бывших республиках Советского Союза и странах соцлагеря, не смог обойти стороной Музей Варшавского восстания в Варшаве.

Он появился как самостоятельная единица только в 2004 году, как раз к юбилейной дате того самого восстания, хотя разговоры о его создании велись на протяжении полувека. И даже с начала 1980‑х годов предпринимались попытки создать его на базе Исторического музея в Варшаве. Но до прихода к власти Леха Качиньского автономным музей стать не мог.

Новый президент же расставил приоритеты таким образом, что новая-старая музейная особь обрела дом буквально за несколько месяцев ударных работ. Именно столько понадобилось польским рабочим, трудившимся в три смены, чтобы привести старинное, но заброшенное здание бывшего трамвайного депо в соответствие с современными стандартами.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: wikimedia.org

Из истории вопроса:

Варшавское восстание началось 1 августа 1944 года. Его организатором была Армия Крайова, подчинявшаяся польскому буржуазному правительству, обосновавшемуся в Лондоне.

Восстание было специально начато в тот момент, когда немецкие войска покидали Варшаву, а советские, с успехом прорываясь на Запад, уже подходили к Варшаве. Однако быстро выяснилось, что Армия Крайова, которая рассчитывала на быструю и успешную операцию, была не готова к тому, что немцы вернутся в город и дадут ей отпор. Кроме того, не хватало ни еды, ни оружия, ни людей.

Помощь от англо-американской авиации пришла, но было поздно. Повстанцы смогли продержаться 63 дня, но их силы были не беспредельны. 2 октября 1944 года немцы подавили восстание. Почти 200 тысяч человек погибли, около полумиллиона попали в концлагеря. Почти вся Варшава превратилась в руины.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: diariodenavegador.com

Возвращаемся в наши дни. Надо сказать, что строители потрудились на славу, предоставив музею около трех тысяч «квадратов» площади на четырех этажах для размещения экспозиции, насчитывающей почти две тысячи экспонатов.

В год его посещает до полумиллиона человек, и долгое время музей удерживает лидирующие позиции среди многочисленных достопримечательностей польской столицы.

Чем же он так привлекает туристов и местных жителей? Давайте традиционно заглянем внутрь и прогуляемся по его залам. Благо на радость прижимистым или небогатым посетителям здесь по воскресеньям бывают бесплатные дни. Отстоять многометровую очередь — и в путь!

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: happytravelling.org

Снаружи постройка начала прошлого века выглядит более чем внушительно: красный кирпич, мрачноватый вид. Внутри тоже есть чем впечатлиться. Например, в первом от входа зале можно «позвонить» по телефонному аппарату, сделанному под старину, и услышать на том конце провода историю Варшавского восстания от людей, принимавших в нём участие.

В качестве же традиционного монументального объекта здесь присутствует полноразмерный макет британского бомбардировщика Liberator B‑24J, содержащий в себе подлинные детали этого самолета, благодаря которому повстанцы получали еду и оружие. В отличие от таллинских локомотивов, символизирующих два режима: тоталитарный и национал-социалистический — и имеющих негативную коннотацию, английский самолет — символ спасения, это тот самый культ карго, который не дал погибнуть варшавянам.

И без того грандиозному зрелищу придают дополнительной остроты световые и звуковые эффекты, имитирующие взлетную полосу. Но подобный гигантский экспонат здесь не один. Куда глобальнее — огромная стела, как бы пронзающая насквозь все этажи, на поверхности которой запечатлены вехи восстания.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: happytravelling.org

Вся экспозиция строится вокруг ужасов заглавного исторического события, которое за два месяца унесло многие тысячи жизней с польской стороны. Надо сказать, что экспонаты, большую часть которых составляют фотографии, подобраны умело и со своей задачей поведать о черных страницах истории, сделав их по возможности еще чернее, справляются на ура.

Пригодилось в этом создателям выставки и тонкое знание психологии: ну кто же откажется заглянуть в специальную трубу, на дне которой размещены самые шокирующие фотографии специально на тот случай, чтобы люди с ранимой психикой их ненароком не увидели?! Всякому хочется удостовериться, что уж его-то психика устойчива, как чугунный утюг, поэтому места у этих «смотровых шахт» не пустуют.

То же касается и пятиминутного ролика с эффектом 3D, созданного на базе многих сотен фотографий, сделанных с тех самых самолетов Liberator, и показывающего практически полностью разрушенный город на момент конца войны. Чтобы посмотреть его, люди снова выстраиваются в очередь.

Вообще музей прекрасно оснащен с технической точки зрения, современные достижения в области мультимедиа используются обильно и с размахом. Повсюду экраны, на которых демонстрируются съемки боев, во всех залах присутствуют звуковые и световые эффекты. Присутствуют они, кстати, и в той самой, упомянутой уже нами стеле: изнутри стального гиганта доносится звук пульса, а снаружи его дополняют взрывы, свист пуль и слова читаемых кем-то молитв. Всё это не может оставить равнодушным даже праздного туриста, не заинтересованного историей Польши.

«Смотровая шахта» для крепких нервами посетителей / Фото: happytravelling.org

Правда, есть в музее и куда более «мирные» экспонаты вроде пишущих машинок, которые и сейчас способны отстучать хоть диссертационный труд, хоть приказ, хоть письмо. Здесь нет места пыльным поломанным вещам, как в таллинском музее, здесь всё исправное и чистое. Кроме, пожалуй, элементов канализационной системы, выставленных, видимо, для вящего погружения в атмосферу военного лихолетья. Немало, разумеется, и различного вооружения, есть и военная форма, и каски, и многое другое, включая полевую почту.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: cms.enjourney.ru

На первый взгляд — музей, заслуживающий уважения. Пусть и мрачноватый, ну так ведь тема обязывает. Почтить память, напомнить о трагических событиях землякам и гостям страны, — казалось бы, неплохо? Что же тут не так?

Начать нужно с того, что данные, представленные в музее как непреложная истина, расходятся с прочими источниками, основанными на архивных данных. Больше всего пострадали цифры. Информация в музее гласит, что польские повстанцы уничтожили почти три сотни единиц тяжелой техники противника, включая танки и самоходные установки, но германские архивы являют совершенно другую картину, где уничтожению подверглось всего менее десятка машин, включая военные и полицейские.

Да и количество убитых и раненых немцев сильно разнится по данным одной и другой стороны. Цифры по безвозвратным потерям отличаются почти в шесть раз, причем никакие данные столь завышенные показатели не подтверждают.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: wikimedia.org

Уже занятно, правда? А если вспомнить упорные слухи о том, что далеко не все средства, потраченные на столь ударные строительно-ремонтные работы, родом из национального польского бюджета, становится еще интереснее. Как говорится, ищите того, кому выгодно. А при таком раскладе выгодно обычно оказывается еще и ненароком задеть хвостом почивший СССР и его внешнюю политику. И кто же оказывается чуть ли не главным виновником польской трагедии? Буквально в одном строю с фашистскими оккупантами?

Разумеется, Советский Союз, на который в целом и на тогдашнего главу которого Иосифа Виссарионовича в частности поляки возлагают основную ответственность за поражение в тех событиях. И это не домыслы, а вполне официально заявляемая позиция музея и его сотрудников.

Понять вам это поможет аудиогид, который получает каждый посетитель музея. После того как вы пройдете по жутким залам, собирая историю восстания по дням (они представлены отдельными листами отрывного календаря, которые потом можно забрать с собой в качестве сувенира), у вас в голове должна остаться одна-единственная «правда»: во всём виноват Советский Союз, косвенно — Россия и русские.

А если вы не до конца прочувствовали замысел авторов, то его разъяснят местные гиды. Они будут рассказывать, как советские войска, дойдя до Вислы, не стали переходить реку, а просто смотрели, как отважные поляки сражаются с немцами (которые, к слову, уже начали отступать, зная, что красноармейцы на подходе). Эти же гиды покажут, как советские солдаты, сложа руки на груди, наблюдали за разрушением Варшавы и гибелью братьев-славян. Но если вы захотите задать рассказчикам уточняющий вопрос, то вряд ли они вам ответят. Все познания гидов в вопросах истории ограничиваются четко заданным сценарием музея.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: img-cdn.advisor.travel

Стало быть, мы снова, уже в который раз, сталкиваемся с набившей оскомину идеей, кочующей из музея в музей по просторам бывшего Союза и стран соцлагеря. Идеей «двух оккупаций» — и в лучшем случае равнозначных, хотя нам ли не знать, что чаши музейных весов склоняются под тяжестью обвинений в сторону СССР.

Карта на одной из стен музея прекрасно доказывает, что эти утверждения не голословные. Как видите, Польша на ней словно разорвана на два куска между двумя «оккупантами», причем кусок, доставшийся Союзу, куда больше.

Ночь в Музее оккупации: Польша / Фото: istpravda.ru

Читайте также
15 июня 2018
Гражданка Александрова Александра 90 лет, проживавшая в дер. Каменка, не имела возможности выйти из дома, и была заживо сожжена.
14 июня 2018
Нашу многосерийную виртуальную экскурсию по специфическим музеям бывших республик СССР мы завершаем куда южнее, чем начали, а именно в солнечном Ташкенте — столице Узбекистана.
16 июня 2018
Интервью с известным российским историком, публицистом, общественным деятелем, автором учебников и курсов лекций по истории России Евгением Спицыным.
22 июня 2018
В романе Валентина Пикуля «Честь имею» два ветерана Первой мировой обсуждают неизбежность войны с Германией, действие происходит в 1940 году.