Культура Культура

Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси

Пожалуй, самыми яркими иллюстрациями к архитектуре советского периода в Беларуси являются постройки сталинских времен, огромные и величественные.

Самые известные из них — это, наверное, два одиннадцатиэтажных здания-близнеца в виде башен, так называемые Минские ворота, высящиеся возле железнодорожного вокзала. 

Они появились в белорусской столице после войны, когда здесь развернулись масштабные восстановительные работы, включающие и реконструкцию привокзальной площади. 

Внушительные башни в «устье» улицы Кирова строились почти десятилетие — с 1947‑го по 1956 год — по проекту архитектора из Ленинграда Бориса Рубаненко и стали настоящей визитной карточкой Минска.

Минские ворота

Также к сталинскому ампиру, хоть и с элементами неоклассицизма, можно отнести и здание минского Главпочтамта, что находится на проспекте Независимости. 

В отличие от своих эпичных собратьев у вокзала, Главпочтамт вырос здесь всего за три года, в 1950–1953 годах. Автором его проекта был видный белорусский архитектор Владимир Адамович Король.

Здание минского Главпочтамта

Он же, в соавторстве с Абрамом Григорьевичем Духаном, проектировал и еще один памятник архитектуры советского Минска — здание Центрального телеграфа (теперь здесь размещается офис «Белтелекома»). 

Оно датируется 1962 годом, при этом стилистически близко к предыдущей описанной нами постройке, хотя и гораздо лаконичнее и сдержаннее. 

Это объясняется единым планом застройки катастрофически разрушенного в войну Минска, включавшим оба здания и разработанным еще в конце 40‑х годов.
Здание Центрального телеграфа (теперь здесь размещается офис «Белтелекома»

Одним из первых на Центральной площади согласно этому плану появился жилой дом с магазином на первом этаже, спроектированный будущим народным архитектором Советского Союза Георгием Владимировичем Заборским совместно с будущим лауреатом Госпремии СССР Михаилом Павловичем Парусниковым. 

Дом был возведен в период с 1949‑го по 1953 год и является ярким представителем уже не раз упомянутого сталинского ампира.
Жилой дом на на Центральной площади

Но раньше него — чуть ли не первым в лежащем в руинах Минске — было возведено здание КГБ. К началу декабря 1947 года оно было уже завершено. 

Можно сказать, что это поистине замечательное строение задало тон всей минской послевоенной архитектуре. 

Планировалось, по крайней мере, своими создателями Михаилом Парусниковым и Геннадием Бадановым оно как главный композиционный акцент восстановленного центра города от современной площади Независимости до площади Победы. Длинное вытянутое здание вобрало в себя один неплохо сохранившийся дом дореволюционной постройки, а правое его крыло увенчалось знаменитой среди минчан башней.

Здание КГБ Белоруссии

Если здание Госбезопасности было первой значительной послевоенной постройкой, то одной из самых знаменитых довоенных можно назвать Дом правительства, который, несмотря на свои весьма впечатляющие размеры, был закончен всего за четыре года — с 1930‑го по 1934 год. Этот колоритный памятник конструктивизма спроектировал архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард.

Дом правительства

В качестве наглядного примера белорусских памятников советского неоклассицизма можно привести построенный чуть позже здания КГБ — в 1954 году — Дворец культуры профсоюзов, автором проекта которого был белорусский архитектор Владимир Ершов. 

Внешний вид здания и его внутреннее убранство запоминаются благодаря обилию декоративных элементов, несмотря на то что строительство его велось уже в годы борьбы с так называемыми «архитектурными излишествами». 

Впоследствии именно это вызывало массу критики по отношению как к зодчему, так и к его творению.
Дворец культуры профсоюзов

И, в завершение рассказа о восстановлении центральной городской площади Минска, упомянем здание Облисполкома, появившееся к концу 50‑х годов. Автором его проекта был заслуженный архитектор Белорусской ССР Виктор Матвеевич Волчек: он успешно сочетал элементы классицизма и монументального стиля, создав весьма гармоничное и продуманное до мелочей произведение искусства. 

Но если внешний вид здания практически не изменился со времен постройки, то внутренние помещения преобразились — к лучшему ли, вот вопрос. 

Во время последнего ремонта вся потолочная лепнина была убрана под навесные потолки, что, конечно, лишило интерьер весомой толики самобытности.

Здание Облисполкома

К эпохе этакого «междуцарствия», когда сталинский ампир уже канул в лету, а поражающие воображение железобетонные конструкции 70–80‑х еще оставались в туманном будущем, относится минский Дворец спорта, построенный в середине 60‑х годов. 

Над его проектом трудились несколько зодчих во главе с С. Д. Филимоновым, и им удалось создать уникальное сооружение, по образцу которого впоследствии строились дворцы спорта в других городах.

Минский Дворец спорта

Продолжая же тему советской «космической» архитектуры, начатую в предыдущих обзорах, поговорим о ее образчиках на территории Беларуси. Самые знаменитые из них относятся к 80‑м годам и находятся в Минске, что логично и понятно. 

Именно здесь велось самое масштабное строительство и бурлили самые передовые идеи. 

Хороший пример — Комаровка, названная так потому, что еще в начале XX века здесь было кишащее комарами болото. А затем вырос новый микрорайон с Центральным крытым колхозным рынком в качестве оси, который практически сразу приобрел статус главного продуктового рынка во всей БССР.

Эту «тарелочку» спроектировал целый коллектив архитекторов в начале 70‑х годов, используя совершенно новые принципы для возведения круглой кровли, которые почти восемь лет дожидались технической возможности воплотиться в реальность. 

И то сказать, НЛО получилось весьма внушительным, способным вместить тысячу двести торговых мест. 
Главный продуктовый рынок во всей БССР
Здесь же, в непосредственной близости, возвышается еще одна достопримечательность — пятерка «кукуруз», как прозвали эти шестнадцатиэтажные высотки за более чем странную форму. 

Нужно отметить, что начали строить их одновременно с Комаровским рынком, в 1972 году, а закончили уже не в советской Белоруссии, а в независимом государстве, спустя три десятилетия. Справедливости ради добавим, что одна «кукурузина» всё же успела отпраздновать день рождения до распада СССР, в 1982 году.

Пятерка «кукуруз»

Еще один неопознанный летающий объект приземлился в 1988 году на нынешнем проспекте Победителей, в ту пору носившем название проспекта Машерова. Это выставочный комплекс «Белэкспо», спроектированный заслуженным белорусским архитектором Леонардом Москалевичем. Отдельные ценители считают, что этот проект был его лучшей работой. Комплекс функционирует и сейчас, пережив годы простоя и запустения.

Выставочный комплекс «Белэкспо»

Но пришло время отвлечься от межзвездных кораблей и поговорить о кораблях земных. И нет, это не оговорка, именно об этаком сухопутном «лайнере», каким видится здание архитектурного факультета Минского государственного политехнического института, и пойдет речь. 

Оно чуть младше своего «космического» собрата и датируется началом 80‑х годов. 

Построено оно по проекту видного белорусского архитектора Игоря Есьмана, и этот проект признавался самым оригинальным для подобных сооружений не только в Белорусской CCР, но и во всей стране в целом.

Здание архитектурного факультета Минского государственного политехнического института

Но не только в Минске возникали здания футуристических очертаний. В Гродно, к примеру, образчиком подобного стиля можно назвать Областной театр драмы, строительство которого велось около семи лет и завершилось в 1984 году. 

Автором проекта был архитектор Геннадий Мочульский, разместивший театр в живописном месте над рекой. Жители Гродно привыкли считать это необычное строение одним из главных символов своего города.

Областной театр драмы


Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии