Защитники Отечества в европейских столицах: об отношении к советским памятникам в ЕС
Андрей Стариков
Прибалтийские страны пытаются доказать свою принадлежность к Европе, уничтожая все следы советского прошлого, вплоть до памятников. Так, в Литве уже вплотную занялись ликвидацией бронзовых советских солдат с Зеленого моста, а к празднику Победы знамя борьбы с памятниками истории наверняка подхватят и другие прибалтийские сестры. К празднику защитника Отечества, который в Прибалтике тоже теперь под запретом как еще один след «советской оккупации», портал RuBaltic.Ru подготовил истории о судьбах советских монументов в различных странах ЕС.
Австрийский «Памятник русским»
В Вене, на площади Шварценбергплац, названной в честь австрийского фельдмаршала князя Карла Шварценберга, давшего бой Наполеону в статусе главнокомандующего союзными войсками в Битве народов под Лейпцигом, находится монумент, известный как Памятник героям Советской армии. Работа скульптора Интезарьяна и архитектора Яковлева с официальным названием «Памятник войнам советской армии, погибшим при освобождении Австрии от фашизма» представляет собой фигуру солдата Красной армии в полный рост, держащего золотой щит в виде советского герба и флаг СССР. На груди война висит автомат Шпагина, а голову украшает шлем, сделанный из золота. Фигура солдата установлена на постаменте, украшенном гравировкой на русском языке: «Вечная слава героям Красной армии, павшим в боях с немецко-фашистскими захватчиками за свободу и независимость народов Европы». На цоколе постамента зафиксирован текст приказа Сталина о взятии Вены. Фигуру солдата Красной Армии частично окружают полукруглые колоннады из белого мрамора. Рядом с советским монументом располагается фонтан Hochstrahlbrunnen («Высокая струя»), являющийся памятником городскому водопроводу.
Монумент героям Красной армии в Вене был открыт 19 августа 1945 года в память о 17 тыс. советских солдат, погибших в ходе «Венской наступательной операции» 2-ого и 3-его Украинских фронтов во время Второй мировой войны.
С выводом советского контингента из Австрии в 1955 году руководство страны взяло на себя обязанность ухаживать за монументом, что было отмечено в государственном договоре о нейтралитете и независимости Австрии.
Во время визита Никиты Хрущева в Австрию в 1961 году и осмотра памятника советское посольство направило своим коллегам в Вену дипломатическую ноту с предложением стереть с монумента фамилию «Сталин», оставив просто «главнокомандующий». С австрийской стороны последовал отказ с отсылкой к обязательству сохранить сооружение в неизменном виде.
В данный момент среди жителей Вены сооружение носит нейтральное название «Памятник русским», однако русскоязычные обитатели и гости австрийской столицы ласково нарекают Памятник героям Советской армии традиционным собирательным именем советского воина — «Алеша». В 2008-2009 годах австрийскими властями была проведена капитальная реставрация памятника с благоустройством прилегающих к нему территорий.
Помимо площади Шварценбергплац, подвиг советского солдата в австрийской столице увековечен на мемориальной доске у подножия моста Райхсбрюке («Имперский мост»), связывающего два берега Дуная. На памятной табличке, изготовленной архитектором Мухиным и художником Филипповым, выгравирована надпись: «Доблестным советским гвардейцам воздушным десантникам. Благодарные жители Вены», а бронзовый барельеф на ней изображает момент битвы за Имперский мост. Именно по этому мосту в апреле 1945 года войска СССР переправились через Дунай и освободили Вену.
Болгарский Алеша
В Болгарском городе Пловдиве, расположенном в южной части страны на вершине холма Буранджик («Холм освободителей»), находится памятник советскому солдату-освободителю «Алеша». Идея увековечить подвиг советских солдат, сражавшихся за свободу болгарского народа во Время второй мировой войны, исходила «снизу», от самих жителей города. В 1950 году был утвержден проект скульптуры, разработанный авторским коллективом под руководством Васила Радославова. 5 ноября 1957 года состоялось торжественное открытие памятника.
Монумент представляет собой двенадцатиметровую скульптуру советского солдата, установленную на шестиметровом гранитном пьедестале, украшенном барельефами Георгия Коцева «Советская армия бьёт врага» и Александра Занкова «Народ встречает советских воинов». В руках у бойца-освободителя ППШ, смотрящий в землю. Монумент виден практически из любой точки города.
Прототипом памятника является реальный человек — сибиряк Алексей Иванович Скурлатов. Переведенный вследствие тяжелого ранения из стрелкового полка в связисты, Скурлатов был направлен ремонтировать телефонную линию Пловдив-София. Днем занимаясь установкой столбов и протягиванием проводов, вечером Алексей Иванович с товарищами ходил в гости к новым болгарским друзьям, где пили ракию, танцевали, пели русские и болгарские песни. Там же один из местных жителей и зарисовал плечистого Алешку в альбом, попавший после войну к скульпторам, единодушно выбравшим Скурлатова моделью для памятника.
Судьба железобетонного Алеши не была безоблачной. В начале 1990-ых годов в российско-болгарских отношениях началось охлаждение. Пришедшие на волне политических преобразований национально ориентированные политики развернули антирусскую кампанию. Главный удар планировалось нанести по символу «советской оккупации» — памятнику солдату-освободителю. Монумент не раз подвергался осквернению, обливался краской, а градоначальник Пловдива Спас Гырневски объявил Алешу своим личным врагом. В 1996 году горсовет принял решение демонтировать монумент. Вокруг памятника началась настоящая баталия.
Неравнодушные горожане организовали вокруг Алеши круглосуточное патрулирование. В Пловдиве начались ежедневные демонстрации в защиту памятника. Был организован сбор средств для выкупа муниципальной земли, где располагался монумент.
А пловдивская пенсионерка Ани Минчева попыталась усыновить Алешу, специально наняв для этого адвоката. Неравнодушная старушка хотела завещать памятнику свою квартиру, полагая, что полученных от аренды недвижимости средств будет достаточно для поддержания монумента в приемлемом состоянии.
Защита Алеши из Пловдива возымела массовую народную поддержку. Придя к выводу, что снести памятник будет затруднительно, Гырневски со своими единомышленниками решили переделать Алешу в бутылку из-под кока-колы.
Однако, в отличие от своего эстонского собрата с менее счастливой судьбой
В ноябре 2007 года Алеша из Пловдива благополучно отпраздновал свое пятидесятилетие. Состоялась торжественная церемония. Были выпущены юбилейная почтовая марка и открытка с изображением скульптуры. Память о советском защитнике своего Отечества болгары отстояли.
Европа помнит
На сегодняшний день в Европе сохранилось около 4 тыс. памятников в дань памяти о более чем 2,5 млн павших советских воинов. В Польше, нынешнее политическое руководство которой сложно заподозрить в русофильстве, их более 560-ти. В Венгрии, воевавшей на стороне гитлеровской Германии, — 940.
Монументы, хранящие в себе подвиг советского солдата, стоят в Брюсселе («Мемориал советским гражданам, павшим за освобождение Бельгии», «Захоронение советских и бельгийских воинов-участников Сопротивления», «Воинское братское кладбище Ля Лувьер»), в Осло («Памятник погибшим советским военнопленным, строившим железную дорогу Му-Фауске», «Памятник советским воинам, павшим при освобождении Норвегии от фашистской оккупации»), в Лондоне («Советский Военный Мемориал»), в голландском городе Аммерсфорте («Монумент памяти воинов Советской Армии, павших на полях сражений Второй мировой войны»). Памятники воину-освободителю есть в Хорватии («Мемориал советским воинам, погибшим во время Батинской битвы осенью 1944-го»), Италии («Воинское братское кладбище в Генуе», «Братская могила советских воинов в Триесте»), в Швейцарии («Памятник советским воинам, похороненным на кладбище в Хернли в Базеле») и даже в США (в Пламмер парке Западного Голливуда располагается Памятник советским войнам).
Знаменитые «Площадь Сталинградской битвы» в 19-м округе Парижа и монумент Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке, изображающий советского солдата, держащего на руках спасенную им немецкую девочку, знакомы каждому из школьных учебников, и являются визитными карточками главных европейских столиц.
В отношении памятников советского периода, содержащих в себе определенный политический подтекст, эпизодически совершаются акты вандализма и надругательства. Особенно это характерно для молодых восточноевропейских стран, где только начинается становление западной политической культуры и пока еще присутствуют радикальные силы, готовые набирать политические очки, воюя с памятниками и пугая своих избирателей «русской угрозой». Несмотря на это, Европа Западная в своем отношении к памяти об освободителях по-прежнему остается синонимом цивилизованного мира. Мира, где не происходит варварская борьба с наследием культуры, не ведется «средневековая религиозная война» со святыми для многих символами. Не это ли признак истинной европейской культуры, так и оставшейся недоступной для прибалтийских мифотворцев?