«Латвия поддерживает лишь пронацистскую сторону своей исторической памяти»
Анастасия Фролова
Латвия запретила участие в выставке в Париже, посвященной узникам концлагеря «Саласпилс». О том, почему Латвия не признает исторические преступления на своей земле, чем грозит незнание исторических фактов, редакция RuBaltic.ru поговорила с кандидатом исторических наук Дмитрием СУРЖИКОМ:
- Дмитрий Викторович, на Ваш взгляд, насколько сегодня необходима подобная выставка?
Я не думаю, что такое мероприятие, как открытие выставки, посвященной памяти жертв чудовищного нацистского лагеря «Саласпилс», где опробовали самые разные способы истязания, вплоть до того, что у совсем маленьких детей выкачивали кровь для донорских нужд солдат Вермахта, может пройти без какого-либо резонанса. Тем более она будет проходить в Париже и накануне памяти жертв Холокоста.
Надо сказать, что выставка, безусловно, нужна, хотя приводимые там факты страшны. Однако, во-первых, они проверены. Это подтверждается тем фактом, что она неоднократно экспонировалась, в том числе и при поддержке государственного центрального музея государственной истории России. Во-вторых, эта выставка показывает нам, что национализм не бывает хорошим. Национализм, с чего бы ни начинался, все равно заканчивается ужасающими преступлениями против других народов, и, практически всегда, — геноцидом. Националисты поднимают голову и даже незаконным образом захватывают власть, потом устраивают в стране фактически гражданскую войну. Мы должны помнить печальный опыт предков, ведь, как говорится, это нужно не мертвым, это нужно живым.
- По словам организаторов латвийские власти отменили выставку из-за того, что экспозиция о детях-рабах, ставших потом «негражданами», вредит имиджу страны в период ее председательства в ЕС. Однако официального комментария Рига еще не дала. На Ваш взгляд, с чем связано такое решение, и к каким последствиям оно может привести?
- Надо отметить, что эта выставка согласовывалась в течение долгого времени с различными инстанциями ЮНЕСКО, и точно также, в течение длительного времени, а не одного-двух дней, выставка обдумывалась, анализировалась и одной, и другой сторонами. Надо сказать, что на этом фоне Латвия занимает странную позицию.
Например, если сравнивать с ФРГ, то там новые власти, пришедшие после нацистского режима, отреклись от прежней идеологии. Они сказали, что прежние власти — инородное порождение на теле Германии, признали все преступления и ведут себя сейчас, как европейское государство, помнящее об этих преступлениях, но не закрывающее глаза на то, что они были. В то же время Латвия проводит регулярные нацистские марши, демонстрирует различные фильмы и книги, которые направлены на реабилитацию нацистских преступников. В том числе, сейчас там проходит шоу–мюзикл, героизирующий нацистского пособника Герберта Цукурса, который фактически руководил материальной частью процесса, где десятки тысяч людей были замучены.
Мало того, что героизируются эти преступники, Латвия в открытую занимается политической цензурой. Она запрещает въезд на свою территорию одним историкам, другим ставятся различные препоны.
Как на этом фоне хранить историческую память в Латвии, где, например, сознательно поддерживается только одна сторона — пронацистская?
В то же время историческое сообщество России имеет совершенно полярные мнения на разные события, в том числе и на тему Великой отечественной войны. Никто не запрещает никакому историку вход в архив за его мнение. Пожалуйста, если у вас есть точка зрения, будьте любезны ее аргументировать.
Касательно выставки: латвийские чиновники объявили ее фальсификаторской, но в чем конкретно она фальсификаторская, никто не объяснил. Каждое высказывание должно быть доказательно. Это не просто набор обвинений, это набор позиций, которые подкреплены теми или иными доказательствами. Поэтому, каким будет официальный предлог для отмены выставки, я не знаю, но по внешним признакам это очень напоминает политическую цензуру, которая, я думал, давно уже осталась в прошлом. В странах европейского сообщества, странах, провозгласивших демократию и плюрализм мнений, должны были давным-давно отказаться от такого и перейти к равному диалогу мнений, подкрепленных теми или иными доказательствами.
-То есть, происходит переоценка Второй мировой войны. Какую роль здесь играет Прибалтика и теперь еще — Украина?
- Если Прибалтика дальше от нас, она традиционно хвастается своей европейской косточкой, то Украина к нам ближе. На ее примере можно посмотреть, как определенные события могут оказывать свое влияние. Эти не выученные уроки… Урок о том, что нельзя забывать о преступлениях, урок о том, что есть события в истории, как, например, Великая отечественная война, которые актуальны всегда, из которых мы выносим уроки на будущее, сколько бы лет не прошло, потому что они хранят в себе некие фундаментальные установки, которые несколько деформируются, но не меняются полностью. Один из этих уроков гласит о том, что нельзя забывать преступления нацизма. Как только мы начнем забывать их, буквально через короткое время появятся те, кто начнет говорить, что нацисты были не такие плохие ребята. А затем появится шквал откровенно пронацисткой литературы.
И это тем опаснее, чем многонациональнее государство. Вот смотрите, в России проживает более ста народов, на Украине тоже проживает большое количество народов, представленных компактными районами проживания, но эти народы составляют весомую часть населения. То есть, нельзя сказать, что там большая часть — украинцы, и они довлеют над всеми. Украина — это полинациональное государство. Пришедшие там к власти националисты, заявившие, что они будут отстаивать интересы только одного народа, естественно, вызвали желание у других народов заявить о своей культурной автономии в рамках конституции, где гарантируется защита прав национальных меньшинств. Здесь возникает вопрос: на современной Украине кто — большинство, а кто — меньшинство? Таким образом, националисты взяли курс на насильственную украинизацию страны. Причем украинизация носит совершенно извращенные формы, когда с гитлеровской символикой, со свастикой, с черным солнцем люди идут убивать мирных жителей, обстреливают жилые дома, школы.
Да, конечно, это гитлеровские нацистские методы ведения войны, предназначенные исключительно для уничтожения мирного населения, но их привносят те, кто для Гитлера были бы теми же самыми людьми второго сорта.
Ведь коллаборационисты — это были своеобразные перчатки, в которых Германия проводила политику национальных чисток. Они занимались именно национальной чисткой, они держали немецкий тыл и обеспечивали логистику немецких грузов.
Это нацистские пособники, которые воевали на стороне врага. И не надо обольщаться, это был враг не только Советского союза, это был враг их же собственных народов. Почитайте генеральный план «Ост». Но, видимо, история ничему не научила украинских националистов, и они под тем же символом пытаются проводить ту же бесчеловечную, преступную политику.
Какой из этого можно сделать вывод для России и всего мирового сообщества? Нельзя идти ни на какую договоренность с национализмом. Нельзя делить и говорить, что это хорошие националисты, но это у них немного неправильный вариант… Общество должно строиться на культурном, цивилизационном диалоге. А националисты — это те, кто всегда нарушают этот диалог и пытаются уничтожить те народы, которые, по их мнению, лишние. То есть националисты — всегда преступники.
- Как Вы можете прокомментировать ситуацию, когда Польша не пригласила Владимира Владимировича Путина на годовщину освобождения Освенцима?
- То, что Польша поддерживает националистическую Украину, выявлять, наверное, странно, потому что все мы помним ужасы Волынской резни, когда мирное население, состоявшее преимущественно из поляков, уничтожалось боевиками ОУН. В то же время попытки ряда государств, в первую очередь неофитов (те, которые недавно вошли в общеевропейские структуры, такие как НАТО или ЕС), выслужиться перед своими новыми старшими товарищами, занять более привилегированное положение за счет русофобии… Они своими руками будут создавать антироссийский санитарный кордон. Поэтому повсеместно предпринимаются попытки забыть общее прошлое, забыть общую боль освобождения Освенцима. Ту же самую боль, что испытали наши солдаты, когда пришли и увидели, что это такое, как можно обращаться с людьми — у них мир перевернулся. Самые ужасные преступления, которые могло придумать человечество, — все было там.
Поэтому делить общую победу над общим врагом мне кажется бессмысленным.
Опять же, помним, что польский народ по генеральному плану «Ост» тоже был славянским, то есть он также был обречен на уничтожение.
Мы победили вместе, у Победы много лиц, так как германский нацизм и его коллаборационисты, пособники были направлены против мирного населения разных стран и делить теперь «это наш мемориал, а не ваш» — бессмысленно… Если вы не понимаете, кто освободил узников на самом деле, то поговорите с живыми узниками, почитайте их воспоминания, и вы поймете, какой у них был на самом деле режим, и как их постепенно выхаживала советская власть.