Думается, начать разговор о советской архитектуре Германии, а точнее бывшей ГДР, логичнее всего было бы со здания советского посольства в Берлине.
Возвели его на месте прежнего здания посольства, разрушенного во время войны практически до основания. Поэтому, хотя в некоторых источниках новая постройка преподносится как реконструкция старой, фактически это совершенно другое здание, отличающееся как стилистически, так и по размеру: площадь его втрое превышает площадь исходного строения, с которым общего сохранилось немного — только местоположение и предназначение. Как бы там ни было, возведенное в 1949–1951 годах и открытое аккурат к очередной годовщине Великого Октября здание отличается богатым декором, свойственным сталинской архитектуре, монументальностью форм и интересными инженерными решениями. Автором проекта был советский архитектор Анатолий Стрижевский, работавший в соавторстве с германским коллегой Фритцем Борнеманном. А непосредственно строительные работы курировал целый коллектив инженеров из СССР. Сейчас в этом образчике советского монументализма располагается Посольство Российской Федерации.
Советское посольство в Берлине
Еще одно выдающееся во всех смыслах сооружение в столице Германии обязано своим появлением советской культурной традиции.
Речь идет об одном из бесспорных символов Берлина — здании телебашни, высочайшей постройке города и четвертой по высоте во всей Европе после Останкинской, Киевской и Рижской своих товарок.
Последняя, кстати, превосходит Берлинскую всего на полметра, что при высоте в триста шестьдесят восемь метров, согласитесь, несущественно. Проект телебашни был разработан видным немецким архитектором Германом Хензельманном еще в начале 60‑х годов, но строительство завершилось только к 1969 году. Конструкция снабжена вращающейся смотровой площадкой на высоте двухсот с лишним метров, откуда город виден от края до края.
Берлинская телебашня
В том же году в Берлине выросло и еще одно высотное здание — по тогдашним меркам и вовсе без преувеличения небоскреб. Таков был возведенный архитекторами Роландом Корном, Хайнцем Шарлиппом и Хансом Эрихом Богацки 150‑метровый отель «Штадт Берлин», упоминания о котором найдутся в любом справочном издании. Он тоже являлся своего рода рекордсменом — на этот раз не абсолютным, как телебашня, а непосредственно среди домов. Между этажами отеля сновал необычайно скоростной для того времени лифт, на тридцать седьмом этаже располагался ресторан и самое «оторванное от земли» в Европе казино.
Отель «Штадт Берлин», 1979 г.
Впечатляющий силуэт отеля и сейчас возвышается на Александер-плац, но после реконструкции изменились, став более современными, как внешний облик здания, облицованного зеркальными панелями, так и его название.
Сейчас отель носит имя «Парк-инн» и располагает более чем тысячей номеров.
Отель «Парк-инн» (в прошлом «Штадт Берлин»)
Другой небоскреб, младший брат вышепоименованного, высится на Александер-плац с 1971 года. Это построенный Роналдом Корном, Йоханнесом Бриске и Роландом Стейжером семнадцатиэтажный Дом туриста, или по-немецки Haus des Reisens. Его высота составляет шестьдесят пять метров, а необычная конфигурация задерживает взгляд. Кажется, будто на невысокую подставку водрузили башню из детского конструктора, — такое впечатление производит двухэтажная платформа, лежащая в основании здания, и непосредственно высотка, как будто слепленная из двух неодинаковых частей.
Дом туриста (Haus des Reisens)
Почти в это же время на той же площади было построено еще одно здание, которое вместе с отелем, бесспорно являющимся архитектурной доминантой, создало очень узнаваемый облик Александер-плац.
Здание это — Centrum Warenhaus, или Центральный дом торговли.
Проще — универмаг, спроектированный германским архитектором И. Кайзером.
Центральный дом торговли (Centrum Warenhaus)
Его необычный внешний вид запечатлен на множестве фотографий 70‑х годов, но для тех, кто не успел увидеть Дом торговли до 2004 года, фотографии теперь единственный шанс оценить это колоритное строение. Современный вид, который универмаг приобрел после реконструкции, имеет мало общего с «первоисточником».
Как Берлинская телебашня считается символом города, так и Дворец Республики долгие годы воспринимался в качестве оного и в значительной степени определял облик центральной части германской столицы.
Но в отличие от телебашни, которая и поныне здравствует, построенное в 1976 году необычное здание, облицованное сверкающими на солнце стеклянными плитками цвета темного янтаря, где проходили заседания Народной палаты ГДР, а также различные культурные мероприятия, мы с вами уже не увидим.
Еще в 90‑е Дворец был закрыт, а в начале 2000‑х годов было принято решение о сносе здания, официальной причиной чему послужило использование при строительстве большого количества асбеста, обладающего канцерогенными свойствами. К 2008 году демонтаж Дворца республики был завершен, и всё вернулось на круги своя: освободившееся место стало площадкой для воссоздания Городского дворца, чьи руины когда-то уступили место Дворцу Республики.
Дворец Республики
Но не только Берлин мог похвастаться «советскими небоскребами». В городе Йене, центре производства оптики, в 1972 году закончилось строительство круглого в сечении высотного 127‑метрового здания, на тот момент бывшего самым высоким не только в городе, но и во всей стране. Строилось оно как Исследовательский центр оптической индустрии для всемирно известной компании «Карл Цейсс», но впоследствии в нём расположился корпус университета имени Фридриха Шиллера, благодаря чему местные жители до сих пор зовут высотку Университетской башней.
Корпус университета имени Фридриха Шиллера (в народе «Университетская башня»)
«До сих пор», потому что последние два десятилетия привнесли немало нового. Реконструкция, проведенная на рубеже тысячелетий, подарила зданию более современный облик и тридцать два метра высоты, а смена владельца обусловила новое название: теперь небоскреб зовется JenTower, или Йенской башней.
Йенская башня (JenTower)
Но если отвлечься от небоскребов и башен и обратиться к более прозаическим постройкам — жилым домам, то и тут найдется на что посмотреть. Чего стоит одна только столичная Карл-Маркс-аллее, застроенная во второй половине 50‑х монументальными жилыми кварталами, еще хранящими дух сталинского ампира! Интересно, что после объединения Германии улице удалось сохранить свое название, а также бюст того, чье имя она носит.
Застройка на Карл-Маркс-аллее
Несомненно, высокие потолки и реверансы в сторону античной культуры ставят подобные дома на несколько иную ступень, нежели привычные всем «хрущевки». Но и они в бывшей ГДР зачастую смотрятся достаточно интересно снаружи и вполне аккуратно внутри. Вот, например, район Лихтенберг в Берлине.
Район Лихтенберг в Берлине
Конечно, блочные и панельные «хрущобы» задумывались как временное жилье, но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. В Германии к этому относятся с истинно немецким педантизмом: там с конца 2000‑х годов развернулась масштабная программа по реновации жилых кварталов, построенных в 60‑е и 70‑е годы.
Реновация «хрущоб» в Германии
Опрятные, отреставрированные многоквартирные здания не портят облик германской столицы, а всего лишь являются молчаливыми свидетелями ушедшей эпохи.
Отреставрированные здания не портят облик столицы Германии
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Молдавии
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии
Застывшие в камне: советская архитектура в Армении