Марионетки Адольфа Гитлера: кто управлял Латвией в годы нацистской оккупации?
Александр Филей
Сторонники Латышского добровольческого легиона ваффен СС утверждают, что сражавшиеся на стороне фюрера латыши участвовали в борьбе за независимость Латвии. На самом деле легионеры удивительным образом совмещали войну за свободу и присягу Адольфу Гитлеру. RuBaltic.Ru разобрался, за что в действительности сражались латыши, как происходил призыв в легион и кто на самом деле в годы нацистской оккупации управлял Латвией от имени марионеточного латвийского самоуправления.
Латвийской государственности в годы нацистской оккупации не было. Латвия, Литва, Эстония и Беларусь вошли в состав нацистского рейхскомиссариата «Остланд» и были колониями в классической форме: из них выкачивались материальные ценности и промышленные ресурсы, немцы использовали рабский труд местных жителей. Взамен колонии не получали ничего, кроме концлагерей.
С целью придать колонизации Прибалтики вид законности нацистские чиновники решили создать национальные «самоуправления». В Латвии и Эстонии, которые носили названия генерал-комиссариатов «Леттланд» и «Эстланд» соответственно, самоуправления комплектовались из проверенных чиновников времен довоенной диктатуры (Пятса и Ульманиса). В Литве статус самоуправления был немного выше, однако суть от этого не менялась.
Коллаборационисты Прибалтики, занимавшие посты в марионеточных администрациях, прекрасно отдавали себе отчет в своем второсортном положении даже по сравнению с немецкими гебитскомиссарами (областными комиссарами отдельных регионов и городов, которые держали в своих руках все административно-хозяйственные рычаги).
В реальности контроль над восточными колониями гитлеровской Германии осуществляли — каждый в своей области — Альфред Розенберг (уроженец дореволюционного Ревеля, рижский студент, защитивший диплом архитектора в Москве, один из ведущих «специалистов» Третьего рейха по русскому и еврейскому вопросам) и Генрих Гиммлер (рейхсфюрер СС).
Куратором всех полицейских структур оккупированной Прибалтики от Гиммлера был палач Фридрих Еккельн, а куратором гражданских дел от Розенберга — Генрих Лозе, формальный глава Остланда, в подчинении которого находились руководители генерал-комиссариатов («Эстланд» — Карл Зигмунд Литцман; «Леттланд» — Отто Дрехслер, «Литауен» — Теодор Адриан фон Рентельн).
Беларусью управлял Вильгельм Кубе, который был ликвидирован в результате операции белорусских партизан.
Именно Еккельну, Лозе и Кубе, а не марионеточным самоуправлениям, имитировавшим правительственные органы, принадлежала вся полнота исполнительной власти.
Впрочем, в начале лета 1941 года среди будущих марионеток уже началась конкуренция за должности. Одним из кандидатов на «управление Латвией» в составе Третьего рейха считался нацистский преступник Александрс Пленснерс, отличившийся в организации карательных акций против евреев Курляндии. Он получил прямую поддержку со стороны чиновников абвера в качестве декоративного правителя Латвии незадолго до начала нацистского вторжения в СССР.
Однако так называемая «служба Розенберга» сделала ставку в поддержку полулатыша-полунемца Оскара Данкерса, который в Первую мировую войну был офицером Российской императорской армии.
Оскар Данкерс был кровно связан с балтийскими землями: сперва учился в Александровской гимназии в Митаве, затем окончил военную академию в Вильно в 1906 году.
В начале Первой мировой войны он отправился на фронт воевать против германской армии.
Во время сражений с кайзеровскими военными подразделениями Данкерс был несколько раз ранен и получил контузию. За мужество в боях он получил орден святой Анны III степени «За храбрость».
Данкерс короткое время пожил в Гельсингфорсе (Хельсинки), а уже в начале гражданского противостояния в Латвии был назначен на должность командующего 7-м Сигулдским полком, который отчаянно сражался с латышскими большевиками в 1919 году.
В годы межвоенной Латвии он, обладавший богатым опытом боевых действий в составе армии Российской империи, принял участие в формировании вооруженных сил Латвийской Республики.
Наступил тревожный 1939 год. По итогам соглашения между Латвией и Германией прибалтийские немцы должны были подвергнуться репатриации.
Поначалу Данкерс не планировал бежать из Латвии, однако после ввода советских войск в Ригу 17 июня 1940 года принял решение о выезде, вспомнив о своих немецких корнях.
Уже 21 июня 1940 года Данкерс отправился в Третий рейх, где его благосклонно приняли.
С большой долей вероятности, уже тогда у него было налажено тесное сотрудничество с людьми Альфреда Розенберга, который, будучи сам прибалтом, активно поддерживал своих соплеменников.
Почти год Данкерс был на примете у нацистских чиновников, планировавших операцию «Барбаросса». Однако после захвата Латвии вермахтом его кандидатура всплыла не сразу.
Среди тех, кто был на хорошем счету у оккупационных структур, можно отметить полковника Эрнеста Крейшманиса. Он в июле 1941 года на скорую руку сформировал переходный орган с претензией на власть под красноречивым названием «Центральный комитет освобожденной Латвии».
Впрочем, Крейшманис был не один. Конкуренцию ему составил Бернхард Эйнсберг, который ранее занимал должность министра сообщения. Его структура, «Временный административный совет», также поначалу рассматривалась как модель будущего квазиправительства, генерал-комиссариата «Леттланд». Однако они чем-то не пришлись по душе своим кураторам, и выбор Розенберга и его ставленника Лозе был сделан именно в пользу Оскара Данкерса.
Нацисты планировали создать консультативный орган из наиболее верных латышских сановников, который назывался бы «Советом доверенных лиц».
Влиятельной фигурой по-прежнему оставался полковник Пленснерс. Его поддерживали авторитетные представители вермахта, например, командующий тыловым районом группы армий «Север» Франц фон Рок.
Была еще и группировка, концентрировавшаяся вокруг юриста и политика Альфреда Валдманиса (бывшего министра финансов), однако немецкие военные и гражданские чиновники не доверяли ему, считая неблагонадежным.
Итак, борьба между кураторами Пленснерса и Данкерса вступила в решающую фазу. Один из ближайших доверенных лиц Пленснерса, полковник Виктор Деглавс, неожиданно покончил жизнь самоубийством. Вскоре после этого драматического события Данкерс оказался единственным фаворитом у оккупантов.
Продолжение здесь