«При чём здесь Украина?». Как и зачем Россия осваивала Слобожанщину
Михаил Рыбкин
Слобожанщина — это историческая область, включавшая нынешний запад Центрально-Черноземного района России (Белгородская и Курская области) и северо-восточные области Украины (Сумская и Харьковская). Сейчас эти территории приковывают к себе внимание всего мира, все актуальнее становится вопрос о том, что связывает земли Харьковщины с Российским государством и русским народом. Какую роль играли эти территории в общероссийской истории, как они осваивались и заселялись?
История этих земель в составе Московского государства начинается после русско-литовской войны 1500–1503 гг., когда под властью великого князя московского оказались Путивль, Новгород-Северский (ныне Сумская область), Чернигов, Рыльск (Курская область) и практически все территории, входившие в состав древних Черниговского и Новгород-Северского княжеств. Причем произошло это раньше присоединения Псковской земли (1510 г.) и Рязанского княжества (1521 г.).
Юго-западные границы для молодого Российского государства были одним из наиболее стратегических направлений, его экспансия в эти пределы имела важнейшее значение с точки зрения обеспечения безопасности.
Опустошенные монголо-татарским нашествием степные и лесостепные окраины Древней Руси обезлюдели. Так, был разрушен древний город Донец, находившийся в районе нынешних окраин Харькова. Движение на юг имело значение и как возвращение ранее осваивавшихся русских земель в Днепро-Донской лесостепи, поэтому в научной литературе оно носит название вторичной колонизации.
Что играло главную роль в процессе заселения Слобожанщины — правительственная воля или стихийное народное движение? В разные эпохи историки отвечали на этот вопрос по-разному. В дореволюционный период считалось, что доминировала правительственная колонизация, когда власти Русского государства организовывали переселение своих подданных на южную границу для защиты от набегов крымских ханов. Так, сторонником этих идей был известный харьковский профессор Дмитрий Багалей. В советское время, ориентируясь на идеи марксизма, историки стали уделять большее внимание переселениям народных масс, мотивированным «снизу».
Современные историки (например, белгородский ученый Андрей Иванович Папков) говорят о государственной колонизации, сочетавшей в себе мероприятия правительства по заселению этих земель и «вольное переселенческое движение, контролировавшееся российской администрацией и обреченное на провал без поддержки государства».
Непростым является и вопрос национальной принадлежности переселенцев. В том числе в силу политических взглядов историков большое внимание уделялось переселенцам-украинцам (малороссам, «черкасам»), а о русской колонизации края говорилось меньше. Она связывалась только с правительственной инициативой: как отмечал Владимир Загоровский, «эта точка зрения принижала творческие силы и способности русского народа». Итак, рассмотрим, как происходили правительственная и вольная колонизация русскими людьми пределов Слобожанщины.
Русская правительственная колонизация была связана с военным противодействием татарским набегам и включала в себя постройку крепостей и полевых укреплений (засечных черт), для защиты которых отправлялись служилые люди: с организацией сторожевой службы в степном пограничье, с раздачей земельных угодий. Память о служилых людях, осваивавших просторы Слобожанщины, сохранилась в таких топонимах, как село Стрелечья в Харьковской области, Стрелецкое в Белгородской области, Стрельцово в Сумской области. Какие представители служилого сословия Московского государства были здесь представлены?
Как отмечал Багалей, на степных окраинах оно имело свою специфику. Если в центральной части страны доминировали дворяне и дети боярские, владевшие за свою службу поместьями, то на юге основную массу составляли «служилые люди по прибору», «прибиравшиеся» на службу из различных слоев населения. Например, в основанном Борисом Годуновым городе Цареве-Борисове (находился в нынешнем Изюмском районе Харьковской области) в 1600 году общая цифра населения в 2 955 человек включала 46 дворян и 214 детей боярских. К «служилым людям по прибору» как раз относились стрельцы, несшие гарнизонную службу в городах-крепостях. Как городские жители, кроме основных служебных занятий, они имели возможности также заниматься торговлей и ремеслами.
В городах несли службу также пушкари (обслуживали крупнокалиберную крепостную артиллерию), затинщики (обслуживали мелкокалиберную артиллерию — затинные пищали), ворóтники (сторожа крепостных ворот). «Ямские охотники», то есть казенные ямщики, тоже являлись служилыми людьми по прибору. Дети боярские, относившиеся к более привилегированной категории «служилых людей по отечеству», получали денежное и поместное жалованье и жили не в городах, а в своих поместьях в уездах. Если в центральной России их служба заключалась в периодической необходимости выступать в походы при угрозе татарских набегов, то на юго-западной границе они несли службу наравне с другими служилыми людьми: участвовали в постройке укреплений, несли караульную службу на сторожах (наблюдательных постах в степи). Большой группой служилых людей были казаки. Здесь мы плавно войдем в тему народной колонизации и увидим ее взаимодействие с государственной.
Что стало причиной самостоятельного народного движения русского населения на опасные юго-западные и южные окраины государства? Прекратилась феодальная раздробленность с многочисленными междоусобицами, начало расти население молодого Российского государства, при этом происходил процесс закрепощения крестьянства. Самые смелые и решительные крестьяне, спасаясь от феодального гнета, уходили далеко за пределы обжитых уездов «в поле». Широко известна история донского казачества, однако на юго-западных степных окраинах Русского государства тоже появились «вольные люди».
Какие факты об этом свидетельствуют? В Разрядной книге 1475–1598 годов в записи за 1570 год упоминаются «оскольские казаки», жившие по берегам реки Оскол (протекает в нынешних Харьковской Белгородской и Курской областях). При основании города Царева-Борисова в 1599 году воеводам Богдану Бельскому и Семену Алферову был дан царский наказ «созвать всех свободных атаманов и казаков с Северского Донца, Оскола и других местных рек, которые тут жили, и объявить, что царь пожаловал их теми реками и речками, велел отдать им, донецким и оскольским атаманам и казакам, безданно и безоброшно, чтобы они жили по своим юртам и угодьями всякими владели, а государю служили».
Бельский сохранил у оскольских казаков принцип выборности атаманов, они не переходили под власть дворянских голов, а их служебные обязанности заключались в наблюдении за татарами в степи и противодействии «воровским казакам». В последующую эпоху Смутного времени среди участников крестьянского восстания Ивана Болотникова упоминались «донецкие» казаки. С казаками на Северском Донце сталкивались путивльские помещики, пытавшиеся распространить свои владения на юг. Жили вольные русские люди и по берегам реки Сейма (протекает в нынешних Курской, Сумской и Черниговской областях).
Эти примеры Загоровский считает «вполне убедительными для доказательства существования русского населения "на поле" до возникновения первых городов».
Этот же историк отмечал, что близость татарских кочевий мешала занятиям сельским хозяйством, однако эти люди, несомненно, занимались не бродяжничеством. Их хозяйственными занятиями могли быть охота, рыболовство, бортничество. Для службы в слобожанских городах требовались именно такие люди — привыкшие смотреть в лицо опасности, предприимчивые, неприхотливые. На южной границе сквозь пальцы смотрели на происхождение поступавших на службу. Историк Александр Станиславский писал, что были случаи, когда беглый холоп, придумав себе биографию, присоединялся к разряду детей боярских. Воеводы слободских городов, испытывавшие нужду в служилых людях, приглашали казаков на службу, наделяли их жалованьем, землей. Например, чтобы поступить на царскую службу в гарнизон Путивля, казак должен был только привести с собой двух коней, поле чего получал 2 рубля жалованья.
Такими были особенности русской колонизации Слобожанщины. Непростые взаимоотношения русских властей и переселенцев с переселенцами из Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой представляют отдельную большую тему, которую мы рассмотрим в нашем следующем материале.