Православная вера веками скрепляет единство восточноевропейских славян
Всеволод Шимов
5 мая православные верующие России и Беларуси отмечают Пасху. Главный христианский праздник является символом не только духовного возрождения, но и цивилизационного единства наших стран и народов.
Крещение Руси стало поворотным моментом, определившим судьбу всех восточных славян. Именно христианство восточного обряда сделалось маркером их цивилизационной особости и определило историческую судьбу на столетия вперед. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, литературный язык, единое самосознание. Самоназвание «русский» стало общим для Львова, Киева, Полоцка, Новгорода, Москвы.
Православная церковь стала объединителем и хранителем этой общности, поэтому все попытки разрушить единство восточных славян начинались с атак на православную церковь.
После того как древняя Русь распалась, ее отдельные части постепенно вошли в состав разных государств — Польского королевства, Великого княжества Литовского, Московского царства. Однако, несмотря на это разделение, сохранялось церковное, а вместе с ним и культурно-языковое единство.
Когда центр Киевской митрополии, объединявшей все русские земли, переместился в Москву, литовские князья, контролировавшие западнорусские земли, добились для них учреждения отдельной митрополии.
Наступают века церковного разделения Руси. При этом московская церковь постепенно добилась самостоятельности от Константинопольского патриархата и сама превратилась в отдельную патриархию. Церковь Западной Руси (современных Беларуси и Украины) осталась в подчинении Константинополя вплоть до XVII века.
Если в Московском государстве православная церковь оставалась незыблемой основой политической и культурной жизни, то на территории Беларуси православие оказалось под непрестанным давлением. Правящий класс Литвы, принявший католицизм и вставший на путь политической унии с Польшей, с недоверием относился к «схизматической» вере.
Православная церковь оказалась в униженном и дискриминируемом положении. Православные не имели права занимать государственные должности, вводились периодические запреты на строительство новых храмов.
Все это в конечном счете привело к тому, что западнорусская аристократия постепенно перешла в католицизм и полонизировалась — в католическом государстве это был единственный способ остаться полноценной частью правящего класса.
Со своей стороны, часть православной иерархии, также желая повысить собственный статус в рамках литовско-польского государства, пошла на заключение унии с католической церковью, а по сути признала свое подчинение ей.
Насаждение унии явилось великой духовной и политической драмой. Большинство населения Беларуси и Украины не приняло унию и оказывало ей активное сопротивление. Доходило до кровавых эксцессов, когда жители Витебска убили и утопили в Двине ярого насадителя унии Иосафата Кунцевича (униаты и католики сегодня почитают его как святого).
Именно в контексте борьбы с унией и католицизмом рождается и оформляется идея воссоединения всех исторических русских земель вокруг Москвы. В XVII веке, после присоединения к России Киева и левобережной Украины, западнорусская церковь переходит в подчинение Московского патриархата. Таким образом вся православная Русь снова воссоединяется в рамках единой церкви.
Ко времени разделов Речи Посполитой на территории Беларуси сохранилась единственная действующая православная епархия — Могилевская, в то время как все остальные были обращены в унию.
После присоединения к России в среде униатов начинается движение за воссоединение с Русской православной церковью.
Униатская церковь так и осталось второсортной по отношению к католической, католики притесняли униатов и стремились обратить их непосредственно в католицизм, в результате чего многие униатские священники увидели спасение в возвращении к вере предков — православию.
В 1839 году на Полоцком соборе под руководством митрополита Литовского Иосифа Семашко приняли акт о воссоединении униатов с православной церковью.
Для Беларуси это был акт поистине цивилизационного значения. Именно он остановил процессы полонизации белорусов и вернул их к общерусским основаниям своих культуры и идентичности.
Таким образом, исторические судьбы Беларуси были неразрывно связаны с судьбами православной церкви. В непростой и тернистой судьбе западнорусского православия отражается историческая судьба Беларуси как таковой.
Именно поэтому православная церковь является одной из основных мишеней со стороны наших врагов. Именно через церковный раскол и организацию религиозной смуты осуществлялся отрыв Украины.
В Беларуси в начале 1990-х годов также предпринимались попытки организовать «национальную» автокефальную церковь или возродить унию как якобы национальную веру белорусов. Как и на Украине, проявляет активность Константинопольский патриархат, пытающийся оспорить каноническое единство Русской православной церкви.
В Беларуси, однако, эти попытки так и остались маргинальными и не имели серьезных последствий. Порядка 80% верующих белорусов — православные.
В этом году в Гродно будет открыт памятник Иосифу Семашко — главному вдохновителю воссоединения белорусских униатов в 1839 году. Имя этого человека, осуществившего на белорусских землях без преувеличения деяние цивилизационного масштаба, к сожалению, оказалось предано забвению в советский период, и возрождение памяти о нем — важнейшая задача политики исторической памяти.
БПЦ оказывает поддержку мирным жителям в зоне специальной военной операции. В частности, регулярные гуманитарные миссии туда организует минский Свято-Елизаветинский монастырь.
На сегодняшний день православная традиция остается важнейшим основанием политического союза Беларуси и России. Белорусская православная церковь, являющаяся экзархатом Русской православной церкви, хранит память об общерусском единстве как о естественной основе союза Беларуси и России.
Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН