Культура Культура

Православная вера веками скрепляет единство восточноевропейских славян

5 мая православные верующие России и Беларуси отмечают Пасху. Главный христианский праздник является символом не только духовного возрождения, но и цивилизационного единства наших стран и народов.

Крещение Руси стало поворотным моментом, определившим судьбу всех восточных славян. Именно христианство восточного обряда сделалось маркером их цивилизационной особости и определило историческую судьбу на столетия вперед. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, литературный язык, единое самосознание. Самоназвание «русский» стало общим для Львова, Киева, Полоцка, Новгорода, Москвы.

Православная церковь стала объединителем и хранителем этой общности, поэтому все попытки разрушить единство восточных славян начинались с атак на православную церковь.

После того как древняя Русь распалась, ее отдельные части постепенно вошли в состав разных государств — Польского королевства, Великого княжества Литовского, Московского царства. Однако, несмотря на это разделение, сохранялось церковное, а вместе с ним и культурно-языковое единство.

Когда центр Киевской митрополии, объединявшей все русские земли, переместился в Москву, литовские князья, контролировавшие западнорусские земли, добились для них учреждения отдельной митрополии.

Наступают века церковного разделения Руси. При этом московская церковь постепенно добилась самостоятельности от Константинопольского патриархата и сама превратилась в отдельную патриархию. Церковь Западной Руси (современных Беларуси и Украины) осталась в подчинении Константинополя вплоть до XVII века.

Если в Московском государстве православная церковь оставалась незыблемой основой политической и культурной жизни, то на территории Беларуси православие оказалось под непрестанным давлением. Правящий класс Литвы, принявший католицизм и вставший на путь политической унии с Польшей, с недоверием относился к «схизматической» вере.

Православная церковь оказалась в униженном и дискриминируемом положении. Православные не имели права занимать государственные должности, вводились периодические запреты на строительство новых храмов.

Все это в конечном счете привело к тому, что западнорусская аристократия постепенно перешла в католицизм и полонизировалась — в католическом государстве это был единственный способ остаться полноценной частью правящего класса.

Со своей стороны, часть православной иерархии, также желая повысить собственный статус в рамках литовско-польского государства, пошла на заключение унии с католической церковью, а по сути признала свое подчинение ей.

Насаждение унии явилось великой духовной и политической драмой. Большинство населения Беларуси и Украины не приняло унию и оказывало ей активное сопротивление. Доходило до кровавых эксцессов, когда жители Витебска убили и утопили в Двине ярого насадителя унии Иосафата Кунцевича (униаты и католики сегодня почитают его как святого).

Именно в контексте борьбы с унией и католицизмом рождается и оформляется идея воссоединения всех исторических русских земель вокруг Москвы. В XVII веке, после присоединения к России Киева и левобережной Украины, западнорусская церковь переходит в подчинение Московского патриархата. Таким образом вся православная Русь снова воссоединяется в рамках единой церкви.

Ко времени разделов Речи Посполитой на территории Беларуси сохранилась единственная действующая православная епархия — Могилевская, в то время как все остальные были обращены в унию.

После присоединения к России в среде униатов начинается движение за воссоединение с Русской православной церковью.

Униатская церковь так и осталось второсортной по отношению к католической, католики притесняли униатов и стремились обратить их непосредственно в католицизм, в результате чего многие униатские священники увидели спасение в возвращении к вере предков — православию.

В 1839 году на Полоцком соборе под руководством митрополита Литовского Иосифа Семашко приняли акт о воссоединении униатов с православной церковью.

Для Беларуси это был акт поистине цивилизационного значения. Именно он остановил процессы полонизации белорусов и вернул их к общерусским основаниям своих культуры и идентичности.

Таким образом, исторические судьбы Беларуси были неразрывно связаны с судьбами православной церкви. В непростой и тернистой судьбе западнорусского православия отражается историческая судьба Беларуси как таковой.

Именно поэтому православная церковь является одной из основных мишеней со стороны наших врагов. Именно через церковный раскол и организацию религиозной смуты осуществлялся отрыв Украины.

В Беларуси в начале 1990-х годов также предпринимались попытки организовать «национальную» автокефальную церковь или возродить унию как якобы национальную веру белорусов. Как и на Украине, проявляет активность Константинопольский патриархат, пытающийся оспорить каноническое единство Русской православной церкви.

В Беларуси, однако, эти попытки так и остались маргинальными и не имели серьезных последствий. Порядка 80% верующих белорусов — православные.

В этом году в Гродно будет открыт памятник Иосифу Семашко — главному вдохновителю воссоединения белорусских униатов в 1839 году. Имя этого человека, осуществившего на белорусских землях без преувеличения деяние цивилизационного масштаба, к сожалению, оказалось предано забвению в советский период, и возрождение памяти о нем — важнейшая задача политики исторической памяти.

БПЦ оказывает поддержку мирным жителям в зоне специальной военной операции. В частности, регулярные гуманитарные миссии туда организует минский Свято-Елизаветинский монастырь.

На сегодняшний день православная традиция остается важнейшим основанием политического союза Беларуси и России. Белорусская православная церковь, являющаяся экзархатом Русской православной церкви, хранит память об общерусском единстве как о естественной основе союза Беларуси и России.

 

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН

Читайте также
27 апреля
Жители Молдовы должны гордиться достижениями своей страны. Об этом заявила президент республики Майя Санду в ходе торжественной церемонии, посвященной Дню государственного флага.
30 апреля
Гагаузия всё больше отрывается от Молдовы. Центральные власти тянут страну на Запад, тогда как гагаузы хотят дружить с Россией. Однако по-настоящему разногласия между автономным регионом и центральными властями начали перерастать в конфликт около года назад, когда на выборах главы Гагаузии победила Евгения Гуцул.
30 апреля
Подавляющее большинство молдаван (66,4%) собираются отмечать 1 мая Международный день труда, следует из результатов опроса общественного мнения, проведенного компанией iData.
1 мая
Первого мая в России и Беларуси традиционно отмечается День весны и труда. Праздник в свое время стал символом борьбы трудящихся за свои права. Вопросы в сфере трудовой политики, занятости и миграции остаются в центре внимания Союзного государства.