Культура Культура

От Вислы до Волги: на какие территории положила глаз Украина

Сегодня можно найти самые разные карты украинских государственных образований периода Гражданской войны. Границы «державы», изображенные на них, зачастую выходят далеко за пределы современной Украины. Поэтому обработанный националистической пропагандой и не очень образованный житель Незалежной запросто может заявить: «Большевики подарили нам территорию? Да они уменьшили ее в несколько раз». Давайте разбираться.

Карта в кабинете Скоропадского

Весной 1918 года к гетману Украинской державы Павлу Скоропадскому на переговоры приехал посланник от донского атамана Петра Краснова генерал Михаил Свечин. В кабинете гетмана он увидел большую карту, которая привлекла его внимание.

«Карта была прекрасно выполнена. Рассматривая ее границы, оттененные полосой яркой краски, я вижу: западная граница идет, как былая наша с Австрией, а на востоке в Украинскую державу включены Донецкий угольный бассейн и далее Таганрогский округ, город Ростов, вся Кубанская область и порт Новороссийск», — вспоминал генерал.

Скоропадский хорошо знал своего гостя и был с ним на «ты», поэтому откровенно заметил: «Украинская держава, как видишь, не малое государство».

Удивленный посол не удержался от замечания: «Тебя, я вижу, дорогой Павел Петрович, неправильно информировали. С каких это пор города Таганрог и Ростов с их округами, где имеются казачьи станицы, стали Украйной? А далее Азов, доблестно отстаиваемый казаками от турок. По-видимому, все это включение сделано, чтобы соединиться с кучкой переселившихся на Кубань запорожцев, твоих предков, они действительно говорят по-украински, но их лишь часть».

Свечин сказал, что при таком подходе Украинская держава может претендовать на Волгу, Урал и Сибирь, чтобы соединиться с поселениями переселенцев из Малороссии на Амуре. Поскольку спор между двумя бывшими генералами Русской императорской армии носил скорее дружеский характер, гетман согласился с мнением Свечина, что спор о территориях должен решаться с участием историков, которым нужно «составить историческую справку, и все будет ясно». Однако не со всеми своими оппонентами державный гетман был на «ты».

Где границы Украины?

Первые официальные украинские территориальные претензии были озвучены еще Временному правительству возникшей после Февральской революции Центральной радой, которая первоначально претендовала на девять губерний: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Екатеринославскую, Таврическую (обратим внимание: без Крыма), Херсонскую, Волынскую и Подольскую.

После Октябрьской революции Рада заявила, что ее власть распространяется также на территории Холмской и части Курской и Воронежской губерний.

9 февраля 1918 года Украинская Народная Республика подписала в Брест-Литовске сепаратный мирный договор с Германией и ее союзниками, по которому Украине отходили Холмщина (в настоящее время в составе Польши) и часть Гродненской губернии с самим Брест-Литовском.  А с приходом к власти гетмана Скоропадского территориальный вопрос стал темой переговоров уже между Украинской державой и РСФСР.

Переговоры с переводчиком

22 мая 1918 года в Киеве начались переговоры между украинскими властями и советской делегацией во главе с Х. Раковским, И. Сталиным и Д. Мануильским. Любопытна обстановка, в которой они проходили: в первую ночь для посланников не оказалось мест в гостиницах, и они ночевали на вокзале. На следующий день комнаты все-таки нашлись — в сомнительном отеле «Марсель».

Комичные ситуации возникали и в процессе самих заседаний. Так, прокурор Шелухин из украинской делегации «забыл» русский язык (как в наши дни это делает Владимир Зеленский) и пользовался услугами переводчика. При этом в разговорах с немцами он переходил на великий и могучий.

Камнем преткновения стал как раз территориальный вопрос: ему было посвящено 17 встреч.

Украинская сторона заявляла о желании присоединить Крым, Дон, Северное Предкавказье, настаивала на полном контроле Донецкого бассейна как источника угля. Советская делегация парировала тем, что Россия тоже в нем нуждается. Впервые прозвучала на переговорах и тема передачи кораблей Черноморского флота Украине.

Как заметил Раковский, «аннексионистские аппетиты не прямо пропорциональны величине и возрасту государства, а обратно пропорциональны: чем меньше государство, чем оно слабее, чем моложе, тем шире и безудержнее его захватные стремления». Мирный договор между РСФСР и Украиной так и не был подписан.

Переговоры с Доном

Территориальное размежевание вызвало споры Киева и с Доном. Поскольку Ростов-на-Дону и Таганрог были оккупированы германскими войсками, как и Украина, донское правительство специально заявляло, что «считает Ростов и Новочеркасск в Донской области. Присутствие германских войск не означает оккупацию или украинизацию этих городов».

Именно немцы поддерживали украинские притязания в этом направлении, стремясь надежнее закрепиться по Дону и в Донецком угольном бассейне.

В качестве компенсации Киев предлагал Дону устье Волги. Донскому правительству удалось добиться уступок от немцев, и 7 августа 1918 года Дон и Украина взаимно признали суверенитет друг друга, Ростов и Таганрог оставались в Донской области, Донбасс объявлялся территорией под контролем обеих «держав».

Карта с Парижской мирной конференции

Правительство Симона Петлюры продолжило выдвигать проекты границ Украинского государства. Наиболее ярко претензии петлюровцев показала карта, привезенная их делегацией в апреле 1919 года на Парижскую мирную конференцию.

Карта с Парижской мирной конференции

Масштаб территориальных запросов впечатляет.

На северо-западе границы Украины простираются почти до Белостока, на юго-западе — Перемышля (ныне польский Пшемысль), на севере граница идет за белорусскими Любанью, Боровой, Жлобином, на Брянщине — за Мглином, Почепом, в Курской губернии — за Льговом, Обоянью; Белгород и Старый Оскол входят в состав УНР, граница с Воронежской губернией доходит почти до Хопра, Лиски и Богучар.

В Донском крае ей отходят Миллерово, Ростов-на-Дону, Таганрог, Азов, а также Кубань. Далее граница идет практически до Ставрополя и проходит за Гаграми.

Причем в момент прибытия украинской делегации в Париж УНР контролировала только ряд территорий на западе Украины, а из крупных городов лишь Тернополь, Станислав (ныне Ивано-Франковск) и Ровно. 

Чем же руководствовались создатели этой карты? Современный украинский публицист Максим Майоров пишет, что «основным критерием принадлежности территории к Украине было наличие там украинского этнического большинства, зафиксированного переписями и этнографическими картами. Другой критерий учитывал имеющиеся административные границы, стратегическое и экономическое значение для Украины прилегающих территорий». 

Хотя если обратиться к данным переписи населения Российской империи 1897 года, то никакого «украинского этнического большинства» на территориях, на которые претендовала УНР, не было и в помине.  Так что главным критерием был скорее экономический. Так, например, в Ростовском и Таганрогском округах располагалось 86% фабрик и заводов Области войска Донского, которые давали 70% ее налогового дохода.

Карта Степана Рудницкого

Представленная на Парижской мирной конференции карта не была самой масштабной и фантастичной для того периода. Рекордсменом стала «Обзорная карта Украины», созданная картографом, профессором Львовского университета Степаном Рудницким.

Карта Степана Рудницкого

Основывалась она на идеях об этническом пространстве проживания украинцев. Его пределы простираются до Пятигорска, Моздока, Грозного, Кизляра, выходят к берегам Каспийского моря, в Поволжье имеются значительные украинские анклавы.

Подводя итоги, выделим основные особенности территориальных споров и претензий периода Гражданской войны.

Возникшие после распада Российской империи полугосударственные образования зачастую действовали по принципу «бери сколько сможешь».

Экономическая ценность земель нередко играла при этом важную роль. В отношения между провозгласившими самостоятельность «державами» вмешивались австро-германские интервенты, преследовавшие собственные корыстные цели. Создавались «виртуальные» карты, на которых своим отмечали то, что не было под контролем.

Не зря в то время возникла такая присказка: «В вагоне сидит директория, под вагоном ее территория». Присоединение земель происходило на бумаге и поэтому принимало самый фантастический характер.

Все это необходимо учитывать, когда мы говорим о том периоде. Однако сегодня на Украине немало «наследников» Петлюры — новые виртуальные карты Самостийной, включающие целые регионы России, появляются и в Интернете, и в кабинетах высших должностных лиц киевского режима…

Читайте также
9 января
Разборки в Конгрессе США между республиканцами и демократами, а также позиция Венгрии внутри ЕС поставили киевский режим в затруднительное положение: в новый год Украина вошла без четкого плана поддержки со стороны Запада. Да и обстановка на фронте для ВСУ становится все хуже, учитывая сокращение поставок техники и боеприпасов странами НАТО. В этих условиях Владимир Зеленский придумывает самые абсурдные идеи, чтобы удержать власть: например, призвал украинцев готовиться к партизанской войне.
10 января
Одним из главных столпов пропаганды киевского режима является то, что русские якобы не братский народ украинцам, а пришлые «азиаты», не имеющие ничего общего со славянами. Внедрять этот тезис в сознание жителей Украины начали более ста лет назад. Однако сегодня, учитывая развитие современной науки, верить в подобный бред просто позорно. Данные о средневековых миграциях и последние генетические исследования камня на камне не оставляют от «азиатских» теорий и полностью подтверждают слова Владимира Путина о том, что русские и украинцы — один народ.
10 января
В 2016 г. были опубликованы документальные кадры суда над членами ОУН*, служащими украинской вспомогательной полиции, а затем бойцами УПА* Мыколой Дуфанцом, Артемом Бубелой и Филипом Рыбачуком. Суд состоялся в Луцке в 1981 году.  Многие из тех, кто присутствовал на суде были в шоке от услышанного и плакали.
11 января
На ваш суд представляем одно из донесений 38-й армии, которая в 1945 г. была расквартирована на Западной Украине.