«Апостольский поход против схизматиков»: как поляки при Пилсудском с православием боролись
Михаил Рыбкин
Политика официальной Варшавы издревле была направлена на полонизацию белорусов и украинцев. И православие всегда являлось препятствием на пути «перепрошивки» восточных славян. После обретения независимости в 1918 году Польша начала новый «апостольский поход» на восток. О том, во что это вылилось в 1920–1930-е годы, читайте в продолжении материала (первая часть — Пример Святой Софии не помог: как в Польше избавлялись от православия).
Разрушение собора Александра Невского
Его разборка длилась с 1924 по 1926 год. Специально были выпущены боны, посвященные разрушению храма, которые обеспечивались «стоимостью материала, полученного в результате сноса». Рабочие применяли для демонтажа здания взрывчатку — всего было произведено почти 15 тысяч взрывов. Яшмовые колонны из собора украсили усыпальницу Юзефа Пилсудского, мраморные части тоже нашли применение — в частности, для украшения костелов. Финский кирпич использовали для мощения тротуаров.
Уникальные мозаики попытался спасти уроженец Барановичей, сенатор Алексей Назаревский, который был председателем комитета по строительству Свято-Покровского собора в этом белорусском городе.
Разрезанные на куски мозаики, утварь и иконы прибыли туда, и первоначально их разместили в сарае, где вскоре возник пожар. Увы, от масштабной композиции Виктора Васнецова «О Тебе радуется» остался лишь небольшой фрагмент, изображающий Богоматерь с Младенцем.
В разной степени сохранности дошли до нас несколько мозаик Виктора Думитрашко, Николая Кошелева и Николая Бруни, украсившие собор в Барановичах. Небольшой кусочек «О Тебе радуется» сохранился также в Национальном музее в Варшаве, а фрагменты «Причастия апостолов» находятся в варшавском соборе Марии Магдалины. Так навсегда был утрачен не только храм Александра Невского, но и украшавший его уникальный мозаичный ансамбль, вызывавший восхищение ценителей искусства. В настоящий момент в столице Польши на месте собора находится площадь Пилсудского.
Уничтожение православных храмов
Собор Александра Невского был не единственным храмом Варшавы, который постигла печальная участь в 1920-е. В 1910-е в городе насчитывалось около 49 православных церквей (при количестве русского гражданского населения в 36 тысяч человек в 1913 году). Одной из особенностей было то, что многие из них либо являлись гарнизонными при воинской части, либо находились при госпитале или при кладбище — такие уничтожались в первую очередь.
Так, были разрушены большая трехпрестольная церковь Михаила Архангела на Уяздовской аллее, относившаяся к Лейб-гвардии Литовскому полку, церковь Святой Ольги в Лазенках при Гродненском гусарском полку. Снесли и еще одно творение архитектора Бенуа — церковь преподобного Мартиниана в стиле новгородского и московского зодчества.
Уничтожались храмы и в других городах.
В Люблине разобрали построенный в 1873–1876 годах собор в честь Воздвижения Креста Господня на Литовской площади. Его украшали дары патриарха Иерусалимского Дамиана, императора Александра II, митрополита Киевского Филофея, там была первая епископская кафедра будущего патриарха Московского Тихона в 1897–1899 годах. Строительные материалы пошли на возведение гарнизонного клуба.
Были разрушены православные храмы в Сувалках (1925), Калише (1920), Августове (1926), Ломже (1924), Модлине (1924), Ендреове (1921), Томашуве-Мазовецком (1925), Януве-Любельском (1922), Сташове (1925), Серадзе (1925), Любартуве (1924), Граево (1920), Острув-Мазовецкой (1918), Скерневице (1925), Ласке (1924). Этот список можно продолжать и продолжать.
Перестройки храмов
Однако иногда польские власти решали судьбу храмов и по принципу «чего добру пропадать» — их перестраивали в костелы и кирхи. Основными архитектурными элементами, которые при этом убирались, были купола и шатры. Так, костелами стали собор Александра Невского в Александровской цитадели в Варшаве, построенный в 1834–1835 годах, церковь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» при госпитале Младенца Иисуса (впоследствии снесенная), церковь Святой Ольги.
А церковь Петра и Павла сделалась гарнизонной кирхой для военнослужащих-лютеран, в наши дни в ней тоже располагается лютеранский приход. Любопытно, что в последнем случае сохранили купола, просто изменив их форму. Однако храмы после переделки использовались и не по назначению: в Скерневице как склад хлеба, в Сташове как кинотеатр и так далее.
События 1938 года
Разрушения храмов продолжились в Польше и при преемниках маршала Пилсудского (после его смерти в 1935 году). Совпали они с канонизацией Ватиканом 17 апреля 1938 года убитого казаками во время войны 1654–1667 годов миссионера-иезуита Андрея Боболи. Торжества по этому случаю состоялись и в Риме, и в Польше.
Кардинал Август Глонд издал манифест, в котором говорилось, что канонизация Боболи — начало выполнения его заветов об «апостольском» походе на «восточные земли схизматиков», то есть православных.
В апреле 1938 года были закрыты приходы и молитвенные дома в 23 местах, а к 18 июля их число достигло 108. Всего же было закрыто и разрушено около полусотни храмов, свыше 200 священнослужителей осталось без мест служения. Особый размах этот процесс приобрел в Подляшье и на Холмщине, где в то время жили около 250 тысяч православных.
Из СМИ только газета «Русское слово» сообщала о происходившем, но ее номера были конфискованы. Проправительственная же пресса писала о том, что в данных регионах царская власть построила слишком много православных храмов для русификации края.
Собор православных польских архиереев, собравшийся 16 июля, обратился к верующим с воззванием: «Стенания и горькие слезы обездоленного народа, который своими глазами видел разрушение и поругание своих святынь, реками плывут к нам и готовы затопить нас. Еще недавно никому в голову не могло прийти, что так близка суровая и несправедливая расправа с христианскими храмами в христианской стране, равная тому, что совершается в странах, не признающих религию за фактор положительный. Никакие ходатайства не в силах были изменить этих суровых распоряжений и действий».
Сейм и Сенат не стали рассматривать аргументы противников актов государственного вандализма, министр внутренних дел заявил о законности действий властей. Гонения на православных в Польше продолжались вплоть до начала Второй мировой войны.
В целом храмоборчество было обусловлено русофобской и полонизаторской политикой польского руководства, видевшего в православных храмах и напоминание о России, и препятствие к ополячиванию белорусского и украинского населения. А нужны ли были храмы православным жителям страны, к 1 января 1938 года составлявшим 4,16 млн человек, — вопрос, не требующий ответа.
Действия официальной Варшавы привели к уникальному случаю — на защиту православных встали советские власти. В ноте наркома иностранных дел Георгия Чичерина от 10 мая 1924 года говорилось о нарушении польским правительством прав национальных меньшинств, перечислялись факты закрытия приходов и преследований верующих.
Сегодня же политику Польши столетней давности по преследованию православных взял на вооружение киевский режим на Украине.