Панихида по проклятому: как на Украине из предателей делают героев
Михаил Рыбкин
Переписывание истории на Украине уже давно стало «нормой», даже когда это отдает откровенным бредом. Но теперь на помощь борцам за «историческую правду» пришли раскольники из ПЦУ. Позавчера в Киево-Печерской лавре они провели первую панихиду по преданному анафеме гетману Ивану Мазепе. То, что это было совершено с нарушением всех церковных канонов, никого, конечно, не смутило, ведь в первую очередь это политическая акция, не имеющая никакого отношения к религии.
11 июня в захваченном раскольниками из ПЦУ Всехсвятском храме Киево-Печерской лавры была впервые отслужена панихида по гетману Иване Мазепе. В анонсе мероприятия на странице Министерства культуры сообщалось, что «это событие станет началом возрождения в украинской Лавре традиции чествования выдающихся фигур национальной истории и культуры», а сам Мазепа — «благочестивый меценат» Киево-Печерской лавры, который «за нежелание повиноваться московии еще при жизни был подвергнут анафеме российской имперской церковью».
Любопытно, что данная инициатива исходила не от церковных организаций, а от самого Минкульта, поддержанного украинским офисом ЮНЕСКО. Службу провел перешедший из УПЦ МП в ПЦУ архимандрит Авраамий Лотыш, назначенный и. о. наместника Киево-Печерской лавры.
После богослужения был представлен новый проект — музейный центр «Иван Мазепа и его время». При этом министр культуры Украины Александр Ткаченко сказал, что работа над его созданием началась «еще до войны», а день панихиды по гетману он назвал «историческим» и заявил, что «как и обещали, Лавра становится украинской».
Как видим, состоявшееся мероприятие носило не столько церковный, сколько политический характер и имело показательное символическое значение.
Можно сказать, что эта акция стала логическим завершением кампании по реабилитации Ивана Мазепы, которая давно проводится киевским режимом и националистической интеллигенцией.
«Нравственные правила Ивана Степановича»
Несомненно, гетман Иван Степанович Мазепа — одна из базовых фигур для украинских националистов, идейной основной которых является концепция «Украина — не Россия» или даже «Украина — анти-Россия».
Биография этого исторического деятеля хорошо известна.
Выходец из старинного казацкого рода, Мазепа служил при дворе короля Речи Посполитой Яна Казимира, гетманам Дорошенко и Самойловичу, затем сам встал во главе Войска Запорожского при поддержке фаворита царевны Софьи князя Василия Голицына.
Историк Николай Костомаров так писал о характере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.
Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он со своим величайшим благодетелем (князем В. В. Голициным), перед которым еще недавно льстил и унижался».
Заметим, что Костомаров был украинофилом, членом Кирилло-Мефодиевского братства, которое было первой политической украинской организацией в Российской империи. Поэтому его сложно заподозрить в предвзятости суждений.
Так же легко изменил Мазепа и другому своему покровителю, Петру I, наградившему его одним из первых в 1700 году высшим орденом Андрея Первозванного. Закончилась политическая карьера гетмана присуждением ему заслуженного и специально изготовленного ордена Иуды, а его имя стало одним из главных символов предательства в российской истории.
Реабилитация Мазепы
Попытки обелить образ Мазепы начались еще в начале XIX столетия. Так, в появившейся тогда исторической фальсификации «История Русов», авторство которой было ошибочно приписано архиепископу Георгию Конисскому, гетман впервые предстает как народный герой и борец за независимую Украину. В конце XIX века именно «мазепинцами» стали называть сторонников украинского самостийного направления. Наименование националистического движения по ключевой фигуре было в последующие эпохи продолжено названиями «петлюровцы» и «бандеровцы».
Но наиболее активные процессы по превращению Мазепы в ключевую фигуру украинской истории пошли, конечно, после 1991 года.
Портрет гетмана находится на банкнотах в 10 гривен всех выпусков с 1992 года и на введенных в 2020 году монетах того же номинала. Леонид Кучма (или его соавторы) в своем опусе «Украина — не Россия» так комментировал это решение Национального банка: «Мазепа олицетворяет для нас Альтернативу. <…> Отношение к нему как предателю в наши дни — это анахронизм. Это может свидетельствовать о некоторой душевной незрелости. <…> У нас люди все еще ведут борьбу против памятников и портретов. Но деньги никто рвать в знак протеста не будет».
Учитывая, что сейчас происходит на Украине с монументами, «душевной незрелости» там явно прибавилось.
Не менее комплиментарно оценивали гетмана и другие украинские лидеры. Виктор Ющенко в 2009 году учредил знак отличия президента Украины — Крест Ивана Мазепы, а Петр Порошенко сравнивал гетмана с Джорджом Вашингтоном, Симоном Боливаром и Махатмой Ганди, а о Полтавской битве говорил, что ее «проиграли украинцы, заплатили за нее страшную цену».
Мазепе возводятся памятники, его именем называются улицы. Как видим, в политическом плане кампания по его превращению из предателя в национального героя осуществлялась вполне успешно, но темным пятном на его образе оставалась церковная анафема.
За что Мазепу предали анафеме?
Мазепа был предан анафеме (великое церковное отлучение) 12 ноября 1709 года в Успенском соборе Москвы местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Стефаном Яворским (уроженцем Галиции и выпускником Киево-Могилянской академии) «с митрополиты и епископы и со всем Освященным Собором».
В тот же день в соборной Троицкой церкви Глухова в присутствии Петра I вечному проклятию гетмана предали митрополит Киевский Иоасаф Кроковский (уроженец Львова), архиепископ Черниговский Иоанн и епископ Переяславский Захария. При этом «малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от Церкви и от причащения святых таин всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю».
Заметим, что владыка Иоанн был впоследствии канонизирован как святитель Иоанн Тобольский и почитается как святой и в ПЦУ. В качестве вины Мазепы были названы следующие преступления:
1. «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную» — нарушение клятвы в верности, которую гетман давал на кресте и Евангелии. По правилам святителя Василия Великого, мирянин-клятвопреступник в случае «достойного покаяния» должен понести епитимью в виде 10 или 11-летнего отлучения от причастия. Это наказание строже, чем за вероотступничество, за которое полагается только 6-летнее наказание.
2. Он «привержеся (врагу Божию и святых Его, проклятому еретику) королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил».
Например, шведские солдаты сделали из икон Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве шахматные доски.
Или пример из «Показаний о шведах священника Андрея Александрова. 1708 г.» — в городе Недрыгайлове шведы «стали на подворках и церкви и дворы все сожгли». Понятно, как воспринимался переход на сторону осквернителей святынь.
3. Измена. «Темже яко сын погибели за таковую свою измену отступничество от благочестивой державы, предательство же и поднесение рук разбойнических и брани на Христа Господня, своего благодетеля и государя, со всеми своими единомысленники, скопники и изменники да будет проклят».
В церковной истории Мазепа был не единственным примером предателя и мятежника, преданного анафеме.
Например, в Византии XII столетия ей подвергся изменник Андроник Мануил, совершавший набеги на византийские пределы. Святым Амвросием Медиоланским был отлучен от Церкви узурпатор Евгений, пытавшийся захватить императорский престол в Западной Римской империи. Хотя эта часть обвинения кажется наиболее политизированной, она имеет церковную традицию.
В качестве оправдания Мазепы приводят его церковную благотворительность (за счет государственной казны и пожалованных ему имений). Надо сказать, что и сам Петр I признавал былые заслуги гетмана как мецената, но считая, что последующая измена их аннулировала. В письме Стефану Яворскому он писал, что «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился».
Что мы видим в итоге: гетман Мазепа был предан анафеме собором Русской церкви во главе с малороссом Стефаном Яворским и собором малороссийских архиереев, включавшем святого Иоанна.
Отменить это решение политической волей невозможно, для этого нужно соборное решение Русской церкви и канонических украинских архиереев, поэтому служить панихиды по гетману нельзя. Но для раскольников из ПЦУ это давно не проблема.
Кто следующий?
Обращают на себя внимание слова Минкульта Украины о том, что с Мазепы начинается чествование выдающихся деятелей украинской истории. Можно ожидать в стенах Лавры новые неоднозначные панихиды с участием ПЦУ, ведь кандидатур одиозных политических и церковных деятелей для них предостаточно.