Кино о «героях» Латышского легиона СС: Латвия финансирует возрождение нацизма
Святослав Князев
16 марта в Латвии ежегодно отмечают так называемый «День памяти латышских легионеров». Руководство республики нисколько не смущает тот факт, что организация СС была признана преступной Нюрнбергским трибуналом, а также то, что местные коллаборанты совершали многочисленные зверства, включая массовые убийства евреев и карательные акции против мирного населения. Более того, сегодня официальная Рига превращает героизацию нацизма в часть государственной политики.
В 1934 году власть в Латвии захватил находившийся под идейным влиянием Бенито Муссолини премьер-министр Карлис Улманис, установивший жесткий авторитарный режим. По стране прокатилась волна репрессий против «левых» и левоцентристов. В 1940 году республика по решению Народного сейма вошла в состав СССР, а местное население оказалось расколото: придерживающиеся левых идей жители полностью поддержали изменения, однако были и те, кто хотел, чтобы страна оказалась под влиянием Третьего рейха.
После начала Великой Отечественной войны члены военизированных организаций айзсаргов развернули диверсионные действия в тылу Красной Армии и открыли охоту на просоветски настроенных граждан.
Бывший латышский полицейский Виктор Арайс благодаря наличию знакомых в спецслужбах Германии сразу же получил от оккупантов добро на формирование карательного подразделения, ставшего в дальнейшем зондеркомандой. В республике тут же начались еврейские погромы.
Через некоторое время нацисты взяли эту «деятельность» под полный контроль, после чего уничтожение местных евреев и антифашистов стало систематическим. Например, в Бикерниекском лесу подручные Арайса убили около 46 тысяч гражданских латышей, а в Румбульском лесу — не менее 28 тысяч евреев.
С сентября 1941 года немцы приступили к формированию из местных националистов так называемых полицейских батальонов. Всего их было создано, по разным данным, от 41 до 45.
Их члены не только принимали участие в Холокосте и убийстве мирных жителей самой Латвии, но и были задействованы в карательных операциях на оккупированных территориях Беларуси и России — в частности, в «Болотной лихорадке» и «Зимнем волшебстве» (только последняя унесла жизни примерно 15 тысяч человек).
Около сорока массовых расстрелов латышские националисты провели на территории Батецкого района Новгородской области. Кроме того, они обеспечивали «работу» находившихся в Латвии концлагерей, в том числе «Саласпилса», в котором нацисты проводили изуверские опыты на людях и выкачивали кровь у детей.
На фоне провала наступления под Москвой руководство Германии приняло решение о создании из личного состава полицейских батальонов подразделений СС. Сначала их передавали в состав немецких частей, но в начале 1943 года началось активное формирование отдельных латышских подразделений в составе войск СС.
В конце 1943 года и начале 1944-го были образованы две латышские дивизии СС (в дальнейшем — 15-я и 19-я). Они входили в состав Латышского добровольческого легиона СС.
В новом статусе коллаборанты также совершали многочисленные военные преступления. Рота жандармерии 19-й латышской дивизии СС 18 декабря 1943 года расстреляла около 250 мирных жителей деревни Заля-Гора в районе Новгорода. В начале 1944 года она участвовала в массовых убийствах в городе Чудово Ленинградской области. В деревне Глухая были заперты в сарае и убиты из пулеметов около 200 человек.
Менее чем за четыре месяца это подразделение уничтожило 23 деревни, убив при этом свыше тысячи человек. Весной 1944 года дивизия сожгла юго-восточнее города Остров все деревни по фронту на протяжении 12 километров и угнала на принудительные работы порядка 60 тысяч мирных жителей. Советским военнопленным латышские эсэсовцы выкалывали глаза, вырезали звезды на лбу, выламывали конечности. В Беларуси «легионеры» разрушили 138 деревень и убили около 17 тысяч человек.
Части 15-й дивизии в 1945 году сдались западным союзникам на территории Германии. А вот 19-я оказалась в Курляндском котле и попала в плен к советским войскам.
Всего же через подразделения СС прошло не менее 115 тысяч латышей. С 1952 года находящиеся в эмиграции на Западе бывшие эсэсовцы начали отмечать 16 марта так называемый День памяти латышских легионеров — в этот день восемью годами ранее объединенный латышский легион СС впервые столкнулся в бою с советскими войсками у реки Великой.
В конце 1980-х годов эту же дату стали отмечать националисты на территории самой Латвии. После выхода республики из состава СССР торжества по этому поводу стали масштабными. В 1998 году Сейм признал 16 марта государственной памятной датой, однако год спустя данное решение было отменено из политических соображений. Но массовые шествия в этот день все равно продолжились, и в них регулярно участвуют высокопоставленные политики.
С каждым годом власти Латвии принимают новые и новые меры, направленные на героизацию нацистских коллаборантов.
«В этом году Минкульт Латвии в рамках программы "Значимые проекты культурного наследия" планирует выделить триста тысяч евро на съемку фильма про эсэсовца, командира роты 21-го лиепайского батальона шуцманшафта Эрнеста Лауманиса. (…) В 1941-м году он добровольцем вступил в отряд "самообороны", принимавший участие в уничтожении местных евреев. Затем — в состав 21-го лиепайского батальона шуцманшафта в качестве командира роты. В составе данного карательного подразделения выполнял задачи в рамках обеспечения нацистской блокады Ленинграда.
В 1943-м году был переведен в латышский легион СС, в 19-ю дивизию. В августе 1943 года награжден Железным крестом II степени, а в августе 1944 года — Железным крестом I степени. Деньги на фильм будут выделены через Национальный музей истории Латвии», — рассказал недавно известный российский историк Александр Дюков.
По его словам, Лауманис после войны был задержан чекистами и попал на Воркуту, но по хрущевской амнистии вышел на свободу. В дальнейшем получил еще один срок за антисоветскую агитацию, по отбытии которого до самой смерти работал на Елгавском сахарном заводе.
«У европейских политиков в последнее время явно проблемы с памятью и совестью. (...) Если есть настоящее и страшное не то что неуважение, а глумление над памятью всех жертв Второй мировой, включая жертв Холокоста, так оно проявлено сейчас латвийским Минкультом», — прокомментировала происходящее официальный представитель МИД России Мария Захарова.
За годы войны нацисты и их местные пособники убили только в Латвии свыше 313 тысяч мирных граждан, включая почти 40 тысяч детей, а также 330 тысяч советских военнопленных. Почти 280 тысяч местных жителей были вывезены на принудительные работы в Германию.
Попытки реабилитировать и тем более героизировать латышских коллаборантов — это издевательство над моралью и здравым смыслом. И если посещение отдельными министрами «памятных» маршей в честь СС можно было еще хоть как-то списать на их личное мнение, то съемки за счет бюджета хвалебной оды в честь нациста, совершавшего массовые убийства, — это, без сомнений, часть государственной политики.
При этом западные элиты усердно делают вид, что ничего не замечают, хотя эсэсовские шествия в Риге критикуют прямо в зале Европарламента. Брюссель и Вашингтон идут сегодня по той же сколькой дорожке, по которой шли в 1937–1938 годах Лондон и Париж. Они поддерживают откровенно нацистские силы в Прибалтике и на Украине, видя в них «таран», направленный против Москвы. Работу над историческими ошибками никто делать не желает.