Клоун на арене: Зеленский выставил себя на посмешище «знанием» истории
Святослав Князев
Владимир Зеленский поручил премьер-министру Украины Денису Шмыгалю «проработать» переименование России в Московию. Историки разных стран уже давным-давно дали характеристику данному термину, признав его ошибочность и некорректность. Такая инициатива киевского режима не только не лучшим образом характеризует уровень знаний его лидера в области истории, но и служит очередным свидетельством превращения украинской политики в цирк.
Ранее на Украине уже неоднократно обсуждали подобные идеи, но тогда это больше напоминало пустой пиар. Так, в 2019 году о возможном переименовании России в Московию рассуждал советник президента (а ныне нардеп) Никита Потураев, но особых последствий подобный абсурд тогда не имел. Теперь же, с учетом официальной резолюции Зеленского, все может быть по-другому.
Насколько вообще корректно использовать термин «Московия» с исторической точки зрения? Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо сделать небольшой экскурс в прошлое.
Огромное средневековое государство, раскинувшееся между притоками Вислы на западе, Волго-Окским междуречьем на востоке, Тмутараканью на юге и Белым морем на севере, было известно в средние века как Русь или Русская земля. В византийских источниках, начиная с Х века, его часто называли Россией.
Территория современной европейской части России заселялась славянами в несколько этапов: в VI–VIII веках, затем в IX–X, на рубеже XII–XIII столетий, ну и после монгольского нашествия.
Киев как столица Руси был обречен еще до прихода монголов. На фоне увядания Византии падало значение торгового пути «из варяг в греки», а роль Волги как экономической артерии, напротив, становилась все более важной. После взятия древнерусской столицы в 1169 году Андрей Боголюбский не стал править там, а официально перенес великокняжеский стол во Владимир.
В первой половине XIV века на юго-западе Руси пресеклась последняя из местных ветвей Рюриковичей. Территории современных Украины и Беларуси были захвачены литовцами и поляками. Прямые наследники Святослава, Владимира и Ярослава Мудрого продолжали править только в Северо-Восточной Руси. И этот факт серьезно беспокоил польских и литовских феодалов, так как стремительно укреплявшиеся московские Рюриковичи могли заявить о своих правах на земли предков.
Поэтому представители династии Ягеллонов и начали называть Русское государство Московией, пытаясь его таким образом отделить в глазах населения третьих стран от Древней Руси.
Здесь стоит сделать пару важных ремарок. Во-первых, жители Русского государства не использовали слово Московия в качестве самоназвания своей страны. Во-вторых, в Европе при упоминании Московии все прекрасно осознавали, что речь идет именно о Руси. А в североевропейских государствах и Священной Римской империи по большей части продолжали использовать термин «Руссия».
Впрочем, даже в Польше и Литве многие открыто признавали надуманность использования подобного пропагандистского наименования. Так, польский историк Матвей Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях» прямым текстом писал о том, что жители Московии «являются русинами и говорят по-русски». В том же духе высказывались Михалон Литвин, Матвей Стрыйковский и многие другие.
На картах Герарда Меркатора Московия обозначена как часть Руссии. В Большом атласе Блау Московия — это просторечивое названии Руссии, а на Сигизмундовом плане — просто город, столица «Белой Руси».
Барон Сигизмунд Герберштейн характеризует Московию как «главное государство Руссии» (перечисляя в ее составе все земли Древнерусского государства). Немецкий географ Георг Хорн писал в своем учебнике: «Московиты суть русские, лишь именуемые так по названию столицы их государства».
Французский военный и путешественник, а позже литератор Жак Маржерет был еще более конкретен. Он писал: «Ошибочно называть их московитами, а не русскими, как делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac, то есть русские, а если их спрашивают, откуда они, отвечают: is Moscova — из Москвы, Вологды, Рязани или других городов».
При этом уже в XV веке в Русском государстве начали активно использовать термин Росия (который изначально писался с одним «с»). Он фигурирует в официальных источниках времен Ивана III и Василия III. А при Иване Грозном государство получило полностью официальное наименование «Российское государство».
В XVII веке название «Россия» стало общепринятым, хотя термин «Руссия» также время от времени использовался.
В XVIII столетии слово Московия полностью вышло из оборота в Европе — даже в государствах, с которыми у Российской империи были не самые теплые отношения. Сто лет спустя его в своих памфлетах возродили польские радикальные националисты, униженные тем, что их страна утратила «великодержавный» статус.
Польский деятель Франциск Духинский объявил своих соотечественников «арийцами», а русских — «азиатами». Его воспаленное создание породило фантазию о «секретном указе» Екатерины II, которым якобы московиты были переименованы в русских. Эту абсурдную идею высмеивали даже этнические поляки. В итоге она была на время всеми забыта.
Возродил миф о Московии в 1900 году работавший на австрийские и немецкие спецслужбы западноукраинский деятель Лонгин Цегельский.
В дальнейшем эта идея несколько раз всплывала в публикациях маргинальных украинских националистов, живших в западных странах. Но академической наукой она никогда не воспринималась всерьез, в том числе в Киеве.
Таким образом, Зеленский поручил правительству Украины возродить формулировку, которая даже в пропагандистских целях на официальном уровне не используется нигде в мире более 300 лет и которую еще в XVI–XVII веках современники считали совершенно некорректной.
Президент Украины в свое время «получал образование» на гастролях вместо аудиторий и поэтому, судя по всему, имеет уровень знаний об окружающем мире, сопоставимый с уровнем учащегося младших классов.
В связи с этим он, возможно, даже не осознает масштабов возводимого им театра абсурда. Происходящее говорит о том, что киевским режимом руководит абсолютно неадекватный человек, переплюнувший в своей политической дикости даже Адольфа Гитлера.
На этом фоне западным лидерам самое время вспомнить, чем в прошлый раз закончился их эксперимент по взращиванию «ручного» монстра, которого они надеялись натравить на Москву. Многочисленные свидетельства того, насколько «фюрер украинской нации» увлечен определенными веществами, указывают на то, что в этот раз процесс может стать неуправляемым гораздо быстрее.