Урок для человечества: почему нельзя забывать о трагедии гетто в Барановичах
Святослав Князев
В декабре 1942 года нацисты и их пособники завершили ликвидацию Барановичского гетто. Полтора года гитлеровцы заставляли местных евреев трудиться в нечеловеческих условиях, а затем вместе с украинскими и прибалтийскими коллаборантами уничтожили там около 15–20 тысяч человек. Всего за время Второй мировой войны Третий рейх создал более тысячи еврейских гетто, из них свыше 300 — на территории Беларуси. Сегодня всем необходимо помнить об этих чудовищных преступлениях, чтобы не допустить возрождения породившей их идеологии.
Расизм на бытовом уровне вообще был характерен для западной цивилизации столетиями — с его помощью оправдывали колониальные захваты, грабежи и рабство. Но придавать ему «наукообразную» форму начали лишь в XIX веке во Франции и Англии, которые имели обширные владения за пределами Европы.
Со временем теории о «превосходстве» европейцев также стали распространяться в других странах. В Германии данный процесс наложился на то, что, будучи долгое время раздробленной, она не успела к колониальному разделу мира и чувствовала себя обделенной. Немцы буквально выгрызли себе небольшие колонии в Африке и Океании, но этого все равно не хватало для поддержания темпов развития экономики.
В итоге Германия начала Первую мировую войну, проиграла ее и оказалась уязвлена еще сильнее, чем раньше. Начался интенсивный процесс поиска виноватых, в котором больше всего преуспела Национал-социалистическая немецкая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером.
С начала 1930-х годов подводить псевдонаучную базу под расовые теории нацистам стал помогать бывший специалист по средневековой литературе, евгенист Ханс Гюнтер.
Опираясь на его «исследования», гитлеровцы выделили «высшие» и «низшие» расы. Причем представителей народов, которые отнесли к низшим расам, они объявили источником всех своих бед — так в немилость угодили евреи и славяне.
С 1933 года нацисты взяли курс на ограничение прав евреев. Сначала речь шла о запрете заниматься отдельными видами профессиональной деятельности, а с 1935 года, с принятием так называемых Нюрнбергских законов, — о лишении права голоса на выборах, а также о табу на госслужбу и браки с «арийцами». В ноябре 1938 года в Германии произошел первый масштабный погром, известный как Хрустальная ночь: были разорены тысячи еврейских коммерческих помещений и домов.
Поначалу руководители Третьего рейха планировали выселить евреев из Европы, но затем решили уничтожить их физически. Вторжение вермахта в СССР сопровождалось зверствами, в которых участвовали как немцы, так и коллаборанты из Прибалтики и с Украины.
В июле 1941 года Герман Геринг направил начальнику полиции безопасности и СД Рейнхарду Гейдриху сообщение, в котором призвал его подготовить план «окончательного решения еврейского вопроса». В январе 1942 года на Ванзейском совещании были обговорены технические вопросы, связанные с планами по полному уничтожению евреев.
Массовые убийства на оккупированных территориях с этого момента начали носить системный и планомерный характер. Как это происходило, можно проследить на примере трагедии гетто в Барановичах.
Белорусский город Барановичи был занят войсками вермахта 27 июня 1941 года. Уже на следующий день нацисты запретили евреям передвигаться по тротуарам, появляться в общественных местах и пользоваться общественным транспортом. Кроме того, их заставили носить специальные желтые нашивки на одежде. В тот же день немецкий комендант распорядился создать в городе на основе девяти жилых кварталов еврейское гетто — микрорайон, известный как «Сахалин». С собой местным евреям разрешили взять только минимум самых необходимых вещей.
Вокруг гетто установили тройное ограждение, которое охраняли автоматчики. Трудоспособных узников привлекали к самым тяжелым работам, за что выдавали 200 граммов эрзац-хлеба в день и около килограмма крупы в месяц. Стариков и детей вообще не обеспечивали продуктами.
Условия жизни там были чудовищными: на одного человека приходилось лишь около квадратного метра жилой площади — в одной комнате жило по 25 человек, где нары устанавливались в четыре яруса.
За малейшее нарушение установленного нацистами режима людей жестоко избивали дубинками. Многие из узников умирали от непосильного труда и нечеловеческих условий жизни. Органы самоуправления пытались организовать оказание медицинской помощи, но со временем эти попытки были пресечены охраной.
Уже в первые недели оккупации гитлеровцы убили несколько сотен человек в гетто. Однако затем они временно замедлили работу своей машины смерти, так как нуждались в рабочей силе, в частности на железной дороге.
Несмотря на отчаянное положение и жесткий контроль со стороны нацистов, в гетто действовало сопротивление. Его участники организовывали побеги и уничтожали нацистов.
После Ванзейского совещания началось организованное уничтожение евреев — в первую очередь убивали стариков, женщин и детей.
Первая акция массового убийства произошла в марте 1942 года. Ворвавшиеся в гетто полицейские отбирали у людей ценности и загоняли их в грузовики. Затем их вывезли к находящимся за городом траншеям и открыли по ним огонь из винтовок и автоматов. Согласно воспоминаниям очевидцев, тех, кого не застрелили сразу, гитлеровцы закапывали заживо. Всего в марте нацисты уничтожили около 3–4 тысяч узников гетто. Следующий случай геноцида произошел в конце сентября — начале октября, унеся жизни еще примерно 5 тысяч человек.
Окончательная ликвидация гетто произошла 17 декабря того же года. Нацисты убили всех, кого смогли найти (за исключением нескольких сотен человек, переведенных в другие места на особо тяжелые работы). Чтобы никто не спрятался, подвалы зданий гетто забросали гранатами и залили водой. Однако около 450 человек смогли сбежать и более 200 из них дожили до освобождения Беларуси. По оценкам историков, всего нацисты уничтожили здесь примерно в 15–20 тысяч человек.
В дальнейшем советская Чрезвычайная государственная комиссия установила личности тех, кто организовывал массовые убийства в Барановичах. Среди них были как сотрудники немецких спецслужб, так и коллаборанты, в частности украинский националист Дьяченко, начальник полицейского департамента «Белорусской полиции», руководивший «охотой» на людей, пытавшихся спастись бегством.
В своей чудовищности история Барановичского гетто типична. Примерно таким же образом гитлеровцы убивали людей более чем в тысяче подобных мест на оккупированных территориях Восточной Европы.
Всего в рамках «окончательного решения еврейского вопроса» нацисты уничтожили около шести миллионов евреев, а общее количество жертв «коричневой чумы» в годы Второй мировой войны исчислялось десятками миллионов.
Историю событий 1930–1940-х годов нельзя забыть или переписать. Гетто в Барановичах и тысячи других подобных трагедий — жестокое напоминание о недопустимости возрождения нацистской идеологии и реабилитации гитлеризма. К сожалению, сегодня, лица, захватившие власть на Украине, именно этим и занимаются.
ВСУ, как вермахт в 1941 году, обстреливают мирные города, а СБУ, словно СД и гестапо, бросают в тюрьмы и пытают людей за красные флаги и звездочки на шапках. Память о том, что творили идейные предшественники нынешнего киевского режима в 1940-е годы, — веское свидетельство того, что продолжателей дела Гитлера, Гиммлера и Гейдриха сегодня нужно остановить любой ценой.