Кишинев — белый город, вечный, как сказанье: столица Молдовы отмечает День города
Максим Камеррер
14 октября Кишинев отмечает День города. Столица Молдовы переживала разные периоды — она прошла путь от захолустного городка времен Пушкина до развитого губернского центра начала XX века, от практически полностью разрушенного немцами и обезлюдевшего поселения до одного из крупнейших промышленных узлов Советского Союза. После обретения независимости Кишинев, к сожалению, утратил многие из достижений предыдущих поколений. Однако хочется надеяться, что, несмотря на все испытания, «белый город» вопреки антинародному курсу нынешнего правительства сохранит свой статус и возродит былое величие.
Наверное, не будет преувеличением сказать, что своим столичным статусом Кишинев во многом обязан России. Конечно, многие скептически усмехнутся, прочитав это, но в действительности именно после вхождения Бессарабии в состав Российской империи и началось развитие небольшого городка с его последующим превращением в столицу Бессарабской губернии.
Поселение с молдавским названием Кишинэу впервые упоминается в 1436 году и связано с монастырем, от которого на сегодняшний день осталась только Мазаракиевская церковь на берегу некогда достаточно полноводной, а сегодня изрядно обмелевшей реки Бык.
В 1811 году во время очередной русско-турецкой войны войска под командованием Михаила Кутузова разбили турок в битве под Рущуком. Он же руководил мирными переговорами, однако из-за того, что Россия готовилась к войне с Наполеоном, они проходили в ускоренном порядке.
В связи с этим Петербург пошел на некоторые уступки Стамбулу: освобожденное от османского ига Молдавское княжество было разделено, и его западная часть вместе со столицей в Яссах осталась за турками. А столицей Бессарабской губернии, вошедшей в состав России, стал Кишинев, впоследствии сохранивший этот статус и в период Молдавской Советской Социалистической Республики (МССР), и во времена независимой Молдовы.
В 1812 году здесь проживало около семи тысяч человек. Статус города Кишинев получил в 1818 году, но все же оставался в то время глубокой провинцией. Возможно, именно поэтому он был выбран местом для ссылки Александра Сергеевича Пушкина. И тут нельзя не отметить, что красивейший южный край с многонациональным населением стал богатейшим источником вдохновения для великого русского поэта.
Пушкин, живя здесь в период 1820–1823 годов, который считается одним из плодотворнейших в его творческой биографии, создал свои известные произведения «Цыганы» и «Кавказский пленник», а также задумал и начал писать знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин».
В течение XIX века Кишинев рос и развивался. Всего за 80 лет его пребывания в составе России его население увеличилось почти в 20 раз и в 1894 году составило 128 тысяч человек. В начале ХХ века это был уже современный крупный город со всеми сопутствующими атрибутами: железной дорогой с вокзалом, трамвайными линиями, театрами и другими культурными заведениями.
Однако революция, провозглашение Молдавской Демократической Республики и оккупация этих земель Румынией снова превратили Бессарабию в глухую провинцию на положении колонии, из которой все ресурсы вывозились в метрополию.
Это крайне отрицательно сказалось на демографии Кишинева: в 1918–1940 годах его население вообще не росло. Казалось, что в 1940 году, с вхождением МССР в состав Советского Союза, начнется наконец возрождение города, но Вторая мировая война внесла свои коррективы.
За период нацистской оккупации население столицы сократилось до 25 тысяч жителей.
Восстановление Кишинева началось с 1944 года, когда в результате Ясско-Кишиневской операции республика была освобождена от немецких и румынских войск.
После окончания Великой Отечественной местные жители сосредоточили свои усилия на ликвидации тяжелых последствий войны. Строительство в городе, в котором оставалось только пять неразрушенных зданий, вели рабочие со всего Советского Союза. Из Москвы, Ленинграда, Свердловска, Харькова и других городов Кишинев получал металл, цемент, станки, аппараты, электроприборы и электрооборудование, стекло и прочие материалы.
Ударной стройкой стало возведение Кишиневской теплоэлектростанции, которая была введена в строй досрочно, а в последующие годы значительно расширена. Всего в столице после войны ввели в эксплуатацию 85 крупных фабрик и заводов. Позднее в городе построили высокотехнологичные предприятия, которые выпускали гидронасосы, контрольно-измерительные приборы, интегральные микросхемы и инфракрасную оптику.
Также в Кишиневе развивалась культурная жизнь: были возведены Театр оперы и балета, здание цирка по одному из наиболее оригинальных во всем Советском Союзе проектов, открыт Органный зал. Кроме этого, было создано множество кинотеатров, библиотек и домов культуры, открывались книжные издательства, а в центре города построили Дом прессы.
Бригада архитекторов во главе с академиком Алексеем Щусевым еще в конце 1940-х годов приступила к созданию единого плана реконструкции Кишинева и формированию его архитектурного облика.
В послевоенное время очень острой была жилищная проблема, но помощь государства и трудовые усилия горожан позволили расширить жилой фонд столицы и построить несколько жилых микрорайонов, что значительно увеличило площадь города и количество его жителей. За советский период, согласно переписи 1989 года, население столицы Молдовы увеличилось в 27 раз — до 740 тысяч человек. Принимая во внимание эту динамику, в Кишиневе в то время даже начали обсуждать планы строительства метро для решения транспортной проблемы.
Кишинев считается одним из самых зеленых городов Европы. Во времена СССР здесь было обустроено множество скверов и парков, в которых сегодня произрастает более 50 видов деревьев, кустарников и лиан. А в местном Дендрарии количество различных видов растений исчисляется сотнями.
К сожалению, многие планы по развитию молдавской столицы пришлось отменить после провозглашения независимости. Полученная «свобода» в реальности обернулась нищетой и деградацией.
Успешные некогда предприятия начали закрываться и трансформироваться в торговые центры и складские комплексы. Сегодня производственная база Кишинева представляет собой жалкое зрелище. Проевропейский путь развития, продвигаемый властями, не сочетается с развитием собственного производства, а нуждается только в площадях для реализации импорта.
Единственным исключением, причем весьма характерным, является предприятие «Салют» — филиал российской корпорации, — которое продолжает демонстрировать преимущества не только производственной деятельности в принципе, но и сотрудничества и кооперации между Молдовой и Россией.
И все же есть основания верить, что смена власти и внешнеполитического курса приведет к истинной независимости Молдовы, а следовательно, к возрождению Кишинева как промышленного центра и его дальнейшему развитию и процветанию.