Война с собственными героями: на Украине уничтожают память о символе борьбы с нацизмом
Святослав Князев
В Киеве снесли мемориальную доску Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева. Украинских националистов не остановило ни то, что героически погибший генерал имел самое непосредственное отношение к Украине, ни то, что память о нем чтят даже в Европе. Киевский режим все более убедительно демонстрирует, что для него нет ничего святого, а его государственная идеология — это неонацизм. Значит, и отношение к нему должно быть такое же, как к Третьему рейху в 1945 году.
В столице Украины снесли мемориальную доску, установленную в память о Герое Советского Союза Дмитрии Карбышеве. Фотографии ее сноса попали в Интернет и вызвали возмущение у пользователей глобальной сети. Впрочем, официальную борьбу с героически погибшим генералом украинские власти начали значительно раньше.
Еще 14 мая 2022 года Киевский городской совет принял решение о сносе памятника и четырех мемориальных досок, установленных в честь Карбышева.
Вандалов не смутил тот факт, что жизнь генерала была связана с Украиной самым непосредственным образом, а, значит, ненависти местных депутатов Герой СССР «удостоился» за свой патриотизм и категорическое неприятие нацизма.
Дмитрий Карбышев родился 26 октября 1880 года в Омске в семье военного чиновника, происходившего из казацкого дворянского рода. Когда ему было всего 12 лет, его отец скончался. В начале 1890-х умер от туберкулеза во время профилактического заключения и его старший брат, исключенный из университета за участие в студенческом революционном движении. Из-за «неблагонадежности» семьи Дмитрий не смог поступить на бюджет в Сибирский кадетский корпус. Два года он числился «приходящим по плате» и только благодаря отличной учебе стал полноправным кадетом.
Окончив кадетский корпус, Карбышев поступил в Николаевское инженерное училище. Начав офицерскую службу на Дальнем Востоке в рядах 1-го Восточно-Сибирского саперного батальона, он принял участие в Русско-японской войне и был награжден за героические действия пятью боевыми орденами и тремя медалями.
В 1906 году из-за обвинений в «революционной агитации» среди солдат Карбышев после офицерского суда чести уволился с военной службы, но уже через год вернулся в строй, а затем поступил в Николаевскую военно-инженерную академию в Санкт-Петербурге, которую окончил с отличием. В дальнейшем он служил на южных и западных границах империи, строил Брестскую крепость.
В 1914–1917 годах Карбышев сражался на фронтах Первой мировой войны: участвовал в штурме Перемышля и в Брусиловском прорыве, дослужился до подполковника. В конце 1917 года он вступил в Красную гвардию, а в марте 1918-го — в Красную Армию. В 1920 году Карбышев руководил строительством укреплений на Каховском плацдарме и инженерным обеспечением штурма Чонгара и Перекопа. В начале 1920-х он служил на руководящих должностях (включая должность начальника инженеров) Украинского военного округа (УВО).
Ирония судьбы заключается в том, что из состава УВО в дальнейшем был выделен Киевский военный округ, на базе которого в 1991 году возник Главный штаб Вооруженных сил Украины (ВСУ).
В дальнейшем Карбышев был председателем Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА, преподавал в высших военных учебных заведениях, проектировал укрепления на западных границах СССР. В 1930-е годы он уже считался одним из крупнейших в мире специалистов в военно-инженерном деле. В 1940-м ему было присвоено звание генерал-лейтенанта.
В июне 1941 года Карбышев инспектировал возведение фортификационных сооружений в Западном особом военном округе. Там его и застала война. В августе он получил тяжелую контузию при попытке пробиться из окружения и в бессознательном состоянии попал в плен.
Нацисты посчитали захват столь прославленного военного специалиста большой удачей и стали склонять его к сотрудничеству.
По некоторым данным, именно его, а не Андрея Власова, гитлеровское командование видело руководителем коллаборационистской Русской освободительной армии (РОА). Но никакие «золотые горы» от нацистов Карбышева не соблазнили, и предавать Родину он категорически отказался.
«Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за шестьдесят лет, оказался фанатически преданным идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела», — писали о нем нацисты в своих документах.
В итоге генерала отправили на каторжные работы «без скидок на звание и возраст». Но и там Карбышев не сломался, а влился в ряды членов сопротивления. В конце концов он был переведен в концлагерь Маутхаузен и оказался в числе узников, которых нацисты 18 февраля 1945 года выгнали на мороз и начали обливать ледяной водой. Очевидцы утверждали, что незадолго до смерти генерал сказал другим узникам: «Бодрее, товарищи, думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас».
В послевоенное время подвиг Карбышева стал широко известен, причем чтят его и в Европе. Так, посвященные ему памятник и мемориальная доска были установлены на территории бывшего концлагеря Маутхаузен в Австрии. Память о генерале увековечена даже за пределами Земли — его имя носит одна из малых планет в Солнечной системе.
Учитывая тот факт, что Карбышев считается одним из символов непримиримой борьбы с нацизмом, действия киевского режима, направленные на надругательство над его памятью, выглядят по меньшей мере странно. Герой Великой Отечественной, согласно законодательству самой Украины, не должен подпадать под действие законодательства о «декоммунизации».
Поэтому у войны, посмертно объявленной ему сегодня украинскими властями, есть только одно возможное объяснение: официальный Киев считает своими кровными врагами всех борцов с нацизмом.
Снос мемориальной доски Карбышеву логически дополняет браслет со свастикой на запястье главкома ВСУ Валерия Залужного и «мертвые головы» СС на форме украинских военных, сопровождающих Владимира Зеленского. И это все, в свою очередь, вписывается в саму философию современного конфликта — сторонникам «украинства», как и их идеологическим предкам из Третьего рейха, нужно «жизненное пространство», а не люди, и никакой морали в их действиях нет.
Именно поэтому происходят варварские обстрелы Донецка и Херсона. И остановить адептов киевского режима сегодня можно только так, как наши предки в 1945 году остановили нацистов. А память о Карбышеве должна стать одним из символов этой борьбы.