«Кина не будет!»: молдавский кинематограф пребывает на пороге исчезновения
Максим Камеррер
Созданная в 1952 году киностудия «Молдова-фильм» долгое время была одной из самых успешных республиканских киностудий в Советском Союзе. Многие из снятых на ней кинолент любимы зрителями и по сей день. Несмотря на такое богатое прошлое, сегодня молдавская киноиндустрия пребывает в глубоком кризисе и находится буквально на грани выживания, а талантливые режиссеры и актеры вынуждены работать за границей, в том числе и в России.
Практически в каждом советском кинотеатре в свое время можно было наткнуться взглядом на хорошо известную цитату Ленина, гласившую: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». И это было действительно так — советский кинематограф являлся мощным инструментом не только идеологического, но и духовно-нравственного воспитания людей, продвигая в народ культуру, классические произведения и настоящие ценности наиболее популярным и увлекательным способом. Поэтому 1 октября 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» 27 августа был даже установлен специальный праздник — День кино.
Советская киноиндустрия занималась развитием кинематографа и в союзных республиках, в каждой из которых была своя киностудия. Нельзя не отметить, что очень часто фильмы, снятые на периферии, становились, говоря современным языком, хитами и в союзном масштабе.
Одной из таких успешных республиканских киностудий стала студия «Молдова-фильм», созданная в Кишиневе в 1952 году. На ней в общей сложности было снято свыше 150 художественных и 800 документальных кинолент.
Их производство осуществлялось при значительной поддержке российских кинематографистов. Это был абсолютно естественный процесс помощи со стороны исторического партнера Молдовы. Русский язык и русская культура всегда являлись частью молдавского общества, и поэтому естественно, что молдаване всегда любили российское кино и литературу, а россияне любят молдавских деятелей кино.
Площадка киностудии «Молдова-фильм» стала стартовой для многих киноактеров, ставших впоследствии звездами первой величины. Среди них Михаил Боярский («Мосты», 1974 год), Татьяна Васильева («Марк Твен против», 1975 год), режиссеры Вадим Дербенев и Петр Тодоровский (как оператор). Кино позволяло молдавским актерам сделать карьеру в масштабе всего СССР, что демонстрировало уважительное отношение к культуре этой республики. Многие молдавские актеры и сейчас работают в России: Светлана Тома (сериалы «Бедная Настя», «Люба, дети и завод»), Ирина Лачина («Экипаж», «Воронины»), Александр Олешко («Папины дочки»).
Одним из наиболее любимых российскими зрителями молдавских киноактеров в советское время стал Михай Волонтир. Наиболее широкую известность ему принесло участие в сериалах «Цыган» и «Возвращение Будулая», в которых он сыграл главную роль — цыгана Будулая, скитающегося по свету в поисках свободы и счастья.
Кроме этого, он снялся в одной из главных ролей в цикле фильмов о советских десантниках. К сожалению, в 1990-е годы Волонтир оказался среди молдавских националистов, призывавших к насильственному избавлению от русского населения Приднестровья и присоединению к Румынии. Однако позже он был отвергнут своими единомышленниками, оказался без денег, а старость встретил в бедности. Волонтир, страдавший диабетом, получал медицинскую помощь только благодаря России. В своих последних интервью артист сожалел о том, что Россия стала заграницей и он оказался никому не нужен.
Говоря о молдавском кино, нельзя пройти мимо самого известного молдавского режиссера Эмиля Лотяну, который получил всесоюзное признание и славу благодаря своим фильмам «Лэутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова».
Притом если фильм «Лэутары» снят на сугубо молдавскую тему, то «Табор уходит в небо» базируется на рассказе Горького «Макар Чудра», основой фильма «Мой ласковый и нежный зверь» стала пьеса Чехова «Драма на охоте», а фильм «Анна Павлова» посвящен великой русской балерине. Это еще раз подчеркивает единство молдавской и русской культур, в равной степени служивших источником вдохновения для молдавских кинематографистов.
Также нельзя не вспомнить уроженца Кишинева Андрея Тутышкина — исполнителя одной из главных ролей в знаменитом советском фильме «Волга-Волга», впоследствии ставшего режиссером и снявшего не менее знаменитую комедию «Свадьба в Малиновке».
Выходцы из Молдовы есть и среди современных ведущих российских кинорежиссеров. В их числе Николай Лебедев, лауреат двух Госпремий России, режиссер популярных фильмов «Звезда» — о Великой Отечественной войне, «Легенда №17» — о восхождении к славе советского хоккеиста Валерия Харламова, «Экипаж» — фильм об авиакатастрофе.
Молдавские сюжеты часто присутствуют и в современных российских кинолентах. Один из самых известных примеров — комедия «Заяц над бездной», повествующая о том, как Леонид Брежнев (его роль исполняет Богдан Ступка) приезжает в Молдову и неожиданно становится сватом жениха. Первого секретаря ЦК Компартии Молдовы Семена Гроссу в этом фильме сыграл Юрий Стоянов.
К сожалению, в независимой Молдове кинематографическую отрасль постигла та же печальная участь, что и промышленность, которая была практически полностью уничтожена.
За 30 лет в Республике Молдова сняты от силы два-три фильма, которые сегодня никто в стране не сможет назвать. Киностудия «Молдова-фильм» превратилась в одно огромное складское помещение, которое арендуется различными коммерсантами. Время, когда молдавское кино несло людям культуру, ушло в прошлое.
Следом за производством кино в упадок пришла и система кинопроката. Сегодня в Кишиневе осталось только два кинотеатра, репертуар которых составляют западное кино и мультфильмы. Упадку в значительной степени способствовала политика проевропейских властей, которые установили языковые барьеры для российских фильмов и дубляжа западной кинопродукции на русский язык. Эти меры были внедрены, несмотря на то, что современная Молдова — многонациональное государство, которое объединяет регионы с выраженным этнокультурным своеобразием.
Для того чтобы обеспечить прочный гражданский мир и устойчивое социально-экономическое развитие, Молдове необходимы инклюзивная политика в сфере культуры и языка, уважительное отношение ко всем без исключения периодам истории страны.
Только так можно будет гарантировать гражданское согласие, гармоничное развитие общества и как следствие — развитие культуры в том числе и в форме кинопроизводства.
Очевидно, что для этого следует учитывать мнение населения всех регионов Молдовы и в первую очередь идти по пути мирного диалога с Приднестровьем и Гагаузской автономией. Однако шаги, предпринимаемые нынешней властью Молдовы, направлены в прямо противоположенную сторону.
22 июня 2022 года в Молдове вступил в силу Закон о защите информационного пространства. В стране запрещена ретрансляция новостей российских телеканалов, информационно-аналитических программ и фильмов военного содержания. Более того, сейчас в правительстве Молдовы обсуждается принятие аналогичного закона в отношении интернет-ресурсов и социальных сетей.
При этом никого не смущает, что, запрещая ретрансляцию российских телепрограмм, правительство Молдовы нарушает пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Молдовы, которым устанавливается, что «государство признает и охраняет право на сохранение, развитие и функционирование русского языка».
Русский язык и русская культура, являющиеся неотъемлемой частью молдавского общества, в последние годы с подачи Майи Санду находятся под давлением. Все в Молдове понимают, что выдавливание русского языка из различных сфер общественной жизни существенно осложнит гражданам доступ к российскому рынку, совместному бизнесу, может привести к общественной напряженности и, в конечном счете, к повторению ошибок националистических политиков Украины.
Заложниками подобной политики руководства являются страна, ее население, экономика и культура, в том числе и молдавский кинематограф, который еще 30 лет назад прославлял Советскую Молдавию наравне с винами, фруктами и овощами, а сегодня не подает даже признаков жизни.