«Добро пожаловать в семью»: кинематограф объединяет Беларусь и Россию
Святослав Князев
27 августа в СССР отмечали День советского кино. И хотя с 1994 года профессиональный праздник белорусских кинематографистов был перенесен на другую дату — 17 декабря, многие из них по привычке или из солидарности с российскими коллегами по-прежнему отмечают его в августе. Сегодня этот праздник — хороший повод вспомнить о совместных достижениях и подумать над перспективами, которые открывает перед белорусскими мастерами кинематографа интеграция с Россией.
История белорусского кино уходит корнями в события более чем столетней давности. В 1900 году предприниматель Рихард Штремер открыл первый кинотеатр в Минске. А восемь лет спустя он начал снимать небольшие хроникально-документальные фильмы, например, «Экскаватор — адская машина за Брестским вокзалом» и «Пожар в городе Минске на Полицейской улице». Кинооператоры из Беларуси участвовали в съемках фильма «200-летие Царского Села», а также запечатлели полеты знаменитого авиатора Сергея Уточкина и различные чрезвычайные происшествия начала ХХ века.
В 1918 году российские кинематографисты сняли на территории Беларуси кинохронику «Мирные переговоры в Брест-Литовске» и записали на кинопленку различные события, связанные с Гражданской войной.
27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Фактически это распоряжение распространялось на все советские территории. Уже в 1920 году под Витебском проходили киносъемки работ на железной дороге в рамках «Недели трудового фронта».
В начале 1920-х годов были созданы организации «Кино республики Белоруссии» и «Белорусское пролеткино», однако они не могли нормально функционировать из-за отсутствия материальной базы и вскоре закрылись.
17 декабря 1924 года согласно постановлению Совнаркома БССР «Об урегулировании кинодела БССР» было создано Управление по делам кино при Народном комиссариате просвещения БССР — «Белгоскино». К этой дате в 1994 году и привязали профессиональный праздник белорусских кинематографистов.
Дела в белорусском кино пошли лучше. В 1925 году минские кинематографисты сняли несколько праздничных хроник и научно-популярных фильмов, а еще год спустя — первую в истории республики игровую художественную картину «Лесная быль» о борьбе с иностранными захватчиками. В 1927 году «Белгоскино» начало снимать политические мульфильмы. Вскоре кинематографическая деятельность в республике приняла массовый характер. К началу Великой Отечественной войны в портфолио у минских кинематографистов было уже около 60 игровых картин.
В годы Великой Отечественной мастера кино из БССР привлекались к съемкам документальных военных картин — в частности, знаменитого «Разгрома немецких войск под Москвой». А после окончания войны, в 1946 году был создан «Беларусьфильм», ставший одной из лучших студий в СССР.
В Беларуси в 1950–1980-е годы снимают картины, которые моментально становятся культовыми и берут престижные кинематографические награды: «Часы остановились в полночь», «Альпийская баллада», «Вся королевская рать», «Дикая охота короля Стаха». Целые поколения юных граждан СССР выросли на «Приключениях Буратино», «Красной шапочке», «Питере Пэне», «Кортике» и «Бронзовой птице».
А сериал «Государственная граница» и военная драма «Иди и смотри» стали настоящими символами советского кино восьмидесятых. Белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище» вошла в список ЮНЕСКО из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне.
В то время как после развала СССР на постсоветском пространстве входило в моду издеваться над нашей историей, белорусские кинематографисты выгодно отличались от многих своих коллег.
В 2000 году в Беларуси был снят один из первых постсоветских фильмов, в котором сотрудники советских спецслужб времен Великой Отечественной войны показаны теми, кем они были на самом деле, — героями, а не «кровавыми вурдалаками, поедающими детей».
Вскоре после этого студия «Беларусьфильм» приняла участие в съемках серии кинокартин «Смерть шпионам», в которой исторически объективно (хотя и в популярной форме) была показана работа советских военных контрразведчиков на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
В 2007 году «Беларусьфильм» снял семь художественных и пять анимационных картин. Это позволило студии выйти из финансового кризиса и официально окончить год с прибылью.
Фильм «Брестская крепость» 2010 года стал одним из первых масштабных культурных проектов, реализованных в рамках деятельности Союзного государства России и Беларуси.
«Фильм сделан очень сильно», — прокомментировал картину президент Беларуси Александр Лукашенко.
В 2014 году белорусский кинематограф отмечал свое 90-летие. В связи с этим была выпущена юбилейная DVD-коллекция «Золотая дюжина Беларусьфильма», включившая в себя картины, без которых ни советское, ни «постсоветское» кино представить невозможно. Всего же за время существования киностудии на ее базе было снято около 500 художественных, 100 мультипликационных и несколько тысяч документальных кинолент.
Есть и совсем свежие истории успеха. Картина белорусского режиссера Владимира Зинкевича «Добро пожаловать в семью» вошла в ТОП-10 самых популярных фильмов и сериалов на российском стриминговом сервисе «Кинопоиск» и получила достаточно высокие оценки зрителей и критиков. Фильм снимался в Минске при участии звезд российского кино. В то же время многие выходцы из Беларуси сегодня успешно работают на московских киностудиях.
Сегодня одно из наиболее перспективных направлений в работе белорусских кинематографистов — это сотрудничество с Россией. В его пользу говорят и общие ценности, и общий язык, и, конечно, размеры российского кинорынка.
Роль кинематографа в жизни современного общества сложно переоценить. В свое время «Голливуд» стал не только одной из важнейших составляющих западной масскультуры, но и мощным инструментов влияния на сознание миллиардов людей по всему миру — причем, к сожалению, влияния не всегда конструктивного.
Для того чтобы «деструкция» не проникала в наше культурное пространство, в нем не должно быть «пустых мест». Поэтому качественное кино совместного производства российских и белорусских кинематографистов может быть залогом не только хорошего настроения зрителей, но и информационной безопасности наших народов.