Город без прошлого: на Украине готовят «ликвидацию» истории Одессы
Святослав Князев
Киевский режим готовится к полному культурному уничтожению одного из самых русских среди подконтрольных ему городов. Марионеточные «общественные организации» потребовали сноса памятников Александру Пушкину, Льву Толстому и Максиму Горькому в Одессе. Похоже, официальный Киев проверяет местных жителей на прочность и готовится унизить их, чтобы затем превратить в манкуртов.
Одесские «общественные организации» обратились к премьер-министру Денису Шмыгалю, руководителю Одесской областной военной администрации (ОВА) Максиму Марченко и министру культуры Александру Ткаченко с просьбой снести в Одессе памятники русским литераторам Александру Пушкину, Льву Толстому и Максиму Горькому. Свои подписи под обращением поставили НКО «Объединение добровольцев Одесчины», «Центр муниципальных инициатив» и «Зеленый лист».
Одна из организаций подписантов практически никому неизвестна, а две из них — марионеточные структуры киевского режима. «Зеленый лист» — это возникшее вскоре после «Евромайдана» «экологическое» объединение, которое, по информации СМИ, используется в конкурентных войнах одесских застройщиков.
Изначально оно было подконтрольно «Европейской солидарности» Петра Порошенко, однако в последнее время его спонсоры активно сотрудничают с Зе-командой.
Глава же так называемого «Объединения добровольцев Одесчины» Олег Семашко — активист местного отделения «Гражданского корпуса «Азов» (полк Азов — террористическая организация, запрещена в РФ, — прим. RuBaltic.Ru), созданного при одноименном спецподразделении.
Минкульт Украины на днях обнародовал «ТОП-10» известных исторических и культурных деятелей, с которыми киевский режим намеревается бороться активнее всего, и Пушкин с Горьким в их числе. С учетом этого факта, а также близости подписантов одесского «обращения» к официальному Киеву, несложно догадаться, что заказчиком данной «инициативы» была украинская власть.
Органы местного самоуправления Одессы, опасаясь негативной реакции населения, достаточно долго саботировали войну с «неугодными» культурными деятелями, но теперь, на фоне специальной военной операции России, киевский режим явно намеревается Одессу «прогнуть».
За сносом памятников, вне всякого сомнения, последуют переименование топонимов, окончательное изъятие из магазинов и библиотек книг, запрет «неугодных» спектаклей.
Проблема только в том, что если из Одессы изгонят память о Пушкине и других деятелях «неукраинской литературы», то от города, кроме названия, не останется ничего.
Дело здесь даже не в том, что Пушкин жил в Одессе и работал в этот период над «Евгением Онегиным», «Бахчисарайским фонтаном», «Цыганами» и многими лирическими стихотворениями. Просто Одесса — это город, который в историко-культурном плане к Украине-Малороссии никогда никакого отношения не имел.
В наши дни, чтобы хоть как-то «привязать» Одессу к «славному украинскому прошлому», в сети Интернет пытаются распространять фейк о якобы существовавшем на ее месте и относившемся к Великому княжеству Литовскому городе-порте Коцюбеев. Ученые давно разоблачили эту фальшивку, которая была состряпана со ссылкой на несуществующие исторические тексты. Упоминаний о Коцюбееве нет ни в одном из польско-литовских реестров населенных пунктов.
На месте нынешней Одессы в эпоху позднего Средневековья существовало только небольшое татарское поселение, захиревшее задолго до реального основания города. Тем не менее украинские государственные учреждения, такие как Институт национальной памяти, продолжают эту фальшивку распространять.
Впрочем, в более близкие к нам периоды с «украинским вкладом» в историю Одессы дела обстоят не лучше.
В 1765 году турки построили на берегах современного Одесского залива крепость Ени-Дунья (Хаджибей), которую всего 24 года спустя взял штурмом отряд испанского дворянина на русской службе графа Хосе де Рибаса, входивший в состав войск под командованием Александра Суворова.
Великий российский военачальник предложил возвести на этом месте новые укрепления, а императрица Екатерина II своим рескриптом от 7 июня 1794 года основала новый город. При этом де Рибас убедил Екатерину II в том, что Одесский залив идеально подходит для строительства главного порта Северо-Западного Причерноморья. С 1795 года бывший Хаджибей в документах именовался Одессой.
Де Рибас начал строительство Одессы, но развить его не успел. В 1796 году Екатерина II умерла, и вскоре император Павел I отозвал его в Санкт-Петербург.
Превратил Одессу в полноценный город уже французский аристократ, находившийся на российской службе: Арман Эммануэль дю Плесси Ришильё — прапраправнучатый племянник кардинала, хорошо известного всем по романам Александра Дюма.
При нем в городе появились два порта, финансовые учреждения, городские здания. Объем торговых сделок вырос примерно в 12 раз, а население — с 8 до 35 тысяч человек. Кроме того, в городе при Ришильё появились школы, лицей и театр.
Когда Одессу возглавил граф Александр Ланжерон, она получила статус порто-франко и стала складочным местом (как сегодня сказали бы, хабом) для товаров, распространявшихся по всей России и переправляемых транзитом за рубеж.
В 1823 году граф Михаил Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссии. Он разместил в Одессе свою резиденцию и сделал город одним из передовых в Европе. Одесса при нем превратилась в крупный культурный, научный и просветительский центр.
В 1897 году здесь уже жило более 400 тысяч человек. Одесса стала одним из крупнейших и наиболее развитых городов Российской империи. В ней преобладало русское и еврейское население.
Согласно материалам переписи, в 1897 году на великоросских диалектах в городе общались 49,1% горожан, на идише — 30,8%, на малороссийских говорах — 9,4%. По словам историков, лица, общающиеся на малороссийском диалекте, встречались преимущественно среди приехавших на заработки людей.
В январе 1918 года город стал центром Одесской Советской Республики, территория которой в дальнейшем была захвачена немецкими и австро-венгерскими войсками. В годы Гражданской войны здесь несколько раз менялись флаги. В 1920 году советская власть в городе была установлена окончательно. После некоторых дискуссий в руководстве большевиков лидеры ВКП(б) приняли решение присоединить к УССР бывшую Одесскую и Донецко-Криворожскую республики, чтобы добавить украинскому крестьянству «пролетарскую косточку».
В годы Великой Отечественной войны Одесса прославилась героической обороной, продолжавшейся 73 дня. После освобождения в 1944 году от румынских и немецких оккупантов город был быстро восстановлен. В послевоенный период население Одессы превысило миллион человек. Она стала крупным индустриальным центром и самым большим портом на Черном море.
В Одессе родились Исаак Бабель и Анна Ахматова, Илья Ильф и Леонид Утесов, Валентин Катаев и Давид Ойстрах. Никого из этих великих людей деятелем «украинской культуры» назвать нельзя.
Поэтому если в Одессе начнут стирать русское и советское культурные наследия, то на их месте останется лишь пустота. Одесса потеряет саму себя.
Допустить этого нельзя, поэтому город однозначно должен быть освобожден от оккупантов, пытающихся замазать непередаваемый шарм Южной Пальмиры архаично-хуторским «нацизмом по-галицийски».