Медовый спас — всему час: в России и Беларуси отмечают общий православный праздник
Михаил Рыбкин
В настоящее время как никогда остро и актуально звучат вопросы: как сохранить единство восточнославянских народов, не допустить возникновения вражды и раздоров, часто умело направляемых и поддерживаемых извне. Для укрепления исторических связей братских государств России и Беларуси необходимым становится обращение к фундаментальным ценностям, заложившим основы их национального самосознания. Такой неотъемлемой частью общего культурно-цивилизационного кода является православная вера. В этой связи все больше возрастает значение отмечания календарных церковных праздников, одним из которых является Медовый Спас.
История православия на белорусских землях насчитывает более тысячи лет: так, имеются сведения о распространении христианства в этих землях в X веке, первые каменные церкви были воздвигнуты на рубеже Х–XI веков, а первая епископская кафедра была учреждена в Турове в 1005 году.
После завоевания западнорусских княжеств Великим Княжеством Литовским начались притеснения православного населения белорусских земель. Литовские князья пытались насаждать католицизм, а за отказ ограничивали в правах и вмешивались в церковную жизнь.
Белорусы активно сопротивлялись, не приняли Флорентийскую унию, из-за чего на православную веру начались гонения. В результате на территории Беларуси уцелело всего 130 православных приходов. Борьба за свою веру продолжалась вплоть до присоединения белорусских земель к России в 1772 году. В 2022 году отмечается 250-летие этого события.
Похожая ситуация наблюдается сейчас на Украине: вмешательство власти в жизнь Церкви и искусственное насаждение чуждых ценностей привели к церковному расколу и усилили вражду между украинцами.
За последние полвека православие на белорусской земле переживает свой ренессанс. В 1978 году в республике имелась только одна православная епархия — Минская и Белорусская, к настоящему времени действует 15 епархий, многократно возросло количество приходов и монашеских обителей, возрождена система духовного образования.
Сегодня и в России, и в Беларуси в культурной политике акцентируется внимание на традиционных духовно-нравственных ценностях: уважении к предкам, своей истории, семье, внимание к православной культуре. О важности традиционных ценностей неоднократно говорили лидеры наших стран.
Так, 9 мая на Параде Победы Владимир Путин сказал, что «мы никогда не откажемся от любви к Родине, от веры и традиционных ценностей», а «на Западе эти тысячелетние ценности, судя по всему, решили отменить».
Александр Лукашенко 5 июня этого года, поздравляя соотечественников с 1030-летием основания Полоцкой епархии, заявил, что «Православная Церковь и ее святые подвижники оставили нам примеры духовных подвигов во имя веры, мира и сохранения христианских ценностей. Это наследие и сегодня является нравственным ориентиром для верующих, фундаментальной частью нашей исторической памяти, объединяет белорусов с братскими славянскими народами».
Примером нашего единства, проявляющегося не только на церковном, но и на глубинном уровне народных традиций, обычаев, общекультурных понятий, является отмечание календарных церковных праздников. Один из них, одинаково близкий и русскому, и белорусскому народам, празднуется 14 августа. Этот день в народе именуется Медовым или Первым Спасом, с него начинаются две недели Успенского поста.
Медовый ли Спас?
Это название устоялось в народной традиции, однако с церковной точки зрения оно является неуместным. Славянское слово «Спас» означает Спаситель, это одно из богословских имен Иисуса Христа. Прикрепление к нему народно-хозяйственного определения «медовый» не отражает духовного смысла празднуемых событий. А таких в этот день сразу несколько.
Первое праздничное воспоминание — Изнесение Животворящего Креста Господня. Жаркий август в столице византийской империи был временем частых эпидемий. В IX веке в начале этого летнего месяца начали торжественно выносить («износить») часть Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии для освящения мест и отвращения болезней. Крестный ход сопровождался освящением воды; такая традиция сохранилась и до сегодняшних дней.
Этот локальный константинопольский праздник стал отмечаться по всему православному Востоку, а на Русь пришел в XV веке.
В старину было принято проводить крестные ходы на реки и озера, освящать в них и в колодцах воду. В Беларуси старались не только умыться «чыстай вадзiцай», но и плеснуть ею на находившихся рядом людей. Отсюда второе народное название праздника — «Мокрый Спас». Освящение воды при этом стало совершаться и в память о крещении Руси, которое, по преданию, началось именно в этот день. Однако с 2008 года по постановлению Архиерейского собора РПЦ крещение Руси отмечается
в день памяти князя Владимира Святого (28 июля).
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице
Второе церковное событие, которое отмечается в этот день, собственно, и дало народное название дню — празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. В его основе — память о чудесных знамениях от икон Спасителя, Богородицы и Святого Креста, сопровождавшие удачные походы князя Андрея Боголюбского в 1164 году на волжских булгар, теснивших жителей Ростовской и Суздальской земли, и византийского императора Мануила (1143–1180) на сарацин. Перед сражением князь Андрей молился перед иконой Божьей Матери, получившей впоследствии название Владимирской.
Кто такие Маккавеи
В этот же день церковь вспоминает событие ветхозаветной истории — мученичество священника Елеазара, его юных учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали от сирийского монарха Антиоха IV Епифана (175–164 до н. э.) за отказ поклониться языческим идолам.
На Руси воспринимали эту библейскую историю с большим сочувствием. Казнь 90-летнего старца Елеазара, гибель детей на глазах у матери, смерть матери над телами убитых сыновей не могли оставить людей равнодушными, а пример мучеников укреплял верующих людей на верность вере отцов.
С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить для освящения мак, что вызвано созвучием названия этого растения с именем мучеников, а также еще одно народное название праздника — Маковей или Макотрус.
Зачем освящать мёд?
Как видим, праздник объединил сразу несколько разнородных исторических основ, которые были восприняты народным сознанием. В первую очередь такое восприятие облегчил сельскохозяйственный аспект — традиция освящать мед нового сбора. Считалось, что с этого дня пчелы перестают носить «медовую взятку», соты в ульях наполняются до отказа, и приходит время сбора меда. Первые соты тоже несли в церковь, не только для освящения, но и «на помин родителей».
Традиция освящения начатков урожая дала народные названия и Второму Спасу, празднику Преображения Господня, (6/19 августа) — «Яблочный» Спас, и Третьему Спасу — «Ореховый» или «Хлебный» Спас (16/29 августа).
Такое приношение плодов для освящения в храм было для наших предков глубоко символичным действием, выражением благодарности Богу за урожай.
Освященный мед переставал быть простым лакомством, он становился зримым воплощением божественной милости и благодати.
Народные обычаи Первого Спаса
Время от первого до третьего Спаса называлось у белорусов «Спасаўкай ласаўкай», так как каждый «пчаляр» должен был угостить свежим медом детей, соседей, знакомых, а еще лучше — незнакомого человека. Хозяйки пекли блины, которые ели с медом. Не зря в народе говорили: «На первый Спас и нищий медку покушает».
В устном народном творчестве и русских, и белорусов вообще достаточно много пословиц, поговорок, примет, связанных с Первым Спасом: «С первого Спаса отцветают розы, падают хорошие росы», «На мокрый Спас лошадей купают, а пчелы перестают носить медовую взятку», «После Медового Спаса лето навстречу осени вприпрыжку бежит», «Першы Спас — провады лета», «Ад Першага Спаса халодныя росы», «Спас — усяму час», «Прыйшоў Спас, каб не было клапоў у вас!». В Беларуси в этот день девушки обсыпали парней маком, чтобы быстрее выйти замуж.
Конечно же, эти народные обычаи, суеверия, привязанные к циклу сельскохозяйственных работ, в современном урбанизированном мире во многом стали частью прошлого. Однако вечные христианские смыслы этого праздника устареть не могут.
Для верующих людей в этот день важно не только освятить мед, но и посетить праздничное богослужение, принять участие в таинствах исповеди и причастия, помолиться Богу о себе и своих близких. С 14 августа начинается Успенский пост, посвященный Пресвятой Богородице, который продлится две недели до праздника Успения Божьей Матери. Это строгий пост, время особенного молитвенного подвига верующих.