Рига — русский город: какой правды о столице Латвии боятся националисты
Святослав Князев
Сегодня исполняется 312 лет с того дня, как 23 июля 1710 года жители Риги и лифляндские дворяне присягнули на верность русскому царю Петру I. Более чем на два столетия Рига стала российским городом. Латышские националисты не любят вспоминать об этом, но именно Российская империя принесла нынешней столице Латвии процветание, сделав ее крупнейшим индустриальным и торговым центром Прибалтики. В Риге развивались наука и образование. Никто не препятствовал становлению латышской национальной культуры. Во многом благодаря покровительству России сложился современный латышский этнос.
Рига и германская оккупация
Первые крупные поселения на территории современной Риги, обнаруженные археологами, относятся еще к I тысячелетию до нашей эры. В этом районе представители балтских народностей куршей и земгалов уживались с финноязычными ливами.
В XII веке несколько местных поселений слились в одно большое.
Значительная часть территории современной Латвии в то время относилась к Полоцкому княжеству, но русские князья в повседневную жизнь местного населения не вмешивались.
Спокойно развиваться предкам латышей не дали «друзья с Запада».
В конце XII века в районе современной Риги появились католические миссионеры. Когда ливы не пожелали принимать крещение, представители Папы римского натравили на местное население крестоносцев. Те, в свою очередь, предали район современной Риги полному разорению.
В 1199 году епископом ливонским стал Альберт Буксгевден. Дела у него пошли лучше, так как вскоре после его назначения в устье Даугавы вошло войско крестоносцев сразу на 23 кораблях. Считается, что именно Альберт, «принудив ливов к миру», получил от них земли, на которых в 1201 году был возведен Рижский замок.
Полоцкое княжество попыталось остановить экспансию крестоносцев, но на Руси в это время царила раздробленность, поэтому сил на противостояние германским рыцарям и католической церкви русским князьям не хватило. Базировавшиеся в Риге крестоносцы начали активно захватывать земли современной Прибалтики. В 1274 году Рига официально перешла под контроль Ливонского ордена.
Германцы ограничивали местное население в правах.
Согласно источникам, латыши даже не имели права селиться в пределах крепостных стен Риги и других окрестных городов. Те, кто посещал крепости по делам, обязаны были покидать их после захода солнца.
В конце XIII века Ливонский орден попытался отобрать у рижских бюргеров прибыли от торговли и ограничить в правах рижского епископа. Горожане, устав от притеснений со стороны рыцарей, восстали. Началась война, в которой Рига заручилась поддержкой Пскова, Литвы и Дании. Боевые действия продолжались более 30 лет, но завершились победой Ливонского ордена.
В середине XV века орден ослаб. Из-за этого была образована Ливонская конфедерация, в состав которой, помимо самого ордена, были отдельно включены Рижское архиепископство, епископства Дерптское, а также ряд других духовных и политических объединений. После Русско-ливонской войны 1480–1481 годов епископство Дерптское стало данником Русского государства. В начале XVI века Ливония вступила в антимосковский союз с Литвой, но была снова разгромлена русскими войсками.
В 1554 году царь Иван IV потребовал, чтобы Дерпт выплатил Москве долги, накопившиеся за долгий период неуплаты дани. Однако Ливония возвращать долги отказалась и потребовала отменить выплаты дани как таковые. Кроме того, ливонцы, заключившие договор с Литвой, стали проводить откровенно антимосковскую политику, в частности, не пускали европейских купцов в русский порт на Нарве.
Все это привело к новой войне.
Ливонская война началась для Русского государства успешно. Однако после вступления в противоборство Речи Посполитой Москве, которая к этому времени понесла серьезные экономические убытки, от ливонских земель пришлось отказаться.
Сама Ливонская конфедерация прекратила свое существование и на несколько десятилетий превратилась в поле битвы между Речью Посполитой и Швецией.
По итогам этого противоборства Ливония с Ригой оказались под контролем Швеции, а Курляндия и Латгалия — Польши.
Земли Латвии лежали в руинах. Шведы не стали делать захваченные земли полноценной территорией своего государства и распространять на местное население соответствующие права. Шведская Ливония стала зависимой провинцией с не до конца определенным статусом. Местные феодалы германского происхождения использовали это для усиления крепостнического гнета. Права рижского самоуправления были ограничены центральными властями Швеции.
В 1680-е годы шведская корона решила пополнить казну за счет жителей заморских владений.
Под предлогом того, что у большинства местного населения не было документального подтверждения прав на свое недвижимое имущество, 5/6 ливонских земель были объявлены собственностью шведского государства.
Возмущение местных помещиков было расценено как оскорбление короны и привело к новым репрессиям и наступлениям на права ливонского дворянства.
Под властью России
В 1700 году началась Северная война, в которой приняли участие большинство государств Центральной, Восточной и Северной Европы. Одной из первых ее операций стала осада Риги, являвшейся одной из мощнейших крепостей Европы, саксонским курфюрстом и королем польским Августом II. Она продолжалась около полугода. Город сильно пострадал от бомбардировки, но не сдался. Осенью Август II снял с Риги осаду. Согласно некоторым источникам, он получил за это отступные от купцов, товары которых хранились на рижских складах.
В 1709 году в Северной войне произошел перелом. После грандиозной победы под Полтавой русский царь Петр I решил активизировать боевые действия в Прибалтике. Генерал-фельдмаршал Борис Шереметев получил указание взять Ригу. В начале ноября 1709 года город был блокирован русской армией.
Весной и летом 1710 года российские войска пресекли несколько попыток шведского флота прорвать блокаду. 15 июля гарнизон города капитулировал и открыл ворота перед русскими полками. 23 июля в Ригу торжественно въехал Шереметев, принявший у горожан и лифляндского дворянства присягу на верность Петру I.
Царь бывал в Риге практически ежегодно. Он велел заложить в городе новую гавань и разбить два больших парка. Согласно утверждениям некоторых историков, он даже хотел сделать Ригу «третьей столицей» России.
В 1721 году Швеция по Ништадскому договору официально признала Ригу с Лифляндией российской территорией наряду с другими занятыми русской армией прибалтийскими землями. Петр I повелел выплатить за них компенсацию в размере полутора миллионов рублей.
Под властью России началось стремительное развитие Риги и других территорий, входящих сегодня в состав Латвии.
В составе Российской империи они имели фактическую автономию.
Местным жителям гарантировали свободу вероисповедания. В делопроизводстве и судебной практике широко использовался немецкий язык. Сама Рига стала крупным центром транзитной торговли.
С конца XVIII века в Риге велись масштабные работы по возведению гидротехнических сооружений.
В 1803 году в Риге была открыта больница для бедных (ныне — Первая городская больница). Два года спустя в городе появилось первое женское учебное заведение на четыре класса — Агенскалнская школа для девочек.
В 1816 году в Риге был основан биржевой комитет и создано первое в России садоводство. Три года спустя в Лифляндии официально отменили крепостное право. В 1832 году в Риге начался выпуск первой еженедельной газеты на латышском языке Tas Latviešu Ļaužu draugs.
В 1852 году между Ригой и Болдераей начала работать самая длинная в Северной Европе телеграфная линия. В 1861 году между Ригой и Динабургом была построена железная дорога. Вскоре ее продлили, благодаря чему Рига смогла наладить прямое сообщение с Санкт-Петербургом и Варшавой.
В 1860-е годы в Риге были открыты Политехникум, городской театр и Александровская гимназия для мальчиков.
Все желающие могли свободно учить латышский язык. В 1873 году в Доме Рижского латышского общества прошел Первый латышский праздник пения.
Рига стала одним из крупнейших индустриальных центров Российской империи. В городе работали многие высокотехнологические предприятия — в частности, Русско-балтийский вагонный завод. Вступая в беспокойный ХХ век, Рига получила от России богатое экономическое и культурное приданное.
Все это — исторические факты, которых не хотят видеть и о которых не хотят говорить адепты националистической мифологии о «русских оккупантах», якобы веками занимавшихся угнетением латышей.