Зверства румын поражали даже немцев: какой была нацистская оккупация Молдовы
Максим Кемеррер
Прошел 81 год со ввода румынских войск в столицу Молдавской ССР Кишинев. События начального этапа Великой Отечественной войны сегодняшние руководители в Кишиневе и Бухаресте называют очередным воссоединением Румынии и Молдовы. На самом деле это была очередная оккупация Молдовы Румынией, следствием которой стали террор мирного населения и уничтожение румынскими оккупантами народов многонациональной Молдавской ССР.
Государство Румыния возникло во многом благодаря поддержке Англии и Франции, стремившихся создать у южных границ Российской империи своего вассала, который может быть использован против России. Румыния с самого начала своего существования стала выполнять именно эту задачу, заявляя территориальные претензии на Бессарабию.
Однако воевать с Россией она никогда не хотела и поэтому в тот период ограничивалась культурной и идеологической экспансией, заявляя о том, что на двух берегах Прута живет один народ.
При этом совершенно игнорировался тот факт, что население Бессарабии всегда было многонациональным при определенном доминировании молдован.
Кроме них, на севере и востоке этой территории компактно проживали малороссы, значительная часть юга Бессарабии была компактно заселена гагаузами и болгарами, а введение в Российской империи черты оседлости привело к тому, что в Бессарабию приехало большое количество евреев. Так, по результатам переписей конца XIX века евреи составляли до трети населения Кишинева, а многие уездные центры страны являлись просто крупными еврейскими местечками.
Стремление Румынии захватить Бессарабию осуществилось только в 1918 году, когда после Великой октябрьской социалистической революции была создана Молдавская народная республика. 7 декабря 1917 года под предлогом закупки продовольствия два полка румынской армии пересекли реку Прут, заняли Леово и несколько приграничных сел. Вскоре, 27 марта 1918 года, парламент, носивший название «Сфатул цэрий» (Совет страны), окруженный румынскими солдатами с пулеметами, проголосовал за «присоединение» Бессарабии к Румынии; в зале при голосовании также присутствовали представители румынского военного командования. После этого парламент был разогнан румынскими военными.
В результате Бессарабия оказалась под румынской оккупацией вплоть до 28 июня 1940 года; весь этот период территория между Днестром и Прутом оставалась фактически на положении колонии и являлась регионом Румынии с самым низким уровнем жизни.
За 22 года румынской оккупации Бессарабия вышла на первое место в Европе по смертности населения, ее покинуло свыше 500 тысяч человек, были расстреляны десятки тысяч местных жителей, выступавших против оккупации, около 200 тысяч умерли от голода.
Румынская оккупация закончилась в 1940 году, когда Бессарабию заняли советские войска. К этому времени в составе СССР уже 16 лет существовала Молдавская автономная республика (МАССР), созданная на землях Украинской ССР и Левобережной полосы Днестра (современное Приднестровье).
К сожалению, период после освобождения Бессарабии был коротким — менее чем через год, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война, в которой Румыния выступила союзником Гитлера, и 16 июля на территорию Бессарабии снова пришли румынские оккупационные войска.
Учитывая то, что в 1930-х годах ХХ века в Румынии были приняты нацистские антиеврейские законы, многочисленное еврейское население Бессарабии было обречено на уничтожение.
Маршал Ион Антонеску, фактический правитель Румынии, носивший титул «кондукэтор» — руководитель, отдал приказ о начале этнических чисток «неправильного» населения в Бессарабии, иными словами — геноцида евреев.
«Меня не волнует, войдем ли мы в историю как варвары… Если нужно, стреляйте из пулеметов», — заявил Антонеску. Согласно директиве «руководителя», только за несколько июльских дней было уничтожено 18 тысяч евреев в Дубоссарах, Рыбнице и других районах Бессарабии. В стране были организованы концлагеря для пересылки и уничтожения евреев.
Те, кто выживал в лагерях, использовались на тяжелых работах. В Рыбницком лагере, например, заключенные строили памятник Антонеску. В октябре 1941 года только в Одессе румынами за неделю было уничтожено 30 тысяч евреев.
Уже в ноябре 1941 года румынский губернатор Бессарабии доложил, что на подведомственной ему территории «еврейская проблема решена». Всего за время румынской оккупации Бессарабии, по разным данным, было уничтожено свыше 350 тысяч евреев (примерно 90% от всего еврейского населения республики). Зверства румынских карателей в отношении евреев вызывали недоумение даже у немцев.
Однако эти зверства были направлены не только против евреев. Позиции Антонеску и Гитлера оказались близки и по «славянскому вопросу». Антонеску заявлял, что «многочисленная и примитивная славянская раса представляет (…) не политическую или духовную, а сложную биологическую проблему для европейской рождаемости».
Уже в феврале 1942 года Антонеску приказал распространить практику этнических чисток евреев и на другие национальности — «нужно избавиться и от других меньшинств – русских, украинцев, поляков, болгар, гагаузов, всех этих мерзавцев, осевших на севере и юге Бессарабии».
Документы в архивах — протоколы допросов свидетелей после освобождения территории Молдавии в августе 1944 года от румынской оккупации (молдавских крестьян, русских жителей Кишинева, румынских пленных солдат) – подтверждают факты чудовищных зверств румынских оккупационных войск, грабежей и расстрелов гражданского населения, пыток в румынской спецслужбе «Сигуранца», физического и сексуального насилия.
Эта страшная реальность румынской оккупации Молдовы является той «неудобной правдой», на которую сегодня «по политическим соображениям» молдавские власти закрывают глаза и стремятся полностью уничтожить. Их аргументация заключается в том, что румыны якобы «насильно были втянуты в войну» и использовались нацистской Германией «не по собственной воле». Факты говорят совсем о другом: маршал Ион Антонеску на протяжении всей войны против СССР сам не раз настаивал на расширении участия румынских войск в военных действиях.
В декабре 1941 года Ион Антонеску заверял германского нацистского фюрера Адольфа Гитлера в том, что, «чем больше будет трудностей на фронте, тем больше он может полагаться на него, на румынскую армию и румынский народ».
Сегодня Молдову накрывает очередная волна румынской оккупации, волна скрытая и ползучая.
Хотя можно сказать, что этот процесс все явственнее «сбрасывает маску». Уже открыто руководят Молдовой граждане Румынии — президент, спикер парламента, премьер-министр, глава Конституционного суда, депутаты и члены правительства. Парламенты и правительства Молдовы и Румынии проводят совместные заседания, а действия руководства Молдовы во многом определяются директивами из Бухареста.
Румынии сегодня даже не обязательно вводить на территорию Молдовы свои войска — подконтрольные чиновники, давшие присягу на верность Бухаресту при получении румынского паспорта, и так сделают все необходимое. И завершающий штрих: нынешний президент Молдовы Майя Санду в одном из телеэфиров заявила, что Ион Антонеску — да-да, тот самый, который «очищал» Бессарабию от евреев, гагаузов и «неполноценных славян» — это «человек, о котором можно сказать как хорошее, так и плохое».