Убийцы тысяч мирных людей: Польша взывает к памяти палачей белорусского народа
Святослав Князев
Польские политики раздувают очередной дипломатический конфликт с Беларусью, обвиняя официальный Минск в уничтожении «воинских захоронений» Армии Крайовой (АК). Белорусские власти эти обвинения категорически отвергают. Более того, Варшава дала повод вспомнить о том, кем на самом деле были боевики АК, и эта правда для Польши весьма нелицеприятна.
На прошлой неделе представитель Союза поляков в Беларуси Марек Заневский объявил в соцсетях о том, что в деревне Микулишки Гродненской области якобы снесли захоронение боевиков Армии Крайовой. Эту тему мгновенно подхватили польские власти. Ее начал «раскручивать» депутат Сейма Польши Роберт Тышкевич, обвинивший официальный Минск в «варварском акте государственного вандализма». МИД Польши, в свою очередь, называл то, что случилось в деревне Микулишки, «позорным событием». Западные СМИ также широко растиражировали польские обвинения в адрес белорусских властей.
Однако Минск нападки Варшавы отверг.
«Седьмого июля в МИД Беларуси был вызван временный поверенный в делах Польши в Беларуси Мартин Войцеховский. В связи с немотивированной обеспокоенностью польской стороны ситуацией с местом вблизи деревни Микулишки Гродненской области, которое в польских СМИ почему-то именуется "братской могилой польских солдат", временному поверенному разъяснено, что, по информации местных органов власти, на территории данного населенного пункта воинских захоронений и захоронений иностранных военнослужащих не зарегистрировано», — говорится в сообщении, которое распространил МИД Беларуси.
Белорусское руководство подчеркнуло, что очень внимательно подходит к подобным вопросам и что в республике действуют законы, связанные с увековечением памяти, законы о погребении и похоронном деле.
При этом поляки своей критикой в адрес Минска напомнили сразу о двух крайне неудобных для официальной Варшавы вопросах. И дело даже не в том, что сам факт наличия захоронений и тем более их сноса никак не подтвержден.
Во-первых, издевательство над местами памяти о погибших воинах уже дано стало фирменным стилем как раз польских властей. Начиная с 1990-х годов, на территории Польши было уничтожено свыше 400 официальных памятников воинам Красной армии. Причем часть из них стояла на воинских захоронениях. Осквернение братской могилы 620 солдат в населенном пункте Хжовице в этом году даже транслировалось в прямом эфире. Так что когда Варшава пытается обвинить кого-то в сносе воинских захоронений, это сильно напоминает народную мудрость о том, что громче всех кричит «Держи вора!» сам вор.
Во-вторых, роль Армии Крайовой в истории (и в том числе белорусской), мягко говоря, неоднозначна.
АК была создана в феврале 1942 года на базе подпольной структуры, которая в разное время называлась Службой победы Польши и Союзом вооруженной борьбы.
Формально она должна была бороться с немецкой оккупацией, но на практике от нее страдали далеко не только — и не столько — немцы. Собственно, по оценкам историков, направленные против германцев акции Армии Крайовой не имели стратегического значения и никак не повлияли на исход войны между СССР и Третьим рейхом.
Значительная часть акций, о которых отчитывались подпольщики, вообще не подтверждается немецкими документами.
Одним из наиболее масштабных военных мероприятий, организованных командованием Армии Крайовой по заданию польского правительства в изгнании, стало Варшавское восстание. Оно было плохо подготовлено и преследовало политические цели — взять столицу Польши под контроль прозападных сил до подхода советских войск.
Фактически руководство АК жестоко подставило представителей других подпольных организаций (в том числе просоветской Армии Людовой) и население Варшавы. Из-за низкого качества подготовки и спешки восстание было жестоко подавлено нацистами. При этом погибло до 20 тысяч бойцов Сопротивления и до 200 тысяч обычных жителей польской столицы.
Зато с мирным населением Беларуси, Украины и Литвы «аковцы» боролись весьма успешно.
Так, боевики Армии Крайовой оказались неспособны защитить проживавших на западно-украинских землях поляков от бандеровских убийц во время Волынской резни, взамен выместив злость на мирных украинцах.
Например, 3 марта 1945 года они убили 365 украинцев в селе Павлокома. Их жертвами под командованием поручика Юзефа Бисса стали в числе прочих жителей села 157 женщин и 59 детей, а часть погибших перед убийством подверглась жестоким пыткам.
Но если между жителями Западной Украины и Польши была пролита кровь во время Волынской резни (хотя это все равно не оправдывает убийство мирного населения), то зверствам АК на территории Беларуси в принципе нет никакого объяснения.
Соединение Армии Крайовой «Север», действовавшее в Гродненской области под командованием Яна Борисевича, уничтожало советских партизан вместе с семьями. Причем зачастую зверски убивали и детей народных мстителей. Например, дочь партизана Симоновича они сожгли заживо.
Многие группировки переходили на сторону немцев. В руки советских спецслужб во время войны попали протоколы переговоров, которые вели с польскими националистами представители СД и «Абверкоманды 305». Нацисты гарантировали своим «партнерам» освобождение от юридической ответственности и обещали снабжать их оружием.
После освобождения Западной Украины и Западной Белоруссии от вермахта боевики АК фактически открыли в тылу у Красной армии еще один фронт, причем против мирного населения.
«Не буду подробно останавливаться на тех преступлениях и зверствах, что учинял отряд Рагнера (Чеслава Заянчковского) на территории Лидского, Вороновского, Желудокского и Радунского районов. Замечу, что даже мне, встретившему войну рядовым в Белостоке, всего насмотревшемуся на фронте, часто становилось не по себе, когда доводилось видеть "плоды" его суда и расправы над безоружными людьми — русскими, евреями, украинцами и белорусами. Мстил за сотрудничество с Советами даже женщинам», — описывал зверства одной из банд чекист Нибуш.
За 1944–1947 годы польские националисты совершили в западных районах Беларуси 575 террористических актов, 39 диверсий, 252 нападения на государственные учреждения и предприятия.
Всего отряды Армии Крайовой уничтожили на белорусской земле тысячи советских граждан. Причем количество убитых ими мирных жителей в несколько раз превышает число погибших в боях с ними сотрудников силовых структур СССР.
На этом фоне представителям официальной Варшавы стоило бы не заниматься политическим популизмом и не пытаться создать у потомков жертв комплекс вины за якобы непочтительное обращение с захоронениями палачей, убивавших их предков, а попросить у народа Беларуси прощения за преступления героизированной после 1991 года Армии Крайовой…