Кощунство в вышиванках: как ненависть к России привела Украину к осквернению православия
Михаил Рыбкин
Церковный раскол, остающийся одной из важнейших общественных проблем Украины, имеет столетнюю историю. Первая попытка отделиться от Русской православной церкви и создать автокефалию была предпринята в Киеве сто лет назад. Попытка эта сопровождалась откровенным кощунством и осквернением православной веры: ее возглавили социалисты, отлученные от церкви и женатые священники, производившиеся мирянами в сан, который могут занимать только монахи. Героизация этих людей сегодняшней Украиной наносит удар по всему мировому православию.
21 октября 1921 года в киевском Софийском соборе произошло небывалое для церковной истории событие. В православной церкви действует строгая система канонов — правил, регулирующих ее внутреннее устройство, дисциплину и частные аспекты жизни христиан. То, что происходило под древними сводами киевской Софии, было их вопиющим нарушением — в епископы рукополагался женатый священник Василий Липковский (епископом может стать только монах), запрещенный законной церковной властью в служении.
Рукоположение совершали не несколько архиереев (согласно первому правилу святых апостолов, должно быть по крайней мере два рукополагающих архиерея; по 60-му правилу Карфагенского поместного собора 318 года, их должно быть не менее трех), а делегаты «Всеукраинского православного церковного собора» из священников и мирян.
Это дерзкое нарушение православных традиций стало кульминацией деятельности сторонников независимой от Московского патриархата автокефальной Украинской церкви.
Движение украинских церковных автокефалистов возникло после Февральской революции 1917 года и активно проявило себя в годы Гражданской войны. Продолжало оно свою деятельность и после установления советской власти на территории Украины.
5 января 1920 года Киевский губревком зарегистрировал статут «Всеукраинского сообщества православных парафий» (Всеукраинская православная церковная рада), как стало называться объединение сторонников автокефалии.
Председателем организации стал мирянин Михаил Мороз, убежденный социалист.
Органы советской власти предоставили в распоряжение этой группы верующих крупнейшие киевские храмы — Никольский собор на Печерске, Андреевскую церковь и Софийский собор — со всем их церковным имуществом. Ведущую роль в движении играл священник Василий Липковский, на личности которого стоит остановиться подробнее.
«Украинский Лютер»
Василий Константинович Липковский родился в 1864 году в селе Попудня Липовецкого уезда Киевской губернии (в настоящее время Черкасская область) в семье священника. Он был достаточно хорошо образован: окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
Во время революции 1905 года Липковский был уволен с должности руководителя Киевской церковно-учительской школы за «мазепинство», как именовали в то время украинское национально-культурное движение.
В годы революционной смуты и гражданской войны осуществились его чаяния: 22 мая 1919 года в Николаевском соборе Киева Липковский торжественно провел первое богослужение на украинском языке.
В июне того же года его сторонниками с согласия властей были заняты такие знаковые исторические храмы города, как Софийский собор и Андреевский храм.
Сам Липковский поселился с женой в одной из митрополичьих палат Софийского собора. 29 июня в Софийском соборе он впервые совершил литургию без благословения и вопреки предупреждению о ее нежелательности от временного управляющего Киевской епархией Черкасского епископа Назария (Блинова).
Попытки найти общий язык с церковными властями не увенчались успехом, и Липковский заявил о готовности пойти на открытый раскол.
Однако богослужение на украинском языке и независимость от Москвы были только частью широких преобразований, которые должны были в корне изменить традиционный церковный уклад жизни.
Свое практическое воплощение его реформаторские взгляды получили на так называемом «Всеукраинском православном церковном соборе духовенства и мирян», открывшемся 14 октября 1921 года в Софийском соборе.
«Всеукраинский православный церковный собор»
Причиной созыва этого собрания духовенства и мирян стала серьезная проблема, возникшая перед сторонниками украинской автокефалии. 5 мая 1921 года состоявшая из них Всеукраинская православная церковная рада в обращении к украинским верующим провозгласила независимую Украинскую автокефальную православную церковь и отреклась от епископата «московской духовной власти».
Однако никто из законных епископов не присоединился к этому заявлению, что сразу нарушило один из основополагающих постулатов церковного устройства: «без епископа нет церкви».
Выход из ситуации автокефалисты нашли радикальный, в духе революционной эпохи: созвать собор из клириков и мирян и самим выбрать епископа.
На это мероприятие, гордо именовавшееся «Всеукраинским», приехало 472 делегата, среди которых 64 священника, 17 диаконов, а все остальные — миряне (преимущественно крестьяне и рабочие).
Могло ли это собрание представлять интересы всех украинских верующих? Для сравнения приведем данные статистики. На 1914 год только в Приднепровской Украине (без Западных и Закарпатской областей Украины) было 10 565 священников, 1 825 диаконов и 10 793 дьяка. Однако и такое малопредставительное собрание скоро раскололось на сторонников канонических традиций и радикалов-реформаторов во главе с Василием Липковским.
Рукоположение епископов-самосвятов
Один из участников событий, протодиакон Василий Потиенко отмечал: «Не скрою: депутаты собора в основном были люди, малознакомые с церковными канонами и всякими миссионерскими хитроумиями». Поэтому заявления Василия Липковского о необходимости «освободить церковь от панского епископского-самодержавного ига» были с энтузиазмом восприняты собором.
Произошла наскоро разработанная процедура «рукоположения» в епископы: каждый из присутствовавших в Софийском соборе встал на колени и положил руку на левое плечо соседа, стоящего впереди. У стен стояли миряне, ближе к середине — диаконы, в центре — священники, возложившие руки на Евангелие, лежавшее на голове у Липковского. После чтения и пения молитв посвящаемый был одет в архиерейские ризы.
Несколькими днями позже таким же образом был «рукоположен» «архиепископ» Киевский Шараевский. Сами лидеры раскольников понимали всю нелепость этой процедуры, и уже вдвоем Липковский и Шараевский, следуя всем только что нарушенным канонам, рукоположили епископов Черниговского, Полтавского, Нежинского и Винницкого.
Из-за такой своеобразной процедуры рукоположения автокефалисты получили в народе прозвание «самосвяты».
Кроме неканонических рукоположений, «Всеукраинский собор» 1921 года инициировал введение женатого епископата, второбрачие вдовых священников, неприятие монашества и другие нововведения. В конце работы собор обратился ко всем поместным православным церквям с призывом вместе созвать в Киеве Вселенский собор, на котором эти реформы были бы приняты всем мировым православием.
Автокефалисты и советская власть
Первоначально власти поддерживали украинских раскольников, видя в них силу, которая может ослабить Московский патриархат, считавшийся одним из основных врагов нового режима.
Автокефалисты обратились в НКВД с декларацией о «лояльности и преданности советскому строю», которая была опубликована в журнале «Коммунист».
10 декабря 1926 года УАПЦ получила официальную регистрацию своего устава, в то время как законная церковь не имела официального статуса.
С января 1927 года раскольники издавали свой журнал «Церква й життя», получили с разрешения властей ряд храмов в Киеве.
Однако уже в конце 1924 года глава ГПУ УССР Всеволод Балицкий отдавал распоряжение «очистить липковские ряды от враждебного советской власти элемента». Оказался нежелательным элементом и сам глава УАПЦ. 21 октября 1927 года решением подконтрольного властям 2-го «Всеукраинского собора» УАПЦ Василий Липковский был уволен на покой. Он был обвинен в использовании «церковной соборноправности и демократии не во благо Церкви, что привело к церковному самоуправству на местах, к развращенности духа».
В ноябре того же года, по иронии судьбы, Липковскому снова было запрещено проводить богослужения, но уже его собственными соратниками.
В январе 1930 года состоялся «Чрезвычайный ликвидационный собор» УАПЦ, принявший решение о самороспуске автокефалистской церкви из-за ее «контрреволюционной деятельности» и объявивший Липковского «иудой-христопродавцем».
Окончательную точку в истории УАПЦ поставили репрессии 1937 года, когда были расстреляны многие ее священнослужители, в том числе и Василий Липковский.
Продолжила существование только епархия УАПЦ в Канаде и США, которую успели создать в диаспоре автокефалисты.
Василий Липковский и современная Украина
О митрополите-самосвяте вспомнили в годы перестройки, когда церковные расколы снова потрясли Украину.
Деятельность Липковского высоко оценивалась представителями так называемого «Киевского патрирхата» Филарета Денисенко, а раскольники из возрожденной УАПЦ постановлением от 27–28 мая 1997 года канонизировали Липковского и других поставленных им иерархов УАПЦ 1920-х годов как «святых новомучеников земли Украинской».
Начали писаться их иконописные изображения.
После объединения Киевского патриархата и УАПЦ на соборе в Киеве 15 декабря 2018 года и создания Православной церкви Украины (ПЦУ) проблема Липковского приобрела новые актуальность и масштаб. ПЦУ была поддержана Константинопольским патриархатом и признана главами Александрийской, Элладской и Кипрской православных церквей.
Почитание в ПЦУ раскольника с сомнительными богословскими взглядами создает проблему для всего мирового православия.
Важен Василий Липковский после событий Евромайдана и как политический символ: 18 января 2019 года глава новообразованной ПЦУ митрополит Епифаний (Думенко) и тогдашний президент Украины Петр Порошенко торжественно открыли в городе Черкассы памятник Липковскому. В торжественных речах митрополит-самосвят был назван «апостолом украинского религиозно-национального возрождения» и «подлинным украинским героем».