Передать детям правду о войне: волонтеры Победы о борьбе за историческую память в Латвии
Александр Филей
На этой неделе Россия и другие бывшие республики ССР отметили трагический юбилей нападения нацистской Германии на Советский Союз. Сохранение в новых поколениях памяти о событиях Великой Отечественной войны — важнейшая задача исторической политики в условиях, когда в некоторых постсоветских республиках историю войны замалчивают или фальсифицируют. Аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил о том, что для них Великая Отечественная война, с молодыми русскоязычными активистами из Латвии.
На вопросы отвечают:
Екатерина Гаврилова, фоторепортер, дизайнер, общественный активист.
Максим Молчанов, волонтер Победы, выпускник Пушкинского лицея.
Артем Гришунин, волонтер Победы, общественный активист.
Татьяна Андриец, общественный активист, студентка Даугавпилсского университета и Санкт-Петербургского государственного университета.
1. Как в Латвии русские и латыши относятся к Великой Отечественной войне и почему ее восприятие различно? Что влияет на несхожесть оценок?
Е. Г.: Относятся более-менее одинаково, особенно наше поколение. Отношение к русским, которые «остались», разное. А к войне одно — победа мира над фашизмом.
М. М.: Мне кажется, что латыши, которые постарше, относятся к войне так же, как и русские.
Латыши помоложе, от двадцати до сорока лет, ставят знак равенства между нацисткой Германией и СССР, но это не значит, что все они не идут на братские кладбища и не возлагают цветы на могилы безымянных солдат.
На отношение ко Дню Победы влияет разная информационная среда. Наше общество разделилось надвое в 1990-х, но не после развала СССР и провозглашения второй Латвийской Республики, а после появления в стране неграждан, что и стало отправной точкой в расслоении общества.
В результате этого материализовались две противоборствующие друг с другом повестки. Правда, их цели очень похожи между собой — восстановить свою историческую справедливость. Первая повестка — прорусская, часто переходящая в пророссийскую. Вторая повестка — пролатышская, часто переходящая в обычный шовинизм.
А. Г.: Не все русские и не все латыши одинаково относятся ко Дню Победы и Великой Отечественной войне, и, по-моему, на это влияет различность исторического опыта.
Часто многие латыши воспринимают День Победы, как день, когда СССР занял территорию Латвии, и из-за этого отношение к этому празднику негативное. Так же многие, и русские, и латыши, часто расценивают современное празднование Дня Победы как пропаганду Москвы, из-за чего отношение также негативное.
У некоторых просто предки сражались на стороне нацистов.
Конечно же, нельзя не учитывать, что русских во время войны погибло больше по численности, поэтому память к этому дню можно считать не личной, а народной.
Т. А.: Несмотря на то, что в школах единые госстнандарты, в том числе по истории, в русских семьях обычно все же рассказывают детям о Великой Отечественной войне. Ведь эта война коснулась почти каждой семьи.
И на День Победы обычно выходит много детей, молодежи.
Это радует. Те же ребята, которые дополнительно не интересуются, или им родители не рассказали, мало знают об этой войне, поскольку ей уделено крайне мало страниц в учебнике по истории. А то немногое, что знают, они знают в латышской националистический интерпретации. Я, конечно, говорю в целом, есть исключения.
2. Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба памятников советским воинам-освободителям в Латвии? Братских захоронений, памятных знаков?
Е. Г.:
Постепенная деполитизация. В каком смысле? Полагаю, что политика с одной стороны будет все сильнее вмешиваться в этот вопрос. Будет затрагивать и память, и памятники, и захоронения. Конечно, пытаясь свести это все на нет.
Но таким же образом политики с другой стороны будут отстаивать память о Победе.
Поскольку нынешнее молодое поколение, хотя и предпочитает помнить, но особого интереса не проявляет, это будет больше как политическая игра. Маятник будет качаться со стороны в сторону в стиле «хотим снести — нельзя снести».
М.М.: Я думаю, сносить их не будут.
А. Г.: Судьба плачевна. К сожалению, на сегодняшний день многие памятники в честь советских воинов-освободителей в Латвии уже уничтожены, а многие скоро разрушатся сами, так как государство не выделяет средства на их ремонт и восстановление. Судьба братских захоронений и памятных знаков зависит от тех, кому дорога память о Победе.
Т. А.: У нас за последние два года уже исчезли бесследно два памятника — памятник героям-подводникам Балтии в Болдерае и пушка с мемориала советским солдатам в Екабпилсе. Причем последняя исчезла в ночь на 23 февраля — День Красной армии.
Думаю, что такие акты вандализма будут повторяться, особенно с учетом того, что виновных никогда не находят, если речь только не идет об осквернении памятника Свободы.
Насчет памятника Победы. Думаю, что правящие будут делать новые попытки сноса. Пока они прощупывают почву под ногами. Из них многие понимают, что если они на сегодняшний день попытались бы его снести, то беспорядки здесь были бы похлеще, чем в Бронзовую ночь в Эстонии.
Но что будет в будущем, сейчас трудно сказать.
Если они воспитают поколения, которые не знают историю или знают ее в официозной интерпретации, то снести памятник им удастся.
Даже без особых протестов. Но в ближайшее время, я думаю, правящие латыши ограничатся табличкой у памятника о том, что это okupācijas piemineklis или что-то в этом духе.
Другой вариант — это елгавский сценарий: в Елгаве стоял памятник Освободителям, но его увезли на «реконструкцию». И с концами. Поэтому считаю крайне важным в ближайшие годы заняться состоянием памятника Победы.
3. Что молодые люди в Латвии из вашего окружения знают об СССР, о Красной армии, о роли Сталина в Победе, о главных сражениях Великой Отечественной войны? Что вы знаете о доме Павлова, личности генерала Карбышева, блокаде Ленинграда, подвиге Гастелло, побеге Девятаева, городах-героях, антифашистском партизанском движении в Латвии?
Е. Г.: Что в школе говорят, то и знают. Есть индивидуумы, которое углубляются в вопрос и имеют определенное мнение. Но в моем окружении это вообще не тема для разговоров.
М. М.: Знают самое основное. Меня, в свою очередь, больше интересуют политический строй и режим, предпосылки и причины того, что случилось в ключевые моменты истории, в том числе и Великой Отечественной войны. В этом случае для меня прежде всего представляет интерес военная подготовка, международные отношения, политические течения.
А. Г.: Все знают по-разному в зависимости от их образованности и заинтересованности. Скажу сейчас о себе лично. О доме Павлова знаю, о личности генерала Карбышева — нет, о подвиге Гастелло знаю, о побеге Девятаева — нет, о городах-героях — знаю, об антифашистском партизанском движении на территории Латвии знаю частично. На мой взгляд, старшее поколение должно передавать младшему знания о войне сегодня и сейчас, иначе потом будет поздно.
Т. А.: Знают по-разному. Как я уже говорила, есть один госстандарт. Все зависит от семьи, от контакта между поколениями. Мне лично знакомы эти герои войны, и особенно я интересуюсь историей латвийского антифашистского партизанского движения.
4. Что, на ваш взгляд, надо делать больше, чтобы увековечивать память о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны в Латвии и в целом? Как следует вести себя России с целью защиты исторической памяти?
Е. Г.: Перестать делать из победы политический аспект. Меньше пафоса, больше уважения.
М. М.: Я считаю, что увековечить подвиг ветеранов могут только искусство и история. Для меня память — это не то, на что мы смотрим, а то, чем мы смотрим и с помощью чего называем вещи своими именами.
Стоит понимать, что наша победа — это не конец истории, и наша главная цель — защитить завоевание наших предков, то есть продолжить борьбу и отстоять те ценности, которые они спасли и передали нам.
Важно сделать все, чтобы показать — их жизни были отданы за Победу не зря. Сделать все, чтобы такого трагического сценария больше не повторилось. Ведь и до Великой Отечественной войны были войны, были памятники, были представления о воинской славе. Не было одного — того доступа к знаниям, который мы имеем сейчас. Эти знания позволяют нам не только помнить о жертвах, но и знать имя, отчество и фамилию каждой ошибки и понимать причины возникновения подобных конфликтов.
Только продолжая искать и осмыслять новые образы и новую информацию, мы сможем развить наш интеллект, обогатить наши представления о войне и о предвоенном мире. Так память о героях и жертвах будет увековечена.
А. Г.: Для сохранения памяти о подвиге ветеранов Великой Отечественной войны необходимо рассказывать детям правду о войне. Нужно показывать видеохронику и документы. По возможности проводить встречи с ветеранами. Это нужно делать всегда, иначе высока вероятность повторения такого драматического сценария.
К счастью, сегодня много сведений в интернет-пространстве, но этого недостаточно.
Нужно личное общение, живой человеческий контакт, через который передаются боль от потерь и радость от Победы над страшнейшим врагом человечества — нацизмом.
России в этом плане нужно действовать максимально продуктивно, поскольку она является правопреемницей Советского Союза, и это ее герои спасли весь мир.
Т. А.: Разговаривать, думать, помнить. Передавать память о войне детям, внукам и правнукам. Эта память — та живительная нить, которая связывает нас с великим прошлым, и одновременно путеводная звезда, которая ведет нас в мирное будущее.
5. Что бы вы пожелали молодым людям, своим ровесникам, в связи с праздником Великой Победы и годовщиной начала Великой Отечественной войны?
Е. Г.: Почитайте, как это было, посмотрите фильмы, поговорите с ветеранами. И не начинайте то, что может унести жизни миллионов людей.
М. М.: Отличайте намерения от методов. Только методы говорят об истинных целях человека и определяют дальнейшую политику. Запоминайте тех, кто лжет, кто говорит, что цель оправдывает средство. Не доверяйте тем, кто будет насильно причинять вам «добро». Бойтесь власти, не называйте правительство своей родиной.
Как можно скорее становитесь ответственным и сопричастным, потому что права не дают — их берут. Помните, что самые страшные вещи совершались в рамках закона. Требуйте децентрализации власти, чтобы ошибки касались как можно меньшего количества людей. Знайте своих врагов и союзников в лицо. Только так человек раскрепощается и становится хозяином своей земли.
Прогнозируйте свою жизнь на поколения вперед.
Отстаивайте свободу слова, защищайте журналистов и оппозицию — после того, как придут за ними, придут за вами.
Соблюдайте главный принцип — любой вопрос можно решить вне военной плоскости и выступайте всегда против любых проявлений агрессии. Так вы защитите не только память о Победе, но и наш мир.
А. Г.: Пожелал бы помнить героев и историю и никогда не увидеть войну.
Т. А.: Конечно, читать книги и смотреть фильмы о Великой Отечественной войне. И хранить мир как самое дорогое, что у нас есть.