Промышленное «чудо» Латвии состоялось благодаря советским инвестициям в энергетику
Александр Филей
Латвийское промышленное чудо советской эпохи состоялось благодаря обеспечению Прибалтийских республик газом и нефтепродуктами с Востока. В случае Латвии особое значение имел также торф, массовая промышленная добыча которого была налажена опять же советской властью. Сегодня Латвия старательно рвет все связи с Россией, которые веками налаживали люди, бывшие на много порядков умнее, чем нынешние правители страны.
Торф является одним из главных природных богатств Латвии. Долгие годы именно торф был единственным промышленным топливом республики. В советское время институт «Латгипроводхоз» опубликовал данные на 1980 год, по которым следовало, что в торфяном фонде Латвийской ССР зарегистрировано 5 799 торфяников общей площадью 640 тысяч гектаров. Это составляло около 10 процентов площади республики. Так что торф для Латвии всегда был как нефть. Хотя и исключительно для местного пользования.
Правда, во все времена торфяная промышленность в Латвии базировалась в основном на изнурительном ручном труде.
В 1939–1940 годы, когда в Латвии грянул кризис, усугубленный разгоревшейся войной, авторитарное правительство Ульманиса подготовило закон о труде (принятый по образцу аналогичного закона гитлеровской Германии), предполагавший принудительную отправку безработных и студентов на торфозаготовки, чтобы хоть как-то поправить тяжелое положение.
Это не помогло. А подлинный всплеск торфопроизводства пришелся на советскую эпоху. Вокруг торфа выросли целые поселки, со временем превратившиеся в городки.
Так, в 1952 году на севере Латвии был основан город Седа, в котором селились преимущественно русские люди, зачастую выходцы из других братских советских республик. В обиходе этот город по сей день именуют «поселком торфяников».
Строительство города стало поистине всесоюзным. Для сооружения промышленной, транспортной и жилищной инфраструктуры в Видземе приглашали строителей и инженеров из всего Советского Союза.
Строители поработали плодотворно — практически весь город представляет собой один сплошной памятник сталинскому неоклассицизму.
Массивные, широкие двухэтажные дома с желто-золотистыми фасадами попадаются на каждом шагу.
Городок более полувека славился своими традициями торфодобычи. Его национальный состав уникален для этой части Латвии.
И сегодня более 70% жителей города — русские и белорусы, и лишь 18% населения — латыши.
Специально для добычи этого полезного ископаемого национального значения была построена узкоколейка, которая в настоящее время не эксплуатируется. Экономическое положение Седы на сегодняшний день оставляет желать лучшего: торф добывать невыгодно и даже накладно, поэтому транспортная отрасль постепенно приходит в упадок, а население неуклонно разъезжается. В настоящее время в городке проживает чуть более тысячи человек.
Между тем в эпоху СССР было по-другому. В 1970-е годы добыча торфа достигла своего исторического максимума. Например, в 1973 году было добыто 5,3 миллиона тонн, из которых количество чисто топливного торфа составляло 2 миллиона. Ведущие торфопредприятия — «Седа», «Зилайскалнс», «Стружаны» — создавали рабочие места и являлись градообразующими в своих областях. Торф давал жизнь тысячам человек в Латвийской ССР.
Более того, советской власти с того же 1973 года удалось полностью механизировать добычу торфа.
Пионерами в области производства торфобрикетов стали предприятия «Олайне» и «Баложи». Кстати, в Баложи — небольшом городке под Ригой — в 1947 году впервые началось производство фрезерного торфа. Такая технология предполагает добычу торфа с поверхности тонкими слоями за короткие циклы. Себестоимость такого торфа в полтора-два раза ниже кускового.
В связи с расцветом сельхозкомплексов в Латвийской ССР в конце 1960-х использование торфа существенно изменилось. Так, его начали применять для производства органических удобрений. Возросла потребность в торфе как в подстилочном материале. Осваивались технологии использования торфа в производстве кормовых дрожжей.
Не обошли своим вниманием торф и строители — он оказался отличным изолирующим материалом. В 1980 году из общей добычи торфа (3,4 миллиона тонн) в сельском хозяйстве использовалось 56%.
Главным получателем торфа были промышленные предприятия (97%), при этом половина всего получаемого ими торфа использовалась в электроэнергетике.
В это же время тридцать процентов добываемого торфа шло на производство торфобрикетов.
Немного о крупнейших торфозаводах Латвии. Еще в 1939 году был основан Олайнский торфозавод. Только в его распоряжении в годы Латвийской ССР было четыре производственных участка — Марупский, Слокский, Олайнский и Лиелсалский. Само торфопредприятие «Седа» было основано в 1954 году и специализировалось на производстве торфобрикетов для ТЭЦ-1. В Латгалии в Резекненском районе действовало торфопредприятие «Стружаны», которое активно производило фрезерный торф и торфобрикет.
Другие виды топлива, в том числе различные продукты переработки нефти, Латвия получала из других республик СССР. В частности, к середине 1980-х годов 78% привозных продуктов поставлялись из РСФСР, в основном из Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Волго-Вятского и Уральского экономических районов Советского Союза.
Не это ли красноречивое свидетельство «жуткой колонизации» Латвии в советскую эпоху?
Отдельно следует поговорить о газе. Еще в 1862 году в Лифляндской губернии в Риге была открыта первая газовая фабрика. Другая такая же фабрика начала работать в Риге в 1874 году. Ее здание существует и поныне — оно располагается на берегу городского канала. В Курляндской губернии, в Либаве, первое такое предприятие по производству искусственного газа было открыто в 1883 году. В основном газ использовался для освещения улиц и помещений.
В межвоенной Латвии были газифицированы только Рига и Лиепая. На 1939 год число газифицированных квартир составило 12,5 тысячи. С 1954 года Латвийская ССР начала потреблять сжиженный газ, который поставлялся из Башкирской АССР. Этот вид газа широко использовался для коммунально-бытовых нужд.
Впрочем, самым эффективным топливом для Латвии в те годы стал природный газ. Его регулярные поставки начались в 1962 году после сдачи в эксплуатацию газопровода Дашава — Минск — Рига.
В 1972 году был построен газопровод Торжок — Рига. По нему природный газ поступал из северных месторождений. Сдача в эксплуатацию этого магистрального газопровода привела к появлению новых возможностей для широкомасштабной газификации народного хозяйства, что дало колоссальный стимул для роста латвийской экономики 1970-х годов.
В этом и заключается ответ на главный вопрос о теснейших экономических взаимосвязях между всеми республиками СССР.
Благодаря доступным энергоносителям из РСФСР латвийская промышленность чувствовала себя весьма комфортно.
Протяженность газовых сетей в республике на конец 1981 года составляла 668 километров. В этом же году были полностью газифицированы 93 города и поселка городского типа. На трех птицефабриках Латвии в начале 1980-х годов использовался природный газ. В Риге природным же газом пользовались и крупнейшие промышленные предприятия, такие как Рижский вагоностроительный завод, п/о ВЭФ, фабрика «Аврора» и другие. И на 1982 год в Риге насчитывалось более 237 600 газифицированных квартир.