Микросхемы, миксеры и аэропланы: великие изобретения, которые сделали в Риге при «оккупантах»
Александр Филей
Рига в Российской империи и Советском Союзе являлась пионером производства в целом ряде отраслей. Можно долго перечислять достижения этих двух эпох, да и многие наши читатели сами являются современниками промышленного расцвета Латвии. Некоторые изобретения были запущены в массовое производство впервые именно на берегах Двины. И в подготовке этих знаменательных событий участвовали сотни и тысячи специалистов.
Аэропланы и моторы для авиации
Сегодня Засулаукс — один из спальных районов рижского Задвинья. На картах Российской империи это местечко значилось под названием Зассенгоф, то есть «гусиный двор». Судя по всему, местные крестьяне здесь выгуливали гусей, да и вообще практиковали сельское хозяйство. Впоследствии возникло латышское Зосулаукс, ставшее в беглой речи Засулауксом — «гусиным полем».
В таком пасторальном духе могла бы продолжаться история этого места, если бы в начале XX века не был основан завод «Мотор», сразу взявший высокую планку.
В Петербурге сделали ставку на Ригу как центр развития молодой авиационной промышленности. Западный форпост Российской империи должен быть хорошо защищен и укреплен.
В те годы в Рижском Политехническом институте преподавал молодой инженер Теодор (Федор Георгиевич) Калеп, который прекрасно разбирался в авиаконструкторском деле. В 1909 году он был принят на завод в Зассенгофе совладельцем. Его интеллектуальная мощь была оценена по достоинству.
С первых дней работы на «Моторе» Федор Калеп поставил перед собой амбициозную цель — создать первые авиадвигатели. И добился успеха, организовав команду молодых и перспективных инженеров.
В результате в 1910 году с конвейера завода «Мотор» был выпущен один из первых в России аэропланов, а в 1911 году был сконструирован первый в истории России авиационный мотор.
Кроме того, при заводе в Зассенгофе под его руководством был сооружен уникальный ангар, в котором осуществлялись строительные и ремонтные работы новейшей авиатехники.
Историческое событие всероссийского масштаба состоялось в Зассенгофе (Засулауксе) 11 января 1911 года, когда пилот Макс Траутман на самолете конструкции Калепа взмыл в рижское небо с заводского аэродрома, совершив первый в истории России полет в зимних условиях.
При заводе в Зассенгофе Калепом была основана летная школа, где практиковалась первая в истории дипломированная русская летчица Лидия Виссарионовна Зверева.
В дальнейшем завод «Мотор» оказался эвакуирован — в связи с событиями Первой мировой войны фактически вся лифляндская промышленность была вывезена от угрозы захвата немецкими войсками. После войны в независимой Латвии такую отрасль, как самолетостроение, так и не удалось восстановить.
Миксеры и посудомоечные машины
Советский Союз, Рига, левый берег Даугавы. Вовсю работают цеха завода «Страуме», который начал отсчет своей истории в 1965 году.
Именно там, на заводе «Страуме», впервые в СССР начали производить компактные настольные посудомоечные машины.
Это был важнейший технологический прорыв. Историческое событие состоялось в 1967 году. Название машины — «Страуме-2», и во многом на ее дизайн оказали влияние немецкие модели, производимые на предприятии Siemens.
Еще раньше, в 1950-е годы в СССР экспериментально производились и более громоздкие посудомоечные машины, которые занимали львиную долю кухни. По этой причине от их массового производства к началу 1960-х годов пришлось отказаться. Зато модели «Страуме-2» скоро стали заветной мечтой многих советских домохозяек.
Первыми счастливчиками, кто мог приобрести эту посудомоечную машину, были жители Латвийской ССР, и только потом, во вторую очередь, жители других областей, которые воспринимали электротехническую продукцию из Прибалтийских республик СССР почти как импортный товар.
Завод «Страуме» взял на вооружение передовые технологии производства бытовой техники, стремясь обеспечить советских граждан (в первую очередь жителей советской Прибалтики) новейшими технологическими достижениями в этой области. И вот новый прорыв.
В 1970-е годы завод начал выпускать практически первые в Стране Советов миксеры оригинальной компактной конструкции, которые быстро завоевали рынок Прибалтики и оказались на прилавках РСФСР, правда, в сравнительно небольшом количестве.
«Страуме» специализировалось как на производстве ручных миксеров (в обиходе именуемых «электровзбивалками»), так и стационарных, с классической чашей. И только в начале 1980-х годов другие советские предприятия начали выпускать похожие миксеры, например, марки «Мир», «Ведуга» и «Электроника». Помимо миксеров, вызывавшие восторг в семьях советских латвийцев, «Страуме» производила еще и кофемолки, отличавшиеся изящным современным дизайном.
В 1978 году для предприятия «Страуме» были построены новые производственные корпуса, а к началу 1980-х годов предприятие выросло до невероятных размеров, производя более 100 тысяч единиц продукции, среди которой приоритет отдавался электробытовым приборам — кофемолкам, мясорубкам, утюгам, миксерам, посудомоечным машинам. Помимо техники для кухни и быта «Страуме» производила детские игрушки, ведь часть предприятия составлял завод «Квеле», основанный еще в 1950-е годы.
Очень популярна была серия игрушек, выпущенная в основном в 1970-е годы: крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Карлсон. А в 1980-е годы завод выпускал роботов и радиоуправляемые конструкции, о которых мечтали многие дети в Латвийской ССР.
В эти же годы «Страуме» наладила производство микроволновых печей, но их было выпущено всего двести штук, и широкого распространения не имели.
В 1990-е годы завод постигла драматическая судьба — он закрылся без права на восстановление, как и большинство объектов латвийской советской промышленности.
Однако в некоторых семьях приборы, произведенные на фабрике «Страуме», функционируют до сих пор.
Интегральные микросхемы
На «Альфе», крупнейшем промышленном предприятии советской Латвии на улице Ленинской (ныне Бривибас) в 1962 году был осуществлен прорыв мирового масштаба.
Инженерами-конструкторами «Альфы» был налажен выпуск первых в мире германиевых цифровых интегральных микросхем.
В условиях холодной войны это было важное достижение. В те же годы активно разворачивалась гонка вооружений. Известно, что американцы стремились к развитию своей высокоточной микроэлектроники, намереваясь опередить Советский Союз по всем параметрам. В начале 1960-х годов радиопредприятия Москвы и Ленинграда обратились к Рижскому НИИ микроприборов с просьбой произвести интегральную микросхему в качестве основы для цифровых ЭВМ. Рижские конструкторы приняли заказ в условиях кооперации и выполнили его.
Впервые в истории «альфовские» полупроводниковые интегральные схемы использовались в качестве активных элементов для серийного производства гибридных интегральных схем по моделям типа «Квант».
Советский Союз торжествовал победу — плановая экономика кооперационного формата продемонстрировала большую эффективность по сравнению с рыночной заокеанской. Ведь американская сторона отстала на два года — в США корпорация IBM заявила о запуске в производство первых толстопленочных гибридных ИС как основной элементной базы новой ЭВМ IBM System /360 только в 1964 году.
В Латвии, без сомнения, работали самые квалифицированные специалисты в области микроэлектроники в стране. Само латвийское производственно-техническое объединение (ПТО) «Альфа» было образовано в 1971 году в результате слияния Рижского завода полупроводниковых приборов и Научно-исследовательского института микроприборов. Усилия сотен лаборантов, научных сотрудников, инженеров-микроэлектротехников и простых рабочих «Альфы» в годы «золотого застоя» привели к колоссальным успехам в разработке и производстве полупроводниковых интегральных микросхем, которые стали гордостью всесоюзной микроэлектронной промышленности.
В 1990-е годы предприятие стало жертвой безумной приватизации в условиях неолиберальной идеологии.
Сверхценные станки «Альфы» превратились в брошенное добро, до которому никому не было дела. Военные заказы прекратились в связи с распадом Советского Союза, а бесценные производственные мощности «Альфы» были куплены за бесценок или даже взяты бесплатно коммерсантами из Польши.
Местные власти создали такие условия, в которых любой иностранный скупщик за копейки вывозил уникальное оборудование в неизвестном направлении.
Тысячи людей, в том числе перспективных молодых специалистов с лучшим в мире профильным образованием, потеряли работу и утратили квалификацию.