Александровская гимназия: русская школа, которая объединяла народы Латвии
Александр Филей
Среди русских школ Латвии были поистине легендарные учебные заведения, основания которых уходят в многовековую глубину российской истории. Одно из них — Александровская гимназия для мальчиков, которая открыла свои двери 10 января 1868 года. Ее появление было по-настоящему эпохальным событием для русских жителей Риги, которые годами боролись за право изучать родной язык, культуру и литературу в Прибалтийском крае.
Первый адрес гимназии — просторный доходный дом купца Шухардта на пересечении Александровского бульвара (сейчас улица Бривибас) и бульвара Престолонаследника (сейчас улица Меркеля). Однако вскоре стало понятно, что жилой дом не отвечает потребностям школы. Было решено построить отдельное здание.
Проектирование поручили молодому латышскому архитектору Яну Бауманису, обладателю диплома Санкт-Петербургской Академии художеств. Тот блестяще справился с задачей. Гимназисты и учителя переехали в новое здание в самом начале улицы Суворова (ныне улица Барона) уже в 1875 году.
Набор изучаемых языков был тщательно продуман, что соответствовало идеологической политике руководства гимназии. Она сформировалась под влиянием генерал-губернатора Петра Альбединского (преемника Петра Андреевича Шувалова), который распорядился увеличить количество уроков русского языка для всех классов гимназии. Учителям русской словесности он предписал повысить оклад.
Также губернская администрация ввела два новых предмета — английский и латышский языки. Роль английского языка как сложной знаковой системы европейских торговых отношений к началу 1870-х годов существенно возросла, и этот предмет обусловил высокий уровень престижа Александровской гимназии.
Что касается латышского языка, то с его помощью Альбединский рассчитывал привлечь в школу латышских учеников, которые были заинтересованы в изучении русской словесности.
Конечно же, в гимназии углубленно изучался и немецкий язык, и это тоже была часть хитроумной стратегии, игравшей на долгосрочную перспективу. Выпускники Александровской гимназии, русские и латыши, безупречно владевшие немецким языком, но проникнутые чувством патриотизма, внедрялись в ряды остзейских чиновников и становились интеллектуальной элитой Прибалтийского края.
Эти молодые управленцы разделяли имперскую идеологию и оказывали сопротивление многолетней политике онемечивания «ненемцев», выполняя задачу культурной и политической интеграции Прибалтики в остальную Россию.
В дальнейшем обладатели дипломов Александровской гимназии сыграли важную роль в деле законодательных реформ, политики, культуры и просвещения, показав высочайший уровень профессионализма в своей сфере деятельности.
Александровская гимназия одной только продолжительностью урока и насыщенностью образовательной программы доказывала свой особый статус. Занятие длилось не сорок минут, а девяносто, то есть классические университетские полтора часа. Учителя вели классный журнал и выставляли оценки сразу же после занятий, в то время как в немецких гимназиях оценки ставились в табель только в конце года.
Среди предметов, включенных в гимназическую программу как обязательные, значились Закон Божий, русский язык, латинский язык, французский и немецкий языки, история, география, математика, естественная история, космография, физика, чистописание, рисование (эти два предмета — в младших классах) и черчение.
В числе факультативных, но выбираемых большинством учеников, были английский и латышский. До 1871 года изучался и эстонский язык, поскольку в Риге проживал небольшой процент эстонцев.
В истории любой школы очень важна личность директора. Много сил и энергии вложил в Александровскую гимназию ее первый руководитель Николай Павлович Гамбурцов, получивший образование в немецкоязычной среде в Санкт-Петербурге, но сохранивший приверженность русским просветительским традициям.
Важным достижением стало введение в 1875 году особой директорской стипендии имени Гамбурцова, которая вручалась бедным, но одаренным ученикам, проявлявшим замечательные способности в учебе.
Благодаря этой поддержке многие ученики получили желанное финансовое подспорье и, успешно закончив гимназию, сполна раскрыли свои таланты.
После ухода Гамбурцова в 1885 году должность директора занял филолог и педагог Григорий Андреевич Янчевецкий, выдающийся знаток древнегреческого языка, который за несколько лет своей работы обучил школьников классической греческой речи.
Янчевецкий за свои средства издавал журнал «Гимназия» и публиковал переводы античных поэтов для своих воспитанников. Это был объемный самоотверженный труд. Его венцом стал спектакль, который Григорий Андреевич поставил со своими учениками на греческом языке в честь 25-летия царствования Александра Второго, основателя гимназии.
Впрочем, широкому читательскому кругу более известен сын Григория Янчевецкого, который вошел в историю как выдающийся писатель Василий Ян (псевдоним представляет собой сокращенный вариант фамилии), проведший в Прибалтийском крае школьные годы.
Благодаря умелой политике руководства края и попечительству генерал-губернаторов рижская Александровская гимназия к началу Первой мировой войны стала самой большой в городе. В 1913 году в ней обучались почти 700 человек.
Любопытны были тенденции в варьировании национального состава учащихся: к концу 1880-х годов более четверти всех учеников составляли евреи и дети поляков, проживавших в западных губерниях. Не ослабевал и интерес латышей к русской гимназии Риги.
В целом Александровская гимназия не различала учеников по национальному признаку, взяв на вооружение идею воспитания всесторонне развитой личности независимо от этнического происхождения.
Стоит сказать еще об одном значимом нововведении. Впервые в истории школьного образования Прибалтийского края в Александровской гимназии была устроена своя домовая церковь. Ее открытие состоялось 13 марта 1894 года при директоре Егоре Васильевиче Белявском. Начинание имело колоссальную поддержку со стороны министерских ведомств.
Глава Минюста Николай Манасеин предписал отпустить для храма большое количество богослужебных книг. Домовая церковь во имя святого князя Александра Невского располагалась на втором этаже гимназии и отделялась от актового гимназического зала задвижной перегородкой, которая опускалась в свободное от богослужений время. Таким образом, учащимся прививались основы православной духовной культуры.
Однако драматический 1915 год внес роковые коррективы в историю этого передового учебного заведения. С приближением немецкой армии гимназия наряду с другими школами Риги была эвакуирована — сначала в Юрьев (Тарту), потом в Верро (Выру), а затем в удаленный от театра боевых действий Саранск (Пензенская губерния, ныне — столица Республики Мордовия).
Именно там на короткое время работа образовательного учреждения была благополучно возобновлена. Увы, в 1918 году Александровская гимназия окончательно прекратила свое существование в связи с реформой образования Советской России.
В заключение назовем лишь некоторых известнейших выпускников Александровской гимназии, которая ровно за полвека своей истории подготовила целую плеяду выдающихся личностей, внесших эпохальный вклад каждый в своей области. Это публицист и музыкальный критик Всеволод Чешихин (1882), его брат, историк литературы Василий Чешихин (1884), организатор российского кооперативного движения Александр Штанге (1872, первый выпуск, с золотой медалью), инженер, старообрядец, политик межвоенной Латвии Иван Юпатов (1883), первый руководитель Советской Латвии после 1940 года микробиолог Август Кирхенштейн (1893), астроном Илья Абельман (1887, с золотой медалью), архитектор, автор проектов множества православных храмов Прибалтики Владимир Шервинский (1912), выдающийся специалист по туберкулезу Исаак Альтшуллер (1889, с золотой медалью), поэт Александр Чак (1912), командир и комиссар Красной армии Ян Фабрициус (1894), Пауль (Павел) Страдиньш, выдающийся латвийский врач, основатель Музея медицины (1914, с золотой медалью).