Казус Туминаса: Россия остается культурной метрополией для Литвы
Александр Носович
Худрук театра имени Вахтангова Римас Туминас устроил сцену президенту России во время встречи Владимира Путина с руководителями российских театров. В ответ на критику коллег Туминас сделал вид, что выходит из-за стола, а после мероприятия размахивал руками и о чем-то жаловался российскому президенту. Россия — единственная страна в мире, где деятель литовской культуры может «грузить» своими проблемами главу не литовского государства. Она остается культурной метрополией для Литвы, и успехи литовских режиссеров и драматургов на московских подмостках особенно подчеркивают этот факт.
Накануне открытия года театра в России в Ярославле прошла встреча руководителей ведущих российских театров с главой государства Владимиром Путиным. Разговор Путина с худруками сразу же превратился в прием жалоб от театральной общественности. «Почетные граждане кулис» сетовали на недостаток финансирования театров, низкие зарплаты актеров, бюрократические препоны, которые превращают служение искусству в борьбу с отчетностью.
Особой темой стало распределение денег на театральные постановки по конкурсу в рамках государственного заказа.
«Вот, например, худрук театра Евгений Миронов решил, что какую-то постановку должен ставить режиссер Валерий Фокин, — объяснила Путину ситуацию директор Театра наций Мария Ревякина. — Как это сделать законно? Мы проводим конкурс — у нас как будто конкурируют Фокин, Могучий и Туминас. И выигрывает Туминас! Как самый дешевый».
На этих словах художественный руководитель театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас театрально встал из-за стола, изобразил всем своим видом оскорбленное достоинство и сделал вид, что уходит.
Все присутствовавшие сочли шуткой импровизированную сцену, которую Туминас закатил президенту страны и коллегам. Но у «самого дешевого режиссера» тоже было на что пожаловаться главе государства. На видео
Римас Туминас — всемирно признанный театральный режиссер, работающий в Москве, но являющийся гражданином Литвы. Он равнозначно принадлежит двум странам и народам одновременно. Его отец — литовец, мать — русская. Туминас учился в Литовской консерватории, закончил режиссерское отделение ГИТИСа, дебютировал в Театре драмы Литовской ССР и в Московском драматическом театре имени Станиславского. Возглавлял Национальный драматический театр Литвы, однако настоящую международную славу обрел, когда стал художественным руководителем Московского театра имени Вахтангова.
Знаменитый режиссер признан на государственном уровне и в России, и в Литве. Родина вручила ему Национальную премию Литвы по культуре и искусству, вторая родина — Государственную премию Российской Федерации.
В других обстоятельствах Римас Туминас мог бы стать символом российско-литовской дружбы.
Вместо этого литовские политики зачастую не могут скрыть своего раздражения, когда речь заходит о литовском деятеле культуры, который работает в получасе ходьбы от Кремля и стал крупной величиной во всем театральном мире благодаря России.
Посиделок за чаем с Владимиром Путиным во время его встреч с театральными режиссерами Туминасу не прощают. Из этих посиделок литовские «патриоты» делают неизбежный вывод, что знаменитого соотечественника в России завербовали. И находят этому выводу подтверждения.
Весной этого года литовская общественность пришла в ярость, когда Римас Туминас на вопрос о росте военных расходов в Литве вместо положенных слов о «русской угрозе» и «агрессивном соседстве» пустился в рассуждения о том, что мир сходит с ума от военной истерии, а Литва вместо покупки старого танка могла бы построить новую музыкальную школу.
Бдительные сограждане после этого окончательно объявили Туминаса орудием психологического воздействия Путина. И не его одного.
В современной российской культуре сформировался особый феномен — литовские театральные деятели, и все эти деятели в родной Литве записываются «патриотами» в «агенты Кремля».
Художественный руководитель Московского театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис (родной брат председателя правящей партии «Литовский союз крестьян и "зеленых"» Рамунаса Карбаускиса), театральный режиссер Эймунтас Някрошюс, драматург Марюс Ивашкявичюс, композитор Фаустас Латенас — все они во главе с Римасом Туминасом заклеймены на родине как проводники «мягкой силы» Москвы, которая через своих агентов культурного влияния подрывает литовскую политическую сознательность.
Отношение к работающим в Москве литовцам можно стандартно списать на шпиономанию, конспирологию и паранойю политического класса Литвы. Но казус с Путиным и Туминасом позволяет взглянуть на проблему более широко.
Литовский режиссер размахивает руками перед главой не литовского государства, устраивает сцену, жалуется на свои проблемы, а президент страны его слушает, успокаивает и хлопает по груди — в какой еще стране, кроме России, такое возможно? Ситуация Путина и Туминаса — это и в самом деле угроза литовской государственной идеологии.
Литва четверть века как вышла из Советского Союза и «вернулась домой», а Россия по-прежнему остается для ее талантливых уроженцев культурной метрополией — единственным местом, где они могут полноценно реализоваться и обрести мировой успех.
«В мае прошлого года Путин наградил Вас орденом Почета. Орден этот — за прекрасную работу, но его Вам, наверное, вручил бы и Дональд Трамп, если бы Вы работали в Нью-Йорке», — пеняла Римасу Туминасу в интервью весной этого года главная литовская газета Lietuvos Rytas.
А с чего, собственно, Lietuvos Rytas так решила? Дональд Трамп путает Прибалтику с Балканами, а Литву на карте не покажет. И руками перед американским президентом не помашешь — он сам себе театр одного актера.
Литовские политики очень хотели бы, чтобы в Вашингтоне была улица Донелайтиса, но ее нет. Зато есть проезд Донелайтиса в Москве.
Только в России знают Донелайтиса и Чюрлениса, Баниониса и Будрайтиса — только России есть дело до литовской культуры и только Россию выдающиеся представители этой культуры могут использовать как трамплин к международной карьере.
Это обстоятельство и бесит местных русофобов сильнее всего. Сколько лет они говорили про «немытую Россию», которой Литва сказала свое «цэ остаточне прощевай», но тот же Римас Туминас для того, чтобы его спектаклям рукоплескали Лондон, Париж и Нью-Йорк, из Вильнюса уехал работать в Москву.
Литва — полноценная часть Западного мира, член НАТО и Евросоюза, но знаменитый литовский режиссер пьет чай не с Далей Грибаускайте, а с «диктатором» Путиным.
Литва — культурная провинция, причем не только Запада, но и России.
Такая информация подрывает литовскую официальную идеологию, а мировое признание литовских режиссеров и драматургов, добытое ими через работу в Москве, только четче подчеркивает этот факт. Поэтому покинутую родину так раздражают успехи Туминаса или Карбаускиса. Поэтому все они для Литвы — «агенты Кремля».