В Латвии наравне с нацистской символикой запрещена и советская — использование герба, флага или гимна СССР влечет за собой административную ответственность. Но правящим политикам этого показалось мало, и они предложили поправки к законам, которые требуют запретить использование георгиевской ленточки на публичных развлекательных и праздничных мероприятиях. Авторами идеи являются депутаты Янис Домбрава, Гунар Русиньш, Эйнар Цилинскис, Карлис Креслиньш, Гайдис Берзиньш и Вейко Сполитис. Портал RuBaltic.Ru поинтересовался, возможно ли воплотить эту идею в жизнь и для чего нужно запрещать символы в Латвии, у кандидата исторических наук, директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований Виктора ГУЩИНА:
- Виктор Иванович, на этой неделе в сейме страны будут рассматривать поправки к закону, которые требуют приравнять георгиевскую ленточку к флагам, гербу, гимну нацистской Германии, СССР и его республик, а также нацистской свастике, знаку отличия SS и различным советским символам. Чем вызвана такая инициатива, если 9 мая уже позади, как вы считаете?
- Знаете, желание противопоставить георгиевскую ленточку якобы демократической Латвийской республике существовало уже давно. Мне кажется, что в основе данного стремления лежит расхождение между демократическими ценностями, которые исповедует большая часть русскоязычной общины страны, и так называемой концепцией латышской Латвии, которой придерживается большая часть нашей политической элиты.
Один из инициаторов данного законопроекта — Вейко Сполитис, бывший парламентский секретарь министерства обороны, а сегодня — депутат сейма. С моей точки зрения, он как раз выражает чаяния людей, выступающих за построение в стране мононационального государства без национальных меньшинств.
- Сколь высока вероятность, что поправки будут одобрены?
- Уже на прошлой неделе проректор рижской юридической высшей школы выступила с заявлением, сказав, что юридически будет фактически невозможно обосновать запрет на использование георгиевской ленточки во время каких-то публичных праздничных мероприятий. Эту точку зрения неожиданно для меня поддержала и Солвита Аболтиня, экс-спикер сейма. Она сообщила, что подобного рода предложения являются юридическим браком.
С точки зрения юристов, ношение георгиевской ленточки можно было бы запретить, если бы она на самом деле угрожала основам государственной безопасности Латвии. Но поскольку угрозы нет — невозможно обосновать и запрет.
Однако Латвия — страна, реализующая довольно радикальную национальную политику. И думаю, что если в июне этого года на выборах президента Латвии победу одержит представитель ультра-правого националистического блока Эгил Левитс, то в сейме вполне может сложиться ситуация, при которой правящие запретят ношение георгиевской ленточки.
- А какие еще новшества могут ожидать страну в случае победы ультра-правых?
- Если Эгил Левитс будет избран президентом, то, думаю, он станет настаивать на более полном претворении в жизнь преамбулы к Конституции, принятой в июне прошлого года. Стоит отметить, что именно он является ее автором. И там прямо написано, что права латышей ставятся выше прав всех иных народов, проживающих в Латвии.
В случае победы ультра-правых в государстве будет осуществляться политика построения латышской Латвии.
Хотел бы уточнить один момент. Я не считаю, что люди, носящие георгиевскую ленточку, выступают против независимой латвийской республики, отнюдь нет. Я исхожу из того, что победа 9 мая 1945 года спасла латышский народ от полного уничтожения. Поэтому георгиевская ленточка — как некий символ и спасения латышского народа и возможности обретения независимости в 1991 году.
- В Латвии уже и так запрещены флаг, герб и гимн СССР. Кому мешает георгиевская ленточка, откуда такое рвение?
- На мой взгляд, идет противостояние по линии Россия-Латвия. Правящее большинство настроено крайне антироссийски, оно использует любую возможность, чтобы показать свое отрицательное отношение. Столкновение мнений вокруг ленточки свидетельствует о том, что общество исповедует откровенно не демократические взгляды.
В данном случае я имею в виду политическую элиту, которая опирается на радикальное национальное меньшинство. В Латвии с 1991 года сложилась ситуация, при которой власть выражает интересы не большинства населения, а радикального меньшинства. И при таких условиях, как я считаю, георгиевская ленточка является неким символом демократии, против которого и выступает определенная часть правящих.
- Как к такому новшеству отнесется русскоязычная общественность и в особенности — ветераны Великой Отечественной войны?
- Крайне негативно. Пока еще не были приняты или опубликованы в печати какие-либо заявления русскоязычных представителей страны по этому поводу, но отношение крайне отрицательное.
- На данный момент Украина активно «избавляется от коммунистического прошлого» — дело дошло до отказа от термина «Великая Отечественная война». А как далеко, на ваш взгляд, Латвия может зайти?
- Украина отказывается все-таки не от коммунистического, а именно от советского прошлого.
А что касается Латвии, здесь история Второй Мировой войны стала ареной идеологического противостояния, и страна отказывается от использования термина «Великая отечественная война», отказывается от празднования дня победы 9 мая, аргументируя это тем, что именно в этот день началась повторная советская оккупация. Сейчас мы столкнулись с тем, что власти страны активно стремятся переформатировать смысл и содержание самого праздника. Правящие хотят привить мысль, что 9 мая — никакой не праздник, а день памяти жертв Второй мировой войны. Нам прямо сказали, что мы должны отмечать годовщину окончания войны в Европе вместе с европейцами, отмечать именно как день памяти жертв, не деля их на нацистов и тех, кто погиб от рук нацистов.
Для нас такой подход абсолютно неприемлем — нельзя на одну доску ставить тех, кто потушил печи Освенцима, и тех, кто их разжигал.