Лечить всех и бесплатно: идеальная система здравоохранения советской Латвии
Александр Филей
Пандемия коронавируса перевернула представления об эффективной системе здравоохранения. Считавшиеся образцовыми системы здравоохранения США и многих стран Западной Европы рухнули, оказавшись неспособными справиться с новым заболеванием. Критическими факторами стали общедоступность лечения, многочисленность медицинского персонала и достаточное количество койко-мест для размещения большого числа больных. По всем этим параметрам система здравоохранения Латвийской ССР была одной из лучших в мире. Именно на советское наследие, а не на провалившее испытание пандемией западное здравоохранение должна ориентироваться современная Латвия.
Система здравоохранения современной Латвии во многом основывается на советских и имперских традициях. Еще в начале XIX столетия в Риге действовал военно-полевой госпиталь, специалисты которого занимались прогрессивными медицинскими исследованиями. Здесь же впервые в истории Российской империи были проведены операции с применением эфирного наркоза (хирургом Федором Иноземцевым в 1848 году). Также в Риге практиковал выдающийся врач Николай Иванович Пирогов.
Однако высочайший уровень системы здравоохранения был достигнут в годы советской власти.
Сразу после провозглашения Латвийской ССР были установлены основные принципы здравоохранения: государственный характер, общедоступность, плановость, единство науки и практики.
Квалифицированная и бесплатная медицинская помощь должна была оказываться всем без исключения.
Советская система здравоохранения в Латвии начала развиваться в 1917 году. 22 декабря в рамках Исполкома рабочих, солдатских и безземельных депутатов (Исколат) был создан санитарный отдел, которым руководил врач Андрей Приедкалн, фактически ставший первым министром здравоохранения республики Исколата.
Наркомат здравоохранения Латвии был организован в январе 1919 года. Его возглавил врач и общественный деятель Карл Адамсон, а чуть позже — зубной техник Андрей Пумпурс.
Вскоре начались знаковые реформы в области здравоохранения. 21 февраля 1919 года был издан важнейший декрет о приеме всего медперсонала на военную службу. Также советская республика Петра Стучки впервые в истории Латвии начала открывать амбулатории, где пациентам оказывалась бесплатная и высококачественная медицинская помощь.
При Адамсоне и Пумпурсе была разработана и реализована стратегия борьбы с инфекционными заболеваниями, от которых в условиях Гражданской войны очень страдало местное население.
Выдающимся социальным достижением наркомздрава советской Латвии было введение во всех школах бесплатного питания для детей.
Под влиянием чиновников, занимавшимся здравоохранением, был установлен восьмичасовой рабочий день и укороченный рабочий день для сотрудников вредного производства.
Рижское взморье претерпело серьезные разрушения во время немецкого вторжения. Особенно сильно пострадала лечебно-бальнеологическая инфраструктура, срочно нуждавшаяся в восстановлении.
Именно советская Россия оказала Латвии безвозмездную материальную помощь, выделив для возрождения курортных комплексов будущей Юрмалы четыре миллиона рублей.
Однако век первой советской Латвийской Республики был недолог — всего пять месяцев. Уже в 1920 году все эти нововведения были отменены.
Правительство межвоенной Латвии предприняло попытку создать систему больничных касс, но преимущества социального страхования распространялись исключительно на сотрудников крупных предприятий. Большая часть населения (например, сельхозработники, ремесленники и члены их семей, моряки и военнослужащие срочной службы) не могла пользоваться страховыми льготами.
К тому же в годы межвоенной Латвии врачебная помощь была доступна преимущественно жителям городов, в то время как в сельской местности доступ к медуслугам был резко ограничен.
Высокой была стоимость пребывания в стационаре и в санатории. Началось распространение социальных болезней, в первую очередь — туберкулеза. Латвийское государство не выплачивало никакого денежного содержания работникам в случае травм или болезней, в том числе если они были получены при исполнении профессиональных обязанностей.
Всего в 1935 году в Латвии работало 2,3 тысячи врачей (в их число входили и стоматологи), что составляло 11,8 человека на десять тысяч населения. Это был крайне невысокий показатель.
В середине 1930-х годов в Латвии функционировало 145 больничных и санаторных учреждений, в которых было 11,9 тысячи мест, то есть 61,1 места на десять тысяч населения. 233 амбулатории оказывали нуждающимся помощь на дому или при посещении медучреждения, а остальные услуги предоставляли частные практики, расценки которых были довольно высокими.
После провозглашения в Латвии советской власти в 1940 году был восстановлен Народный комиссариат здравоохранения. Его возглавил Эмиль Янович Пландер. Само советское правительство Латвии возглавил талантливый микробиолог Август Кирхенштейн.
Советской властью тотчас же была образована единая централизованная система медицинского обслуживания населения.
28 октября 1940 года был принят декрет о национализации частных больниц и аптек. В собственности государства оказались также химико-фармацевтические предприятия, что способствовало устранению спекуляций медицинскими препаратами.
23 ноября было принято постановление о бесплатном лечении рабочих, крестьян и служащих.
Нацистская оккупация причинила латвийскому здравоохранению колоссальный ущерб на сумму 112,8 млн рублей.
Оккупационные чиновники похитили медицинскую аппаратуру, разорили больницы и аптечные склады. 70% медучреждений было уничтожено.
Сильный урон был нанесен лечащему персоналу. Несколько сотен врачей были убиты или угнаны на принудительные работы. В нацистских тюрьмах и концлагерях погибли хирург Ирма Бениня, фтизиатр Лидия Кирхенштейн, отоларинголог Янис Коса, хирург Александр Швангерадзе. Был заключен в Рижское гетто руководитель хирургического отделения в клинике Латвийского государственного университета Владимир Михайлович Минц, который впоследствии за отказ оперировать нацистских офицеров был заключен в концлагерь Кайзенвальд, а в 1945 году переправлен в Бухенвальд, где погиб в феврале.
Всего за годы нацистской оккупации Латвия лишилась 83% довоенных врачей.
После Победы советские преобразования продолжились. Еще осенью 1944 года в освобожденной Риге был восстановлен Наркомат здравоохранения. Через два года он стал Министерством здравоохранения Латвийской ССР.
С 1945 года был взят курс на регулярное повышение зарплаты работникам медучреждений. Выросли ассигнования на лекарственные препараты и питание больных в стационарах — с 0,54 рубля до 0,93 рубля для обычных больных и до 1,68 рубля для больных туберкулезом.
Ежегодно расширялся список заболеваний, для лечения которых пациентам бесплатно предоставлялись медикаменты.
Во всем СССР новый этап здравоохранения начался с 1960 года, когда Совмином было принято постановление о мерах по улучшению медицинского обслуживания населения (при главе Минздрава Сергее Владимировиче Курашове).
Существенно рос бюджет на здравоохранение советской Латвии. В 1945 году его объем составлял 8 миллионов рублей, а в 1965 году — 70,1 миллиона рублей.
В 1960-е годы в Латвии была внедрена совершенно новая и чрезвычайно прогрессивная форма интеграции медицинской науки и врачебной практики — учебно-научно-практические объединения (далее УНПО). В такое объединение обычно входила профильная медкафедра Рижского медицинского института (РМИ), отдел или лаборатория Центральной научно-исследовательской лаборатории РМИ, а также специализированное отделение соответствующей больницы.
Эта неразрывная триада, опробованная в Латвийской ССР, безупречно функционировала в течение всего советского периода.
В рамках таких УНПО подготавливались новые медкадры, проведения прикладных научных исследований, разработки новых методов и форм лечения различных заболеваний. Первые УНПО в Латвии появились в 1963 году. К середине 1980-х годов их насчитывалось 35 с количеством коек более 1,5 тысячи.
Опыт УНПО в советской Латвии оказался поистине бесценным, и его наследием республика пользуется до сих пор.
По таблице видно, что показатели республик советской Прибалтики весьма высоки.
Это в очередной раз доказывает, что для советского руководства Латвия, Литва и Эстония находились на особом счету.
Их системы здравоохранения развивались стремительно и полномасштабно, а врачи и средний медперсонал были отлично подготовлены и выполняли свою работу в высшей степени профессионально.
Местные вузы, ориентированные на подготовку лечащих специалистов, внедряли на практике лучшие методологические наработки.
По количеству врачей на десять тысяч человек населения Латвия (45,8) занимала почетное второе место после Грузинской ССР, чьи показатели объясняются наличием большого числа курортных лечебных заведений.
А по таким показателям, как число среднего медперсонала и количество койко-мест, советская Латвия убедительно занимала первое место среди прочих союзных республик СССР.
По данным этой таблицы, у СССР и Латвийской ССР наиболее высокие показатели по сравнению с государствами капиталистического блока. При анализе данных надо учитывать и такие важные факторы социалистического здравоохранения, как бесплатность и общедоступность медицины.
Для Латвии 1980-х годов в целом был характерен высокий уровень обеспеченности населения стационарной, внебольничной и специализированной медицинской помощью, а также наличие высококвалифицированных врачебных кадров.
Значительным социально-экономическим достижением советской власти в Латвии стало существенное снижение заболеваемости туберкулезом. В 1981 году по сравнению с 1980 годом заболеваемость туберкулезом снизилась практически в восемь раз.
Также меры по диспансеризации населения и повышения качества медобслуживания привели к тому, что с 1980 года впервые в Латвии наметилась тенденция к снижению заболеваемости органов кровообращения. В 1981 году на 6 % снизилась заболеваемость ишемической болезнью сердца, а количество случаев смерти от инфаркта миокарда в 1981 уменьшились на 12% по сравнению с 1977 годом.
Эти высокие результаты оказались возможны благодаря внедрению комплекса факторов, в том числе в рамках функционирующих в советской Латвии УНПО.
В Латвийской ССР велась активная борьба с распространением опасных инфекционных заболеваний, которые к концу 1980-х годов удалось практически полностью победить. Важную роль сыграло вакцинирование широких масс населения. В 1946 году заболеваемость дифтерией в Латвии была довольно высокой — 173 человека на сто тысяч населения. В этом же году начали проводиться профилактические прививки против этого заболевания, в результате к 1954 году число заболевших дифтерией снизилось более чем в два раза (69,5 случая на сто тысяч жителей). Победным оказался 1969 год, когда в республике не было зафиксировано ни одного случая заболевания дифтерией.
В 1970 году в Латвийской ССР началась массовая иммунизация детей против кори. В результате в 1979 году заболеваемость корью по сравнению с 1969 годом снизилась в 36 раз. Повальные прививки способствовали снижению заболеваемости полиомиелитом: в 1958 году показатель заболеваемости составлял 10,3 на сто тысяч населения, а в 1963 году не был зарегистрирован ни один случай этого заболевания.
Наконец, к значимым достижениям советской системы здравоохранения Латвии можно причислить и снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности — в 1981 году по сравнению с 1980 годом она уменьшилась на 10%.
Современная система обеспечения медуслуг в Латвии подверглась реформированию по образцу капиталистических стран, что привело к печальным результатам. Однако стоит отметить, что отдельные лечебные комплексы успешно функционируют благодаря наличию квалифицированных медицинских и организационных кадров, доступности качественных медикаментов и налаженной с советских времен инфраструктуры. Это все традиции предыдущих эпох, которые Латвии необходимо сберечь.