Не Су-24 единым: чем еще удивляли русские летчики американцев
Олег Мирославов
В то время как в Литве пытаются нагнетать градус напряжения по поводу пролета на низкой высоте российского Су-24 над ракетным эсминцем США USS Donald Cook в Балтийском море, сами же американские моряки относятся к этому с нескрываемым интересом, высоко оценивая пилотажные навыки российских пилотов.
Литовские политики продолжают негодовать по поводу «российской атаки» на следующий с «дружеской миссией» в Клайпеду американский военный корабль. Заголовки литовской прессы в стиле «русские идут» наглядно демонстрируют зашкаливающий уровень истерии политического истеблишмента страны, маниакально стремящегося любой ценой обнаружить «признаки» и «следы» российского вторжения, будь то высадка «российских диверсантов» в Юодкранте или переброска в Литву «туристов Путина» для ее захвата по восточно-украинскому сценарию. На этом фоне сами же американцы, судя по выложенной в интернет записи, столпившись на корме, с большим интересом и удовольствием наблюдали за фигурами высшего пилотажа. Вряд ли в условиях боевой готовности американские военнослужащие преспокойно делали бы памятные фото и видео пролетающих российских истребителей, наслаждаясь незабываемым мастер-классом русских летчиков.
Пролет Су-24 над ракетным эсминцем США USS Donald Cook
Что-что, а удивлять русские летчики умеют!
В свое время российские самолеты триумфально встречались в самой Америке. В 40-х гг. ХХ в. советский летчик Валерий Чкалов приобрел мировую славу, став символом российско-американской дружбы. В 1937 г., будучи командиром экипажа, совершил первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон). Протяженность полета, который проходил в крайне сложных метеорологических условиях (отсутствие видимости, обледенение), составила 8504 километра. Перелет имел и большое политическое значение, так как продемонстрировал всему миру высокий технологический уровень развития советской авиации, а значит — и мощь государства.
Интерес американского общества к трансполярному перелету, наметившему кратчайший маршрут между странами двух континентов, был настолько велик, что пребывание русских пилотов на американской земле было расписано на месяц вперед. Куда бы они ни приезжали, будь то Ванкувер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк, их везде встречали как героев с морем цветов и военными почестями, артиллерийским салютом, многочасовыми очередями за автографами, нескончаемыми интервью и т.д. Именно на американском радио для ее многомиллионной аудитории В.Чкалов проведет знаменитую образную параллель между двумя народами в виде рек «Колумбия и Волга, которые, хотя и текут на разных континентах, но находятся на одной планете, мирно сосуществуя и неся свои воды в единый Мировой океан».
Прием по случаю «великого перелета» в Белом доме
По воспоминаниям дипломатов, во время приема русских летчиков царила дружеская и непринужденная атмосфера. Глава государства Ф.Рузвельт на демонстрируемый гостями интерес к живописи на морскую тематику, украшавшей интерьеры, рассказал о своем морском прошлом, что во многом и предопределило «тягу ко всему, что связано с морем». На что В.Чкалов шутливо заметил: «Вам не хватает здесь нашего Айвазовского», что вызвало оживление Рузвельта, заявившего: «Я очень, очень люблю Айвазовского...». В какой-то момент политик, прикованный к инвалидному креслу, попросил В.Чкалова помочь подняться, чтобы засвидетельствовать уважение героическому поступку. По завершении приема один из помощников президента таким образом резюмировал итоги встречи: «Ребята! Вы за 62 часа сделали больше, чем все ваши дипломаты за несколько лет...».
Самолет АНТ-25 — символ российско-американской дружбы
В память о знаменательном событии американцами на 150-летие штата Вашингтон был установлен в Ванкувере монумент советско-американской дружбе, а одна из улиц города была названа в честь легендарного пилота — «Чкалов Драйв».
Чем была вызвана такая бешеная популярность советского летчика по ту сторону океана? Возможно, американское общество хотело видеть в нем своего Говарда Хьюза, пионера американской авиации, летчика-испытателя, способного на эксцентричные поступки (в 1938 г. совершил кругосветный перелет с посадками в Омске и Якутске). Ко всему прочему харизма, открытость и жизнерадостность просто не могли не оставить равнодушными простых американцев, которые сохранили в памяти легендарное высказывание русского летчика о том, что «народы России и США должны жить в мире на нашей общей планете Земля и совместной работой украшать океан под названием Человеческая жизнь».
Чукотка — отправная точка
в установлении дипломатических отношений между Россией и США
Еще за 7 лет до легендарного трансполярного перелета на Чукотке произошло событие, которое стало отправной точкой в установлении дипломатических отношений между Россией и США. Там есть памятное место под названием «Коса Двух Пилотов» (длинная и узкая песчаная коса на побережье Чукотского полуострова, недалеко от устья реки Амгуэмы) в честь двух американских полярных летчиков, погибших в 1929 г. во время спасения затертой во льдах американской шхуны «Нанук».
Самолет основателя воздушных линий на Аляске Б.Эйельсона и механика Э.Борланда «Гамильтон 10-002» разбился в 50 милях от мыса Северный. Останки пилотов были найдены в результате поисков под руководством русского летчика Ф.Слепнева. На похоронах американских пилотов на Аляске американцы в знак благодарности России исполнили Интернационал. Спустя три года между США и Россией были установлены дипломатические отношения.
Победа, добытая единством
Американцы перенимали мастерство у русских летчиков и во время Второй мировой войны, совместно перегоняя в 1943 г. со специального аэродрома на Чукотке истребители, которые перебрасывались из Аляски в Сибирь в рамках фронтовой программы ленд-лиз. Работать приходилось в чрезвычайно сложных условиях Крайнего севера.
К 70-летию годовщины Великой Победы российские и американские летчики повторили легендарный маршрут «Аляска – Сибирь», по которому за годы войны было доставлено почти восемь тысячи истребителей, штурмовиков и т.д.
Как и в годы Второй Мировой, Дугласы взлетели с аэродрома Грейт-Фолс, взяли курс на северо-запад, совершили несколько промежуточных посадок на территории Канады, добрались до Аляски, пересекли Берингов пролив, оказались в России, в Анадыре, затем с остановками в Магадане, Якутске, Братске, Красноярске закончили исторический маршрут в Москве.
Всего за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тыс. самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл».
В память о совместном вкладе 9 мая в Нью-Йорке в нынешнем году пройдет санкционированная сенатом штата акция «Бессмертный полк» с участием потомков американских ветеранов, а также пролет легкомоторного самолета над городом с прикрепленным к нему символом Победы — 30-метрвой Георгиевской лентой. Сами же ленточки будут раздаваться всем желающим местным жителям и туристам на площади Манхэттена — Таймс-сквер.