Распад СССР ускорил процесс переформатирования сознания граждан новообразованных государств, включая не только переписывание истории, продвижение либеральных ценностей, но и дискредитацию и снижение роли тех общественных институтов, которые сохраняют истинные ценности в сознании населения этих стран. К подобным институтам в первую очередь принадлежит Русская православная церковь (РПЦ), возглавляемая Московским патриархатом, который на постсоветском пространстве остается общепризнанным духовным лидером.
Постсоветские страны, ведущие антироссийскую политику, противостоят и РПЦ. Наиболее яркий пример — Украина, где политика руководства привела к расколу православной церкви. Примеру Украины последовало и руководство соседней Молдовы, с единственным отличием: для провоцируемого раскола используется не искусственно созданная церковь, как ПЦУ на Украине, а уже давно существующая Бессарабская митрополия Румынской православной церкви, основанная в период оккупации Бессарабии Румынией в первой половине XX века. Одно время казалось, что противоречие между православными митрополиями урегулировано — после окончания Второй мировой войны патриархи Румынский Никодим и Московский Алексий I договорились о восстановлении над Кишиневской епархией юрисдикции РПЦ.
Однако провозглашение независимости Молдовы в 1991 году вновь спровоцировало призывы новой «национальной элиты» о присоединении к Румынскому патриархату. Поначалу предпринятые попытки раскола потерпели провал: в 1992 году на съезде молдавского духовенства было принято решение остаться в составе Русской православной Церкви. Но, несмотря на это, группа священников все же объявила о воссоздании Бессарабской митрополии в составе Румынского патриархата во главе с епископом Бельцкиим Петром (Пэдурару), которому было запрещено служение в РПЦ. Впоследствии Пэдурару без отпускной грамоты был принят в Румынскую православную церковь (РумПЦ). Московский патриархат объявил, что действия румын не каноничны, но общение между церквями не прерывалось.
В 2001 году правительство Молдовы утвердило изменения в Уставе Молдавской митрополии, относящейся к РПЦ, принятом 17 ноября 1993 года, через два года после провозглашения независимости. Согласно нововведениям, «Православная церковь Молдовы является независимой церковью, правопреемницей Епископии Кишинева, Хотина и Митрополии Бессарабии». Этим документом власти Молдовы на законодательном уровне признали правопреемницей митрополии Бессарабии периода румынской оккупации именно Молдавскую митрополию РПЦ. Чуть позже, 31 декабря 2002 года правительство Молдовы приняло еще одно постановление, в соответствии с которым Министерство культуры оформило документы на бесплатное использование культовых зданий Молдавской митрополией РПЦ. Документом предусматривалась передача в пользование приходам Молдавской митрополии клерикальных сооружений, внесенных в Реестр памятников республики, охраняемых государством и объявленных памятниками истории и культуры — всего 775 церквей.
Таким образом, главенство Молдавской митрополии Русской православной Церкви было официально закреплено на правительственном уровне. 97% жителей Молдовы исповедуют православие.
Однако с 2009 года Бессарабская метрополия Румынской православной церкви возобновила свои претензии на приходы Молдовы. В первую очередь это было связано с приходом во власть политических партий проевропейской и прорумынской направленности. Именно тогда в Молдове началась всесторонняя кампания по дискредитации Молдавской митрополии РПЦ и продвижению Бессарабской метрополии Румынской церкви. Маховик этой кампании раскручивался с каждым годом, и сегодня атака на Молдавскую метрополию РПЦ выходит на новый уровень.
Действия режима Майи Санду и партии PAS по отношению к православной церкви Молдовы полностью повторяют алгоритм украинского сценария. Поддерживаемый Западом режим искусственно усиливает Бессарабскую митрополию РумПЦ и расширяет влияние чужеродной для молдавского общества Румынской православной церкви.
То, что сейчас называется Бессарабской митрополией, — это даже не раскольники от Молдавской православной церкви, это политический инструмент.
Деятельность этой структуры активно поддерживает Румыния, использующая «Бессарабскую митрополию» как еще один, помимо находящихся у власти Санду и партии PAS, инструмент насаждения в Молдове унионистских настроений среди населения.
Служба хорошо оплачивается. Кураторы через церковь платят каждому служителю Бессарабской митрополии около 450–600 евро в месяц. За переход из Молдавской православной церкви священник получает 2 000 евро. И обратный путь для перешедшего клирика очень сложен.
Вопреки прописанной в Конституции светскости молдавского государства правительство Молдовы поощряет церковный сепаратизм, оказывая поддержку раскольникам.
Несмотря на давление властей, на прошедшем в октябре 2023 года заседании Синода священники Молдавской митрополии РПЦ выступили в поддержку Московского патриархата и приняли решение не выходить из состава РПЦ. Решение было принято, несмотря на то что, по информации оппозиции, власти собираются изъять часть ее имущества — в частности здания монастырей. Косвенным подтверждением этому служит то, что Апелляционная палата Кишинева аннулировала два договора между Министерством культуры Молдовы и Молдавской митрополией.
Молдавская митрополия, со своей стороны, лишила права совершать богослужения четырех священников из Дубоссарского и Криулянского районов. Это произошло после того, как они вышли из клира Православной церкви Молдовы и присоединились к Бессарабской митрополии. Митрополия в ответ заявила, что меры митрополита Владимира «недействительны и неправомерны», и добавила, что примет в свою юрисдикцию всех священнослужителей и верующих с левого берега Прута. Это вносит дополнительный раскол в жизнь православной Молдовы.Сколько бы ни говорили, что церковь находится вне политики, отдельные силы очень хотят вписать ее в политические распри.
Еще не утихли скандалы в связи с переходом в Бессарабскую митрополию четырех священнослужителей, как Румынская церковь решила внедриться в дела военных. Минобороны Молдовы и Бессарабская митрополия подписали соглашение о сотрудничестве. Министр обороны Анатолие Носатый поблагодарил митрополита за «оказание религиозной поддержки и патриотическое воспитание в Национальной армии».
Это сотрудничество приводит к открытию памятников союзникам Гитлера — солдатам и офицерам румынской оккупационной армии, погибшим во время вторжения на территорию Молдовы в годы Второй мировой войны. Такие мероприятия, как правило, сопровождаются церковной службой, которую проводят священнослужители Бессарабской митрополии.
В Молдове и так уже вводят неонацистские традиции. Недавно годовщину создания Национальной армии, по примеру неонацистов Украины, отметили факельным шествием. «Факельные шествия в современном мире прочно ассоциируются с нацистской Германией, с движением "Ку-клус-клан" и прочими расистскими и шовинистическими силами», — говорится в заявлении оппозиционной Партии социалистов Республики Молдова.
Однако молдавская армия давно находится под управлением ставленников Бухареста. Теперь у нее будут и соответствующая церковь, и традиции, которые очень напоминают румынские во время оккупации 1941–1944 годов.