Культура Культура

Историю в странах бывшего СССР переписывают по заказу Запада?

Академик Михаил Покровский в 1928 году заметил, что «история — это политика, опрокинутая в прошлое». Пройдет немногим более шестидесяти лет, и получившие независимость от СССР молодые государства подтвердят каждое его слово. В угоду националистическим интересам будет написана новая история Украины, Грузии, Молдовы, стран Прибалтики. Насколько успешны на постсоветском пространстве современные мифы о Великой Отечественной войне и кому они выгодны, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал молдавский историк, политолог Сергей НАЗАРИЯ:

— Г‑н Назария, накануне Дня Победы тема переписывания истории и итогов Второй мировой войны затихла или она по-прежнему актуальна?

— Пока существует геополитика, государственные интересы и противостояние государств, история будет использоваться как орудие достижения текущих политических и геополитических целей. Эта тема всегда актуальна. Безусловно, победа во Второй мировой войне принадлежит в первую очередь Советскому Союзу, а Россия, как правонаследница СССР, — главная страна-победительница.

Сергей Назария / Источник: sputnik.md

Фальсификации будут продолжаться с целью исказить реальные события, показать Советский Союз и Россию в свете, отличном от того, который лег над Европой и над всем миром в мае 1945 года.

Россию хотят представить как второразрядную страну, страну, у которой особых успехов, достижений и тем более заслуг перед человечеством нет. В этом плане величайшая победа российской истории должна быть принижена и отнята у России. Именно на это направлены главные усилия фальсификаторов.

— Для чего это делается?

— Чтобы «сбить» авторитет России на международной арене и инерцию роста, которая связана с подъемом страны после прихода Владимира Путина к власти. Чтобы показать: раз в прошлом у России ничего не было, то и в будущем быть не может. Я думаю, с этим в первую очередь связаны фальсификации. Это в глобальном плане.

Существует множество мифов более мелких, условно говоря, местных, националистических в странах Восточной Европы и в бывших постсоветских странах. Так, события на Украине имеют сильнейший антироссийский привкус.

То, что произошло в 2014 году на Украине, направлено против России, против совместной истории. Естественно, в данном плане необходимо показать, что украинцы не были вместе с русскими, как все остальные советские народы, а воевали за какую-то иллюзорную украинскую независимость. Что героями реально являются не партизаны Сидор Ковпак и Петр Вершигора, а националисты Степан Бандера и Роман Шухевич.

Эти мифы не просто историческая неправда — они выполняют определенный геополитический антироссийский заказ: оторвать Украину от России и обосновать этот отрыв на глобальном уровне и на уровне мелких национализмов.

Историю Второй мировой и Великой Отечественной войны фальсифицируют, чтобы показать, что роль России в Победе была чуть ли не нулевая, и доказать, что советские народы были не вместе с Россией как минимум. Более того, Россию хотят представить их угнетателем, убедить, что народы якобы боролись за независимость, как, например, нынешний бандеровский мир.

В Молдавии местные «румынонационалисты» пытаются доказать, что молдаване были не вместе с другими советскими народами и что в 1941 году для молдавского народа началась не Великая Отечественная война, а война чужая, в которую Молдавию втянули два диктатора — Адольф Гитлер и Иосиф Сталин. Здесь включается миф о равной ответственности за развязывание конфликта гитлеровской Германии и Советского Союза. Цель мифа та же — дискредитировать современную Россию с помощью истории: «У вас в прошлом всё было плохо, вы виновники и злодеи. Поэтому никакого позитива от вас сегодня тоже ожидать не приходится».

Но факты категорически опровергают эти мифы. Молдаване были вместе с русскими, украинцами и другими народами в той войне. 400 тысяч уроженцев Молдавии воевали в Красной армии, из них 150 тысяч ушли на фронт добровольцами. Степень мобилизации молдаван в Красную армию в то время была на уровне России и Украины, а участие добровольцев в процентном соотношении даже выше.

Для Молдавии война была отечественной, как и для других советских народов. Для сравнения, за годы войны в румынской армии воевало 28 тысяч молдаван, среди которых не было ни одного добровольца. Сравните: 400 и 28 тысяч.

Румыны, конечно, хотели мобилизовать больше людей — несколько сотен тысяч. Но они, во-первых, не доверяли бессарабцам, а во-вторых, бессарабцы сумели саботировать мобилизацию. Румынам не удалось взять наших людей в свою армию.

В августе 1944 года началась Ясско-Кишиневская операция, которая привела к окончательному освобождению Молдавии от фашистской оккупации. Тогда 14 тысяч уроженцев Молдавии на поле боя с оружием в руках перешли на сторону Красной армии, и маршал Фёдор Толбухин их не пленил, а отпустил по домам. В сентябре эти люди были призваны в Красную армию.

Оставшиеся в румынской армии 14 тысяч человек стали писать прошения о переводе в Красную армию (на тот момент Румыния уже перешла на сторону Советского Союза — прим. RuBaltic.Ru). Для верховного главнокомандующего была составлена докладная записка о многочисленных рапортах. Но Сталин наложил резолюцию о том, что свои люди нужны СССР и в румынской армии.

Из 400 тысяч мобилизованных молдаван погибло более 80 тысяч. Более 80 тысяч человек были награждены советскими наградами за воинские подвиги и доблесть. Как видите, факты опровергают мифы. Но мифы рассчитаны на то, что факты неизвестны или забыты. Поэтому людей легко одурачить, оболванить. В этой связи развенчание мифов актуально.

— Живет ли в молдавском народе правда о Великой Отечественной войне, о подвиге, который совершили молдаване? Или теория советской оккупации и столкновения тоталитарных режимов навязывается успешно?

— Скажем так, эта традиция жива в устной форме, в меньшей степени — в рамках литературы и СМИ. Современные молдавские учебники по своей сути русофобские и антисоветские: там события представлены с фальсификаторской точки зрения. В них говорится, что война была чужда молдавскому народу, что в 1941 году произошло освобождение от большевистской тоталитарной советской оккупации, а в 1944‑м произошла новая оккупация. Примерно так подаются события.

Наши учебники не просто русофобские, они еще и антимолдавские. С их страниц молодому поколению пытаются внушить чуждую ему идентичность — румынскую. На самом деле это не молдавские учебники, а румынские.

Начиная с 2011 года молдавские учебники истории финансируются румынским правительством и печатаются на территории Румынии. Нетрудно догадаться, какие ценности внушаются молдавским детям.

Чтобы изменить ситуацию, необходимо менять политику в республике. Необходимо нынешнюю власть свергнуть с помощью выборов и привести во власть нормальных людей, ориентированных в государственном деле на национальные интересы Молдавии, а в исторической науке — на историческую правду.

— Когда сегодняшняя власть пытается отрицать подвиг молдавского народа, это вызывает народное сопротивление? Ведет ли такая политика к снижению рейтингов правительства?

— Когда власть или румыноунионисты пытаются провести какой-либо митинг, они собирают жалкие несколько тысяч на площади. Когда 9 мая проходит всенародный праздник, по всей республике выходят сотни тысяч людей, возлагают венки и цветы к памятникам погибшим советским воинам. В каждом селе, в каждом районном центре, в каждом городе и в Кишинёве не сосчитать людей. Их никто не заставляет это делать: память пока сохраняется в людях.

— То, о чём Вы рассказываете, под копирку совпадает с тем, что делается в области исторической политики в Прибалтике. Существует ли централизованное управление историческим мифотворчеством? Координируются ли усилия фальсификаторов истории, которые ведут свою деятельность одновременно в Молдавии, Украине и Прибалтике?

— Я могу лишь предположить, что такой центр есть. И, как выражался ныне покойный Збигнев Бжезинский, центр мировой власти находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Я говорю, конечно, в утрированной форме. Потому что таких центров может быть и несколько, но один главный — в США. Я не знаком лично с документами, подтверждающими эту теорию. Но если исходить из повседневной практики, естественно, все эти вещи координируются.

Та или иная версия истории не нашим местным пришла в голову, если она похожа на идеи, которые существуют сегодня на Украине, и в Прибалтике, и в Грузии, и еще где-то — возможно, еще и в некоторых восточноевропейских странах, судя по их учебникам истории. Но не всех этих людей надо заставлять заниматься фальсификациями, многие из них делают это добровольно.

В поляках, наверное, не нужно воспитывать русофобство. В Румынии русофобская политика проводится всё время существования независимого Румынского государства. «Россия — исконный враг», — это их идея фикс.

В Румынии и в Польше определенная историческая традиция русофобства существовала до того, как началась Вторая мировая война, и до того, как эти страны стали социалистическими.
В период социализма в Румынии имелись определенные русофобские антисоветские тенденции, правда, они существовали подспудно. Но после развала социализма многие страны стали сателлитами Вашингтона. И теперь никто не позволит им проводить гуманитарную политику, отличную от той, что разрешена.
Читайте также
9 апреля 2018
Президент Литвы Даля Грибаускайте на прошлой неделе приняла участие в Балтийском саммите в Вашингтоне, который был посвящен столетию независимости трех Прибалтийских государств.
11 апреля 2018
В Латвии создана Ассоциация развития русского гражданского общества и поддержки российских эмигрантов.
9 апреля 2018
Интервью с латвийским ученым, доктором наук Дмитрием Бочаровым.
12 апреля 2018
Президент Украины Петр Порошенко поручил правительству начать процедуру официального выхода страны из учредительных органов СНГ.