Столица Латвии, самая крупная административная единица Прибалтики и, наконец, удивительно живописный и весьма почтенный по годам город празднует с 17 по 19 августа свой день рождения. Этому событию портал RuBaltic.Ru решил посвятить очередную статью.
Но не ждите от нас обзора готовящихся праздничных мероприятий или анализа нынешней социально-экономической обстановки в Риге. Мы хотим предложить вам небольшую прогулку в сказку или как минимум в городскую легенду, коих за восемьсот семнадцать лет у старинного города накопилось немало.
Даже обидно — уже который том «Сказок старого Вильнюса» авторства модного писателя Макса Фрая увидел свет, а никаких «Сказок старой Риги» пока нет и в помине. Конечно, одной небольшой статьей эту вопиющую несправедливость не исправить, но это куда лучше, чем ничего, не правда ли?
Из всего многообразия городских преданий сложно выбрать то, которому пристало открывать наш «вечер воспоминаний». Наверное, правильно будет начать с самого начала — а именно с основания Риги.
Как и положено любому уважающему себя старинному городу, здесь тоже существует легенда, посвященная этому событию. И связана она с именем Большого Кристапа, который по одной версии был великаном, а по другой — попросту большим и сильным человеком, который помогал людям перебираться через Даугаву. И не на лодке, как какой-нибудь лентяй Харон, а вброд, перенося клиентов на собственных плечах. Там же, на берегу, он выстроил себе и домик, чтобы, так сказать, недалеко «отходить от кассы».
И вот как-то раз, ненастной ночью, Кристапа разбудил крик продрогшего маленького мальчика, которому просто необходимо было попасть на эту сторону, невзирая на грозу и ветер. Устоять перед детскими слезами добряк Кристап не мог и понес мальчишку на плече, удивляясь, что с каждым шагом он становится все тяжелее и тяжелее. Под конец ноша стала практически неподъемной, но Кристап не привык бросать дела на середине и «через не могу» доволок сорванца не только до берега, но и до собственной избушки, где, обессиленный, и повалился спать.
Поутру в домике никого не обнаружилось, а был только внушительный сундук с золотом, стоявший аккурат на том самом месте, где ночью спал опровергающий законы физики ребенок.
На что потратить золото, Кристап за всю жизнь так и не придумал, зато его наследники впоследствии употребили волшебное богатство с толком и начали строить на месте опустевшей избушки город Ригу.
Что стало с мальчиком и был ли таковой вообще, история умалчивает, но с тем, что не все тут просто, соглашаются все версии легенды. Поговаривают даже, что мальчик тот был вовсе не простым и что той ночью добрый Кристап нес на плече сына самого Христа. Откуда бы ему взяться у бездетного Мессии — вопрос другой, но именно этот вариант объясняет имя переносчика – Кристап-Христофор, которое он получил как раз после того события.
Эта легенда испокон века витает среди рижан, а сам Большой Кристап во все времена был весьма почитаемой фигурой. Настолько, что еще в начале XVI века на берегу реки установили статую из дерева, изображающую высокого человека с ребенком на плече. Статуя эта никогда не оставалась без внимания, ее украшали цветами и лентами, а некоторые чуть не молились ей, прося защиты и помощи в разных делах. Сейчас оригинал ее находится в Музее истории Риги и мореходства, а на набережной Даугавы стоит, защищенная стеклом, ее точная копия.
Не только весь город в целом, но и отдельные строения Риги также имеют романтический флер — например, две водонапорные башни-погодки, построенные в последние годы XIX века.
Когда-то, рассказывают люди, жили здесь две красавицы-сестры, Анна и Жанна, и все бы ничего, да только была Анна ведьмой. Правда, доброй — со всего города к ней ходили недужные, и она никому не отказывала, всех лечила и вылечивала. Но законов бизнеса, а также некоторых методов работы с конкурентами и в стародавнее время никто не отменял, и местный аптекарь знахарку решил извести — ведь кому нужен аптекарь с сомнительными пилюльками при наличии проверенной ведуньи! Он-то и настрочил на нее донос с обвинением в колдовстве. И, как водилось в ту пору, этого оказалось достаточно, чтобы Анну, не особо разбираясь, сожгли, а ее добросердечная сестра Жанна от горя покончила с собой рядом с местом казни. Там-то, где развеялся прах двух сестер, в 1896 и 1897 годах и выросли две водонапорные башни-близняшки.
Но и тут одной версией не обошлось: среди сторонников теории мирового заговора бытует мнение, что башни — вовсе не память о прекрасных сестрах, а часть хитроумного плана тайного общества Иллюминатов. Дескать, Анна и Жанна вместе с построенной на полтора десятилетия позже третьей башней — Серой Алисой – и еще одной, возникшей в 1913 году и так и оставшейся без имени, образуют подозрительно ровный треугольник, каким-то образом еще и привязанный к сторонам света. Во главе прямого угла высятся башни-сестры, а одиночные венчают острые углы. Не к добру, мол, это и неспроста. Ну да каждому свое.
Главное, чтобы задорные энтузиасты не начали рыть в центре этой геометрической фигуры, где сейчас в одном из дворов находится закованная в асфальт автостоянка, в надежде наложить лапу на легендарное золото тамплиеров.
Раз уж мы коснулись мистических тем, грех было бы не упомянуть легенду о рижском трубочисте, тем более что в ее основе, как говорят, лежат вполне себе исторические факты. Даже дом на улице Калькю, где разворачивались эти драматические события, все еще стоит, как стоял. И в этом доме жил себе зажиточный средневековый обыватель с патриархальными взглядами — поболе даже, чем «в среднем по больнице» на ту пору. Настолько, что дочь свою, прекрасную Гарумзиме, не только никуда не пускал без присмотра, но и поселил на верхотуре под самой крышей, чтобы исключить, так сказать, на корню все неподобающие знакомства.
Но, как известно, три вещи удержать невозможно: воздух, воду в ладонях и девицу, возжаждавшую романтики.
И та романтика явилась к ней в образе чумазого, но от этого не менее пригожего трубочиста Зилайса Димантса. А дальше — как в песнях поется да в легендах сказывается. Еженощно наведывался юный трубочист к дому возлюбленной, забирался по своей лесенке до второго этажа, а там хватался за веревку, что спускала ему красавица из своего окошка.
И неизвестно, как бы все обернулось, да подвели коты. Да-да, именно неразлучная пара котов-полуночников, орущих на подоконнике, однажды разбудила сурового папашу посреди ночи. Он поднялся турнуть их и тут-то разглядел в лунном свете все нехитрое верхолазное снаряжение. И вот кому бы сниматься в трагедийной версии «Ну, погоди!» — прихватив садовые ножницы, оскорбленный в своих педагогически-моралистических идеалах родитель засел в засаде, поджидая дочкиного кавалера.
Пробило три часа… Дальнейший ход повествования понятен — ножницы щелкнули, трубочист разбился. Но отмщенный отец недолго радовался победе над развратом и пороком: безутешная Гарумзиме прыгнула следом из окна и разделила судьбу нареченного.
Вы спросите, где же мистика? А вот где: поговаривают, что каждую ночь ровно в три часа у дома можно услышать сначала крик трубочиста, а потом и девицы под аккомпанемент басовитого мурлыканья двух черных бессовестных ябед.
В заключение же потешим публику забавной и двусмысленной легендой — тоже про реку, как и в самом начале, но на этот раз с ихтиологическим уклоном.
Она гласит, что раз в столетие здоровенная рыбина всплывает на поверхность Даугавы и обращается к первому встречному с сакраментальным вопросом: «Готова ли Рига?» Тут главное не оплошать и ответить отрицательно, потому что иначе гигантская тварь поднимет на реке такую волну, что затопит весь город.
Судя по тому, что Рига до сих пор стоит и тонуть не собирается, все случайные прохожие отвечали правильно — и неважно, зная о подвохе или нет. Именно поэтому готова Рига не будет, видимо, никогда.