Главная угроза современной Литвы – не провинциализм политики, не военное напряжение в регионе и даже не экономический застой. Главная угроза – это правда о недавней истории, об истории рождения постсоветской Литвы, которая обрушивает всю идейную основу этой постсоветской балтийской республики. Именно к такому выводу приходишь после прочтения презентованной накануне книги Галины Сапожниковой «Кто кого предал. Как убивали СССР и что стало с теми, кто пытался его спасти».
«ВОКРУГ ЛОМАЮТ ВСЕ, ПРЫГАЮТ»
Для автора книги Прибалтика – не случайный регион. После завершения факультета журналистики ЛГУ в 1988 г. Г.Сапожникова была направлена на работу в газету «Молодежь Эстонии», а уже через год была принята в штат «Комсомольской правды» собкором по Эстонии, Финляндии и Швеции. Соответственно все события распада СССР в Прибалтике проходили прямо на глазах у автора книги. Причем для Г.Сапожниковой это не первая работа на тему истории прибалтийских республик – в 2009 г. вышла её книга «Арнольд Мери: последний эстонский герой», посвященная известному советскому политику и первому эстонцу, удостоенному звания Героя Советского Союза, но оболганному уже в постсоветскую эпоху с подачи руководства новой Эстонии.
В этот раз из-под Золотого пера России (автор книги получила эту премию Союза журналистов в 2004 г.) по результатам многочисленных бесед с современниками вышла история о других героях – тех, кто не предал свои идеалы и страну в переломные перестроечные и 1990-е годы. И, конечно, об антигероях, которые заняли на рубеже 1980-1990 гг. (а многие из них и удерживают до сих пор) высокие государственные посты в Литве.
«Кто кого предал. Как убивали СССР и что стало с теми, кто пытался его спасти» - это не просто увлекательное историописание. Это еще и приговор «оккупационным мифам» и легендам о «героической национально-освободительной борьбе против СССР» не только в Литве, но и в целом в Прибалтике. Вот несколько выдержек из книги:
«Население Литвы психологически зомбировали, готовили к приношению жертв на алтарь свободы. В это же время спешно формировались вооруженные группы боевиков. Но если есть отрицательная идея жертвоприношения, то есть и сценарии ее воплощения».
Так вспоминал драматичные события 1991 г. их невольный участник профессор, доктор юридических наук, а затем политзаключенный «демократической» Литвы Иван Кучеров.
Или вот из воспоминаний первого секретаря ЦК КПЛ на платформе КПСС Миколаса Бурокявичюса о событиях января 1991 г. у Вильнюсской телебашни:
«Нужно учесть то, что националисты сами стреляли по тем людям, которые погибли. Здесь все списать на армию нельзя. Это было бы преступлением и искажением исторической действительности. Варенников и Кузьмин оберегали людей и с одной, и с другой стороны. Как там все случилось, никто сейчас не может ответить… Но приказа командующего гарнизоном применять оружие не было. Это я вам подтверждаю. У меня был телефон ВЧ, по которому я мог связаться и с Москвой, и с военными, так вот — военные сами по этому телефону мне звонили и спрашивали, что им делать? Вокруг ломают все, прыгают».
Демонстранты у здания парламента (Вильнюс, Литовская ССР, 1991 г.)
«ЭТО ТОТ ЖЕ МАЙДАН»
«Прыгают» - в нынешних условиях символичное замечание. Действительно недавние события на украинском майдане до боли напоминают драму (во всех смыслах) 1991 г. в Литве: те же загадочные снайперы, ритуальные жертвы, обвинения Москвы, опека Запада, театральность и банальная русофобия под видом «борьбы с империей».
«Первая часть книги посвящена событиям января 1991 г. в Вильнюсе. Я не касалась технологии того, что там происходило на самом деле. Я постаралась дать максимальную свободу и дать слово участникам и наблюдателям тех событий, но что я поняла однозначно – мы имеем дело с одной из самых коварных исторических фальсификаций. Особенно хорошо это стало ясно, когда на наших телеэкранах замаячил киевский майдан.
Сравните технологии, сравните героев – сценарий один, даже без полутонов», - провела параллели с современной Украиной на презентации своей книги Г.Сапожникова.
Остальные участники с подобной оценкой вильнюсских событий были солидарны, а участвовали в обсуждении практически только очевидцы тех событий в Литве: Михаил Головатов, бывший командир группы «Альфа», которого летом 2011 г. арестовывали в Вене по запросу Литвы в связи с обвинениями в участии в событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе; Юозас Ермалавичюс один из политзаключенных «красных» профессоров; Антанас Пятраускас, последний главный прокурор Литовской ССР, генерал-майор юстиции; Альгимантас Науджюнас, генерал-майор космических войск, во время перестройки занимавший пост секретаря ЦК Компартии Литвы.
Вообще называть те события в Литве «майданом», конечно, публицистическая условность. Не потому что нет параллелей – совпадение стопроцентное. Просто произошедшее на майдане – это уже было повторение пройденного в Вильнюсе. «Прошло 25 лет. Пока мы живы, мы хотим оценить и то, что происходит сегодня. А это тот же майдан», - заявил на презентации книги 16 августа в Москве бывший командир группы «Альфа» Михаил Головатов.
«ПЫТАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ВСЁ, ЧТОБЫ КНИГА НЕ ВЫШЛА»
Практика – критерий истины. Марксизм сейчас считают устаревшим, но люди, собравшиеся на презентации книги точно знают, что этот марксистский тезис актуален и сейчас. Знают не только потому что многие из них остались верны идеалам КПСС, а еще потому что правду о тех перестроечных событиях в Литве пытаются скрыть всеми силами. Чем не доказательство того, что эти свидетельства очевидцев истинны?
«Литва пыталась сделать всё, чтобы эта книга не вышла.
Год назад, когда я ехала на интервью с одним из героев книги Юозасом Куалялисом, тоже бывший политзаключенный, меня перехватили на сельской дороге и депортировали из Литвы. Кроме того, Литва пыталась запретить презентацию этой книги на итальянском языке в римском парламенте», - рассказала Г.Сапожникова на презентации.
Для людей, знакомых с ситуацией в Прибалтике, вряд ли эта новость вызвала удивление – для современной Литвы (да и Латвии с Эстонией) это норма. Во время презентации вспоминали и других пострадавших из-за «сакрализации» событий 13 января 1991 г. в современной Литвы. Например, Альгирдаса Палецкиса, которого оштрафовали и лишили государственных наград лишь за то, что он публично усомнился в официальной трактовке тех событий и заявил, что «свои стреляли в своих».
Сохраняются в Литве и политзаключенные. До сих пор в тюрьме находится полковник запаса Юрий Мель, задержанный властями этой балтийской республики, в марте 2014 г. За участие в событиях 13 января он обвиняется в преступлении против человечности, несмотря на всю абсурдность дела.
Информацию о событиях у Вильнюсской телебашни в Литве усиленно фильтруют.
Самым показательным случаем, демонстрирующим стремление официального Вильнюса к «дистиллированной правде», стал запрет в 2013 г. на вещание Первого канала после выхода в эфир программы «Человек и закон», в которой рассказывались факты, опять же не вписывающиеся в представления о «священной войне против кровавого центра» 13 января 1991г.
Неслучайно участники презентации шутили, что почти все выступавшие – персоны нон грата в Литве. Как известно, демократия для демократов. История с книгой Г.Сапожниковой это лишь в очередной раз подтвердила. К счастью, литовские политики все равно не могут помешать распространению информации в современном мире, и жители Литвы узнают, кто кого предал, как убивали СССР и что стало с теми, кто пытался его спасти.