Отлегло: в Латвии решились сажать за «неправильное» знание истории
Александр Носович
Сейм Латвии в окончательном чтении утвердил поправки к уголовному закону, предполагающие до 5 лет тюрьмы за «публичное прославление, отрицание, оправдание или грубое уничижение» геноцида и преступлений против человечества, совершённых советским или нацистским оккупационным режимом. Эти поправки свидетельствуют, что латвийские политики отошли от первого шока после событий в Крыму и в преддверии выборов возвращаются к излюбленной практике манипуляций с исторической памятью и противопоставления «русских оккупантов» латышам.
В утверждённой редакции поправки мягче февральского предложения ввести отдельную норму, предусматривающую тюремный срок за отрицание «факта советской оккупации». Текст депутатского законотворчества оказался настолько расплывчатым и неопределённым, что против этой инициативы высказалась даже Полиция безопасности, указавшая в открытом письме юридической комиссии Сейма, что с нормативной базой такого качества ей просто невозможно будет работать. Против законодательной инициативы выступили не только традиционные представители русской общины, но и некоторые латышские деятели, включая главу МИД Эдгара Ринкевича. «Буду непопулярным в определённых кругах, но попытка криминализировать свободу слова больше подходит тоталитаризму, а не свободному латвийскому государству, - написал министр иностранных дел депутатам латвийского Сейма. – Это попытка сделать то же самое, что во время оккупации делала советская и немецкая власть».
В итоге в феврале голосование по поправкам приостановили: коалиционные партии поручили юридической комиссии либо выделить поправки в отдельный законопроект, либо включить их в другой законопроект. С тех пор о скандальном законопроекте, распространяющем уголовный закон на оценки прошлого, несколько месяцев ничего не было слышно.
Также исчез из повестки дня проект преамбулы к Конституции, очень ожесточённо обсуждавшийся осенью 2013 года: в преамбуле предлагалось указать, что целью существования латвийского государства является «вечное существование латышской нации». Русская и другие нелатышские, но проживающие в Латвии нации, таким образом, оказывались вне сферы интересов латвийского государства. Ещё новая правящая коалиция предлагала к 2018 году ликвидировать в Латвии все русские школы, что вызвало ожидаемое негодование русской общины. В общем, всё шло как всегда в преддверии национальных выборов в Латвии: скучно и предсказуемо. «Латышская Латвия», «русские оккупанты», «одна страна – один язык» плюс уголовное преследование за несогласие с официальной историей Латвийской республики – традиционный и набивший уже оскомину за 23 года существования страны «суповой набор» правящих латышских партий, мобилизующих на выборы свой электорат путём противопоставления его русским.
А затем всё вдруг резко изменилось – причиной этого стало присоединение Крыма к России и начавшиеся беспорядки в восточных областях Украины.
Референдум в Крыму состоялся 16 марта – в один день с традиционным маршем латышского легиона СС в Риге. Лидеры правящего «Единства» потребовали от однопартийцев не ходить на марш легионеров, потому что там могут быть провокации, которые приведут к дестабилизации ситуации в стране. Премьер-министр Лаймдота Страуюма уволила министра охраны окружающей среды и регионального развития от ультраправого ВЛ-ОС/ДННЛ Эйнарса Цилинскиса, который не послушался и пошёл на мероприятие легионеров. Правящая элита Латвии испугалась того, что очередное 16 марта может спровоцировать агрессию местного русскоязычного населения – то есть испугалась собственной провокации, коей в независимой Латвии 20 лет являлась эта дата.
Дальше - больше. Вчерашние адепты «латышской Латвии» вдруг стали говорить, что их страна – дом для многих национальностей, а латвийские русские отличаются от российских русских – они лояльны правительству и дорожат латвийской государственностью, не поддержат российскую агрессию и не станут бунтовать против властей. Дошло до того, что главный в стране радикал-националист, лидер Национального объединения Райвис Дзинтарс стал писать, что каждого русского в Латвии нужно понять, услышать и простить.
За этой внезапно пробудившейся спустя 23 года после провозглашения независимости толерантностью и упорным самовнушением, что латвийские русские лояльны латвийской власти, чувствовался откровенный страх, что местная русская община взбунтуется, как в Крыму и на Донбассе, а Россия введёт им на помощь «вежливых людей». И никакое НАТО за Райвиса Дзинтарса и партию «Единство» с Россией воевать не станет.
Пять лет тюрьмы за оправдание «преступлений оккупационных режимов» означают, что у латышских элит отлегло от сердца. Первый страх прошёл, и можно осторожно возвращаться на накатанную колею. «Кровавая неоимперская Россия» так и не ввела войска на Донбасс, значит, можно и дальше запугивать электорат «русской угрозой», продолжая при этом свою прежнюю этническую и историческую политику. Электорату страшно, властям – нет.
Отголоском латышских страхов стало то, что презентовать законодательную инициативу, предлагающую реальный срок за «неправильное» отношение к истории, доверили «правильному русскому». Депутат Сейма от «Единства» Андрей Юдин в ответ на упрёки, что законопроект, бросающий в тюрьму за выражение личного мнения, противоречит латвийской Конституции и чреват исками против страны в Европейском суде по правам человека, ответил, что свобода слова не является абсолютной - если человек прославляет геноцид, его права можно ограничить. Юдин предупредил, что от таких преступлений не защитит даже депутатский иммунитет.
«Большие сомнения в этом решении Сейма вызывает преследование за “отрицание факта агрессии Советского Союза по отношению к Латвии” - это то самое отрицание оккупации. По сравнению с первоначальным вариантом эта формулировка смягчена, но всё равно это спорный вопрос, что такое агрессия Советского Союза в отношении Латвии. Такая формулировка юридически недопустима и практически неприменима. Определить, что такое “грубое уничижение факта агрессии Советского Союза по отношению к Латвии”… Не думаю, что сегодня какая-либо правоохранительная структура готова к применению такой юридической нормы на практике, - считает председатель правления Конгресса неграждан Латвии, юрист и правозащитник Елизавета Кривцова. – Изначальная дикая идея запретить дискуссии на некоторые исторические темы превратилась сейчас в такую сложную юридическую конструкцию, которую применять на практике практически невозможно».
Однако юридическая сторона в подобного рода законопроектах, принимаемых большинством латвийского Сейма, всегда вторична. Год назад, например, Сейм Латвии принял закон о запрете на использование в Латвии советской символики. Если бы этот закон был принят для практического применения, то под запрет попали бы детские костюмы, голливудские фильмы и мультфильмы, морские звёзды, флаги США и Евросоюза, герб Австрии, звёзды в некоторых храмах Иерусалима – вообще всё, что связано с пятиконечной звездой, серпом и молотом – символами «советской оккупации». Но всем было понятно, что он принимается как политический жест.
Возвращение Сейма Латвии к этой политике демонстративных жестов означает, что страх перед «крымским сценарием» начал спадать, а ничего нового для привлечения на избирательные участки латышского электората за это время правящие партии придумать так и не смогли.
Значит, запасаемся попкорном и ждём в эти четыре с половиной месяца, оставшиеся до выборов, исполнения классической программы: «войну с памятниками», «войну с историей» и войну с «русской пятой колонной». Главное – снова их не напугать.